Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психосоциальная работа в кризисных ситуациях

Курсовая с практикой на тему Кризис пожилого возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия «Кризис пожилого возраста», его феноменология 5
1.1. Понятие кризиса пожилого возраста, его содержание, особенности развития 5
1.2. Гендерные особенности протекания кризиса пожилого возраста 9
1.3. Типы приспособления личности к старости, профилактика старения 12
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Диагностика и профилактика старения 19
2.1. Диагностика кризисных состояний людей пожилого возраста 19
2.2. Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста и пути их преодоления 21
2.3. Преодоление кризиса пожилого возраста посредством досуговой деятельности 23
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27
Список использованных источников 29

  

Введение:

 

Человек преклонного возраста находится в переходном состоянии от максимальной активности, которую он испытывал в зрелом возрасте, к по-степенному увязанию всех функций организма, как физических, так и психи-ческих, что оказывается для него очень трудным и порой весьма мучитель-ным. Утрачивается здоровье, становится меньше сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям.
Итак, жизнь пожилого человека с одной стороны представляет собой угасание, болезни и немощность, а с другой стороны является периодом са-морефлексии и мудрости, которую пожилые люди способны передать моло-дому поколению.
В последнее время интерес к проблемам пожилых людей значительно возрос. Это связано с недостаточной реализованностью научного базиса по проблемам пожилых людей, особенностям протекания кризиса старшего возраста. Именно отсутствием надлежащих теоретических основ обусловлена актуальность данного исследования.
Целью данной курсовой работы является изучение кризиса пожилого возраста. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие кризиса пожилого возраста, его содержание и особенности развития;
2. Рассмотреть основные гендерные особенности протекания кризи-са пожилого возраста;
3. Раскрыть типы приспособления личности к старости, изучить ос-новные способы профилактики старения;
4. Изучить пути диагностики кризисных состояний людей пожилого возраста;
5. Выявить основные стрессоры людей пожилого и старческого воз-раста и пути их преодоления;
6. Рассмотреть способы преодоления кризиса пожилого возраста посредством досуговой деятельности.
Объектом данного исследования являются психологические аспекты старения, предметом – нормативные кризисы старения.
Теоретической базой исследования являются работы российских и зарубежных ученых в области возрастной психологии (Д.Б. Бромлей, Л.И. Анцыферова), социологии (Л.И. Очирова, Э. Фромм), и кризисной психоло-гии (Г Шихи).
Методы исследования: текстологический анализ, метод индукции, ме-тод выборки.
Теоретическая значимость данной работы заключается в анализе и систематизации научных данных в области психологии старения, практиче-ская значимость видится в возможности дальнейшего использования пред-ставленного материала для разработки тренингов и спецкурсов, направлен-ных на помощь в преодолении кризиса пожилыми людьми.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической, направленной на рассмотрение основ понятия «Кризис пожилого возраста» и его феноменологии и практической, отражающей ос-новные способы диагностики кризисных состояний пожилых людей и пути преодоления кризиса – заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Старость является заключительной фазой в развитии человека, и ха-рактеризуется инволюционными признаками, выраженными во внешнем ви-де пожилого человека, уменьшении его жизненной активности, ограничении физических возможностей. В данной курсовой работе была изучена пробле-матика кризиса пожилого возраста на современном этапе. Изучив понятие кризиса пожилого возраста, а также рассмотрев его содержание и особенно-сти развития, было выявлено, что старение происходит на молекулярном, субклеточном, клеточном и системном уровнях организма. Важнейшей ха-рактеристикой кризиса пожилого возраста является стремление к осмысле-нию жизни, подведению итогов своей деятельности. Задача пожилого возрас-та состоит не в борьбе со временем, а в том, чтобы осознанно принять свой жизненный путь и свою роль в нем.
Существует ряд гендерных особенностей протекания кризиса пожилого возраста. У женщин и мужчин значимость ценности взаимодействия несколь-ко выше, чем ценности организации жизнедеятельности. У них наблюдается существенная разница между значимостью ценностей и реализацией их в ак-тивности, что свидетельствует о внутреннем напряжении, несогласованности регуляции жизнедеятельности при переживании кризиса, негативных эмоци-ональных переживаниях.
Затрагивая тему кризиса старшего возраста, следует упомянуть, что существуют определенные типы приспособления личности к старости. Пове-дение пожилого человека может характеризоваться, как конструктивное, при котором пожилой человек внутренне уравновешен, также пожилой человек может проявлять созависимость, во время которой он становится зависимым от супруга или от своего ребенка. Кроме того пожилые люди могут приспо-сабливаться к кризису выбирая оборонительное отношение, либо отношение враждебности к окружающим и к самому себе.
Существуют способы диагностики кризисных состояний людей пожи-лого возраста. Одними из основных диагностических инструментов при кри-зисе пожилого возраста являются взаимодополняющие методики, определя-ющие уровень социальной изолированности и фрустрированности личности. Также не менее значимыми являются исследования субъективного благопо-лучия пожилых людей в комплексе с изучением личностных особенностей. Методики, направленные на изучение эмоциональных проявлений, уровня тревожности и когнитивной и социальной сфер, также помогают сделать бо-лее полный личностный анализ пожилого человека.
Помимо непосредственно личностной диагностики пожилого человека. Весьма важным является диагностика его внешней среды и выявление основ-ных стрессоров, усугубляющих протекание кризиса. Основными стрессора-ми являются отсутствие четкого жизненного ритма, сужение сферы общения, прекращение активной трудовой деятельности, синдром «опустошения гнез-да», а также уход пожилого человека в себя.
Преодолеть кризисное состояние поможет досуговая деятельность, например, библиотерапия, психотерапия воспоминаниями, сеансы релакса-ции и музыкотерапия. Также необходимо предусмотреть и посещение музей-но-выставочного центра различных, экскурсий, физическую культуру и спорт, активный отдых и туризм.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы понятия «Кризис пожилого возрас-та», его феноменология
1.1. Понятие кризиса пожилого возраста, его содержание, особенности развития
Период старения представляет собой генетически запрограммирован-ный процесс, влекущий за собой определенные возрастные изменения в ор-ганизме человека.
Старость является заключительной фазой развития индивида, в кото-рой вышеуказанный процесс развивается по нисходящей жизненной кривой. Другими словами, начиная с определенного возраста, в жизни человека по-являются инволюционные признаки, выраженные, как непосредственно во внешнем виде пожилого человека, так и в уменьшении его жизненной актив-ности и ограничении физических возможностей.
Процесс старения тесно связан с изменениями, происходящими на всех ступенях организации живой материи. Сюда можно отнести молекулярный, субклеточный, клеточный, системный уровни целостного организма. Зако-номерные возрастные изменения принято называть гомеорезом. Определение гомеореза способно прогнозировать скорость старения. Принято выделять три различные степени гомеореза: естественный, ускоренный и замедленный.
Ученые выделяют 2 традиционные точки зрения на причины развития старения. Согласно первой, старение является генетически запрограммиро-ванным процессом, заложенным в генетическом аппарате человека. Действие факторов окружающей и внутренней среды не оказывают значительного влияния на темп старения организма. Другая точка зрения гласит, что старе-ние – это результат разрушения организма вследствие неизбежного повре-ждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни. Данный процесс является многопричинным, и он может быть вызван различными факторами. Кроме того воздействие этих факторов носит накопительный ха-рактер.
По мнению А. Комфорта, ни одна из описанных выше гипотез не в со-стоянии в полной мере объяснить старение.
Со времени зарождения возрастной психологии, как науки поиски про-цессов, специфических для наступления старости являлись основным направ-лением исследований. На данный момент существует порядка двухсот раз-личных теорий, направленных на объяснения изменений, происходящих в организме пожилого человека на разных уровнях – от систем организма и его органов до уровня клеток и молекул.
Ключевой характеристикой кризиса пожилого возраста является стремление человека к осмыслению жизни, подведению итогов. Пожилые люди, переживающие кризис пожилого возраста, начинают задумываться о смысле прожитых лет.
Прежде чем более подробно описать характеристики кризиса пожилого возраста, необходимо определить возрастные границы данного периода жизни человека. Важно помнить, что эти рамки весьма условны, так как ско-рость старения для каждого индивида различна и может зависеть от различ-ных факторов. Кроме того, непосредственное восприятие человеком соб-ственного возраста может существенно отличаться от календарного. Процесс старения связан как с биологическими изменениями, так и с социально-культурными условиями индивида. Поэтому при определении возрастных рамок старости следует основываться на качественном изменении социаль-ной ситуации и социальных ролей человека.
За условные границы старости принято принимать возраст 55 – 65 лет, именно тот возраст, когда человек выходит на пенсию. Разумеется, выход на пенсию, непосредственно, как и сам возраст, не может является единственным маркером для определения данного периода.
Важно отметить, что некоторыми специалистами выделяется также и пожилой возраст, который может, как включаться в возрастные рамки поня-тия «старость», так и выступать в роли предшествующего ей периода.
В возрасте около шестидесяти лет человек осмысливает прожитые им годы, занимается поиском своей индивидуальности, ищет значимость в своей жизни. Поиск смысла жизни, подведение итогов и осознание полезности прожитых дней, должны восприниматься пожилым человеком как данность, что порой бывает проблематично в силу трудности примирения с мыслью о закате жизни. Данный факт делает кризис пожилого возраста таким значи-мым для последующих лет жизни человека, придавая эмоциональный накал и отчаяние.
В России процесс возрастного кризиса усугубляется наличием соци-ального, что значительно затрудняет процесс поиска смысла жизни. Помимо нарушения личностной идентичности, социальная идентичность пожилого человека также претерпевает изменения, что влечет за собой проблемы само-идентификации – человек не может понять с каким именно обществом он должен себя отождествлять. Привычного общества, в котором пожилые лю-ди провели наибольшую часть своей жизни, уже не существует, либо оно претерпело серьезные изменения. Пожилому человеку приходится выживать в другом обществе, с другими нормами, правилами и оценками, с которыми он может быть не согласен, или попросту не понимать его.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы