Курсовая с практикой на тему Кризисы идентичности в подростковом возрасте и медийное влияние на них
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования идентичности в подростковом возрасте 5
1.1 Понятие идентичности 5
1.2 Особенности подросткового возраста 8
1.3 Роль медисреды в жизни подростка 14
1.4 Влияние медиасреды на подростков в период идентичности 16
Глава 2. Эмпирическое исследование условий становления кризиса идентичности в подростковом возрасте 21
2.1 Цель, задачи и методы исследования 21
2.2 Исследование влияние медийности на кризис идентичности у подростков 21
2.3 Результаты исследования 28
Заключение 33
Список используемой литературы 36
Приложения 39
Введение:
Актуальность исследования. Медиатехнологии созданы для открытой публичной передачи с помощью специальных технических средств различной информации любому лицу. В современных реалиях СМИ являются неотъемлемой частью социальной реальности. С раннего возраста дети начинают смотреть развлекательные телепрограммы, мультфильмы, рекламные ролики и другую медиапродукцию. Многие дошкольники являются активными пользователями компьютеров и Интернета. С возрастом основная жизнь большого количества детей полностью переходит в область виртуального пространства.
Сегодня доступ к сети Интернет является неотъемлемым условием формирования разносторонней личности. Но поток информации, идущий с экранов телевизоров, компьютеров и других гаджетов, из печатных изданий, может негативно сказаться на подрастающем поколении. В то же время родителям крайне сложно, а иногда и невозможно, да и не очень разумно пытаться полностью оградить своего ребенка от воздействия СМИ. Конструктивным отношением к этому вопросу будет желание помочь подростку сформировать критическое отношение ко всей полученной информации и умение отстаивать свою точку зрения.
Проблема влияния медиатехнологий на личностное развитие подростков является предметом исследования многих специалистов, среди которых В.В. Абраменков, ИП Белинская, О.П. Березина, В.И. Бойко и др.
Объект исследования – факторы возникновения кризиса идентичности у современных подростков.
Предмет исследования – влияние медийности на формирование кризиса идентичности современных подростков.
Цель исследования – изучение кризисов идентичности в подростковом возрасте и медийное влияние на них.
Гипотеза исследования. Медиа-контент в кризисный период оказывает значительное влияние на формирование личности подростка.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование (методика Куна «Кто я?»), контент-анализ.
Практическая значимость — результаты исследования могут быть использованы классными руководителями, социальными педагогами и школьными психологами для осуществления педагогической и психологической поддержки подростков с целью их дальнейшей социализации и оптимизации вхождения в мир взрослых.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, преходящий, критический, сложный период полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка обычно считается особенно сложным как для родителей и педагогов, так и для самого детского дня. Такая оценка основана на обилии критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые мы иногда называем «критическими периодами детства».
Кризис личности – это психологическая проблема, с которой периодически сталкивается человек. Внутриличностный кризис наиболее выражен в подростковом возрасте. Ни в каком другом возрасте не бывает столь сильных эмоциональных положительных и отрицательных переживаний, как в подростковом возрасте.
Проблемой исследования стала необходимость осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте с учетом того, что процесс социализации сегодня протекает в условиях неопределенных социальных ситуаций, различных принципов организации социальных общностей, деятельности, социальные роли и групповые нормы, формирующие идентичность подрастающего поколения, которое путем взросления и социализации пытается перенять все многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою идентичность.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать теоретические выводы.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется уверенность в себе, вырабатывается собственная независимая система норм самооценки и самооценки. Постепенно у подростка формируется собственный образ Я, что способствует дальнейшему, сознательному или неосознанному, конструированию поведения юноши.
Этот период знаменуется выходом молодежи на качественно новую социальную позицию, в которой формируется осознанное отношение к себе как члену общества.
важным фактором становления социальных представлений и ценностных установок становится весьма агрессивная медийная среда: большое количество рекламы, манипулятивных материалов и транслируемых образов, которые не соответствуют реальности, плотный информационный поток (переизбыток информации). К столкновению с таким информационным полем подросток, как правило, не готов.
Ценностные ориентации подростков только формируются, а их опыта взаимодействия с окружающим миром недостаточно для сопротивления всяческому воздействию, делают подростков внушаемыми, излишне восприимчивыми, в том числе и к средствам массовой информации. Именно формирующаяся личность ребенка наиболее подвержена манипулятивному воздействию СМИ, подростки являются наиболее активными и наименее подготовленными потребителями массовой информации [8]. СМИ ограничивают личную свободу подростка, вынуждая его следовать определенным социальным моделям, влияя на социально-психологические ценности и установки личности. Кроме внушаемости и восприимчивости к манипулятивному воздействию медиа подросткам свойственна реакция имитации – стремление подражать идеальным образам, кумирам.
Таким образом, подростки стремятся проводить в Сети много времени, так как медиа-платформы удовлетворяют их основные психологические потребности, при этом подростки не только могут чутко воспринимать информацию из СМИ и социальных сетей, но и стремиться подражать тем образам, которые данные площадки транслируют.
Медийная среда оказывает непосредственное влияние на жизнь подростка в целом, но и выбор определенной роли в обществе осуществляется подростком под определенным влиянием медиа. Из-за привлекательности медиа для подростковой аудитории это влияние оказывается слишком сильным, а транслируемые в СМИ и социальных сетях идеалы нельзя считать благотворными для аудитории.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования идентичности в подростковом возрасте
1.1 Понятие идентичности
Одной из базовых потребностей человека является разнообразие отношений с окружающим миром, в коллективной жизни, которая реализуется через самоотождествление личности с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Этот тип самоидентификации в науке определяется понятием «идентичность».
Это понятие имеет довольно долгую историю. До 1960-х гг. он имел ограниченное применение, а введение и широкое использование термина в междисциплинарный научный оборот связано с работами американского психолога Эрика Эриксона (1902-1994). Он утверждал, что идентичность является основой каждой личности и показателем ее психосоциального благополучия, включая следующие моменты [18].
Со второй половины 1970-х гг. понятие идентичности прочно вошло в лексикон всех социальных и гуманитарных наук. Сегодня это понятие широко используется в культурологии.
В самом общем смысле оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, что позволяет ему определять свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.
Потребность в идентичности вызвана тем, что каждому человеку нужна упорядоченность его жизни, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и другие средства взаимосвязи, которые принимают окружающие его люди [6].
Поскольку каждый индивид может быть членом нескольких социокультурных сообществ одновременно, в зависимости от типа групповой принадлежности принято различать разные типы идентичности [1]:
• гражданские,
• национальный,
• этнические,
• культурный,
• профессиональный,
• политические,
• религиозный.
Гражданская идентичность является одной из составляющих социальной идентичности человека. Помимо гражданской идентичности, в процессе становления личности формируются и другие виды социальной идентичности — половая, возрастная, этническая, религиозная, профессиональная, политическая и др.
Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан той или иной страны, что важно для личности и основывается на признаке гражданского общества, которое он определяет как коллективный субъект.
Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству.
Национальная идентичность не является врожденной чертой. Оно вытекает из приобретенного осознания общности культуры, истории, языка с определенной группой людей. К этому можно добавить чувство принадлежности к стране, приверженность ее национальной идентичности, национальной идее и национальным символам.
Этническая идентичность — неотъемлемая часть социальной идентичности человека, психологическая категория, под которой понимается осознание принадлежности к определенной этнической общности.
Этническая принадлежность определяется рядом объективных показателей: этнической принадлежностью родителей, местом рождения, языком, культурой.
Общеизвестно, что каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. При этом этническая идентичность приобретается не стихийно, а через рождение или воспитание с раннего детства в той или иной этнической среде. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родной этнической среды.
Профессиональная идентичность — сложный интегративный психологический феномен, ведущий признак профессионального развития человека, который свидетельствует об уровне принятия избранной профессиональной деятельности как средства самореализации и развития, осознания своей идентичности с группой и оценки значимости членство [12].
Она является результатом профессионального самоопределения человека, осознающего свою профессию как призвание. При сформированной профессиональной идентичности человек идентифицирует себя с профессией и считается представителем профессионального сообщества.
Политическая идентичность создает ощущение принадлежности к определенной политической группе, которое может проявляться всякий раз, когда на карту поставлены ее интересы.
Политическая идентичность может формироваться не только в результате включения индивида в политическую группу. Глубокое чувство симпатии к политической группе, партии, организации может появиться у человека даже в тех случаях, когда он формально находится вне политического сообщества.