История и Обществознания Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Кризис позднеантичного язычества ( по материалам греческих и римских философов II-IV веков н.э.)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ГРЕКО-РИМСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА ДО КРИЗИСА 8
1.1. Религия и философия в античном мире 8
1.2. Отличие римского язычества от греческого и процессы их взаимодействия 13
Вывод по Главе 1. 21
ГЛАВА 2. КРИЗИС ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ГРЕКО-РИМСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ 23
2.1. Проблема восприятия язычества греко-римским населением 23
2.2.Проблема восприятия язычества греко-римскими философами 26
Вывод по Главе 2. 29
ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ 30
3.1. Окончательная «попытка реформировать язычество» 30
3.2. Как христианство нашло сплав с философией 32
Вывод по Главе 3. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Приложение 43

  

Введение:

 

Актуальность исследования определяется тем, что Поздняя Античность (II-IV вв.) – время масштабных перемен во всех сферах общественной жизни Греческой и Римской империях.
Можно выделить некоторые факторы актуальности темы. Во-первых, с ростом религиозности в современном обществе увеличилась и значимость исследований по истории религии. Изучение же кризиса позднеантичного язычества очень важно, так как он был результатом значительного духовного переворота в греко-римском обществе, что вызвало ломку прежнего мировоззрения. Во-вторых, исследование процессов, происходящих в язычестве греко-римского общества в II-IV веков, предоставляет возможность определить, как философия нашла сплав с христианством и дать ответ на вопрос, почему в конечном итоге христианство заменило язычество.

Объектом исследования является греко-римский политеизм.
Предметом исследования является кризис греко-римского язычества.
Целью данной работы является анализ предпосылок, проявлений и последствий кризиса позднеантичного язычества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности греко-римского язычества до кризиса.
2. Рассмотреть кризис традиционных религиозных представлений в контексте греко-римской философской мысли.
3. Изучить изменение религиозных философский представлений в период поздней античности.
Хронологические рамки работы охватывают II-IV вв. нашей эры.
Территориальные рамки работы включают в себя территорию Греции и Рима II-IV веков нашей эры.
Методы исследования. В процессе написания курсовой работы были использованы:
— историко-сравнительный метод , который позволил сравнить греческую и римскую философию, в частности, их соприкосновение с язычеством в период поздней античности;
— историко-генетический метод , суть которого заключается в изучении генезиса философских и религиозных явлений греко-римского общества. Данный метод помог определить причины кризиса поздней античности и синтеза философии и религии.

Характеристика использованных источников.
Рассмотрим источники, которые мы использовали в представленном исследовании. Перевод философского трактата св. Иустина Философа «Послание к Диогнету» очень четко и ясно фиксирует основные моменты христианской жизни и веры. Особая ценность этого трактата для понимания темы позднеантичного язычества заключается в достаточно подробном описании парадоксального бытия христиан в мире, их свободы и любви. «Послание к Диогнету» задает рамки понимания «нового учения», в котором человек обновляется, становится «новым человеком». Трактат особенно интересен критикой язычества, что необходимо для составления его образа.
Интересным является произведение Порфирия «О философии из оракулов». В нем присутствуют толкования изречений греческих и египетских богов с точки зрения платоновской философии. Также Порфирий ввел в обиход платоников собрание анонимных гексаметров Халдейские оракулы, в котором отождествил верховное божество халдеев с платоновским Единым. Ценность исследований Порфирия в контексте данного исследования заключается в том, что он позиционировал себя как противника христианства, соответственно, достаточно критически рассматривал его.
В античном произведении «Правдивое слово» греческого философа Цельса, греческого философа и очень яркого противника христианства (которое имеется в переводе и с предисловием известного советского историка Абрама Борисовича Рановича (1885—1948)) содержатся антихристианские тексты. В этом источнике Цельс пишет о противостоянии иудизма и философии конца II века христианству. В частности, Цельсом христианство критикуется с точки зрения философии и истории. Цельс собрал все мысли, высказываемые в его время в опровержение христианства языческими учёными и не ограничивается лишь насмешками над христианством, а старается посредством научных и философских приемов доказать его несостоятельность. «Правдивое слово» позволило в данном исследовании судить о том, каким христианство виделось римлянину.

Характеристика использованной литературы.
Рассмотрим сначала античную и средневековую философию. Интерес данного исследования представляет труд В.Ф. Асмус «Античная философия» . В представленной книге нам был интересен анализ философии древнегреческого Востока и Запада, в частности, освещается возникновение идеализма и атомического материализма, философия Платона, Аристотеля, а также учения эллинистической эпохи и Древнего Рима. Также проводится восстановление линии языческой религии.
Важно обратить внимание на труды о христианстве. Е.В. Спекторский в своем исследовании «Христианство и культура» описывает содержание философии христианской культуры и язычества в период II-IV веков. Для написания научной работы активно использовался первый параграф второго раздела, где описываются язычество и христианство, их взаимодействие, господство одной религии и смена ее другой, а также аспекты того, какие элементы язычества в себя впитало христианство. При этом важно отметить, что автор придерживался христианских взглядов и полагал, что язычество – это откат назад к физиократии.
В исследовании Е.С. Петриковской «Православие и философия» представлен диалог между христианскими антропологиями, а также поставлена задача выявить общее и особенное в западном и восточном христианском сознании. По мнению автора, мудрость античности представляет собой совершенно уникальное явление, данное в максимальной полноте мысли древним мыслителям, данное как дар, основная ценность которого заключается в способности к целостному схватыванию картины изучаемого мира.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе речь идет о об особенностях греко-римского язычества до кризиса. Во второй главе рассматривается вопрос о кризисе познеантичного язычества. В третьей главе рассматриваются трансформации религиозных и философских представлений как итоги кризиса поздней античности и появление христианства.
В заключении подводятся итоги осуществленного исследования. Завершает работу список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи было проанализировано греко-римское язычество до кризиса. Было выяснено, что религия и философия в античном мире представляют собой совокупный конструкт, который обуславливает причины мироздания и последующее становление мира, а также описывает различные функции и взаимодействия в окружающей человечество действительности. Римское и греческое язычество при этом имели ряд отличительных особенностей, тем не менее одна культура активно вбирала в себе традиции другой, подминаясь под нее и трансформируя собственные воззрения.
В ходе решения второй задачи были рассмотрены кризисные явления греко-римского населения. Было выяснено, что основной базой для развития язычества являлась непосредственно аристократическая и образованная половин населения этой страны, которая не имела какой-либо склонности принижать значение религии. Необходимо при этом отметить, что языческие боги рассматривались в период идолов как бесчувственные, глухие, слепые и неподвижные, то есть, как бы созданные «из тленной материи» и представляются по этой причине делом рук ремесленников.
В ходе решения третьей задачи были исследованы последствия кризиса в период поздней античности. Было выяснено, что христианство привнесло в языческие религии полное переформатирование взглядов населения и их полную замену. Многочисленные запреты держали общество в достаточно жестких рамках.
Таким образом, задачи исследования решены.
Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ГРЕКО-РИМСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА ДО КРИЗИСА

1.1. Религия и философия в античном мире

Философия и религия античности – это поведение людей, которое основывается на вере в существование нескольких (речь идет о политеизме) или одного (здесь имеется ввиду монотеизм) богов, это значит такого начала, которое представляет собой нечто «священное», недосягаемое для идентификации разумом человека.
Религиозное мышление, в сущности, является определенно первой формой, которая способствовала осмыслению миропонимания человека, вероятно, которое возникло приблизительно около 40-50 тысяч лет назад. Причем, как следует заметить, появление религии обуславливалось определенным уровнем и качеством мышления человека, при котором человеческий интеллект представлялся способным отделять свою мысль от окружающего пространства. Уже далее, соотносимо этапам своего развития, человек имел возможность конструировать личные представления об окружающей его среде, при этом в качестве опоры рассматривая предметы, вещи, явления, и, в свою очередь, оперируя продуктами умственной деятельности, в частности, образами, различными словами.
На протяжении тысячелетий религиозные установки носили определенно политеистический характер. Данное подразумевало то, что у каждого рода и у каждого племени имелось несколько богов для поклонения. Причем, религию этого периода в действительности еще не представляется возможным трактовать в качестве концептуально сформировавшегося мировоззрения. Это – мироощущение, которое являлось тогда естественным, природным, поскольку в понимании, отражении окружающей действительности человек слишком сильно принадлежал природе.
Рассмотрим более подробно религию Греции и Рима.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы