Кризисы жизни и их преодоление Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Кризис, как утрата личностной целостности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты кризиса как утраты личностной целостности 7
1.1 Сущность понятия «кризис» 7
1.2 Виды кризиса, их причины и воздействие на личность человека 14
1.3 Личностная целостность человека 25
1.4 Личностная целостность человека в состоянии кризиса 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования 32
2.1 Практическое исследование кризиса, как утраты личностной целостности 32
2.2 Результаты исследования 41
2.3 Рекомендации по организации психологической помощи для людей, переживающих кризис «середины жизни» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ГЛОССАРИЙ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

 

  

Введение:

 

Кризис является неотъемлемой частью человеческого бытия. Опыт, полученный при переживании кризиса, оказывает существенное влияние на становление личности, ее жизненный путь.
Проблема кризиса у человека сейчас остро стоит на повестке дня, так как в наше время практически все сталкиваются с этим явлением.
Этим обусловлена непреходящая актуальность темы кризиса для психологической науки. В современных условиях жизнь человека постоянно усложняется. Стремительность перемен, происходящих в мире, наряду с катастрофами, стихийными бедствиями, террористическими актами ставит перед ним сложнейшую задачу.
С одной стороны, человек постоянно изменяется, быть готовым к новым условиям, ориентироваться в большом информационном потоке, с другой — сохранять внутреннюю целостность, стабильность, душевное равновесие.
Проблематика кризисов в индивидуальной жизни традиционно находилась в центре внимания гуманитарного (в частности, психологического) научного мышления, однако теоретическое изучение механизмов возникновения и факторов преодоления кризисов началось с относительно недавних пор.
Изучением концепции кризиса занимались известные зарубежные и отечественные учёные (И.П. Маноха, Т.С. Кириленко, П.П. Горностай, Т.М. Титаренко, Л.В. Сохань, Э. Эриксон, Д. Маттесон, Е П., Гроф С., Крупник, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, С.К. Нартова-Бочавер, Л.И. Анциферова, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, Ф.Ю. Василюк, К.Н. Василевская, Л. Пельцман, М.Ш. Магомед-Еминов, К.Н. Артёмова, Козлов В.В. и др.) [2,3,4,9,11]
На сегодняшний день достаточно полно описана феноменология кризисов личности (Р.А. Ахмеров, И.В. Калинин, К.В. Карпинский, В.В. Козлов, G. Саріап), обозначены этапы разворачивания кризиса (В.А. Бодров, A. Yomans и др.), психологические, физиологические и поведенческие проявления (Бодалев, В.А. Бодров, Ф.Е. Василюк, Л.Г.) [8,1, 9]
Однако, несмотря на большое количество эмпирических исследований, посвященных разным аспектам изучения личностного кризиса, проблема далека еще от окончательного решения. Существуют противоречивые взгляды на само определение личностного кризиса, не обозначены его границы. Понятие «кризис» используется в широком смысле (как присущий личности). В связи с этим под определение личностный попадают все кризисы индивидуальной жизни.
Недостаточно исследованными остаются психологические механизмы, обеспечивающие индивидуальный характер его возникновения и переживания. В настоящее время в психологии недостаточно исследований, направленных на изучение специфики переживания человеком личностного кризиса, механизмов и закономерностей его возникновения и динамики.
Целью настоящего исследования изучение влияния кризиса на личностную целостность человека.
Объект исследования: личностный кризис.
Предмет исследования: целостность личности в состоянии кризиса.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психологической и методической литературы раскрыть сущность и структуру понятия «кризис»;
2. Изучить условия возникновения, динамику, типологию личностного кризиса;
3. Выявить влияние кризиса на сохранение личностной целостности;
4. Исследовать содержание кризиса («середины жизни») и его влияние на личностную целостность группы людей;
5. Проанализировать результаты исследования;
6. Составить рекомендации по оказанию психологической помощи людям, находящимся в состоянии кризиса «середины жизни».
Эмпирическая база исследования – в работе была исследована выборка 8 мужчин и 7 женщин в возрасте от 30 до 40 полных лет.
Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие принципы психологии: системного подхода к изучению личности; развития личности в деятельности, единства сознания и деятельности (Бодалёв, Л.С. Выготский, И.С. Кон, B.C. Мерлин, C.JI. Рубинштейн, и др.); положение о личности как активном субъекте деятельности и отношения с миром (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, З.И. Рябикина); гуманистические теории самореализации и самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Э. Шостром).
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Основной теоретический метод исследования — системный анализ и интерпретация психологических работ по изучаемой проблеме. В качестве эмпирических методов использовались: метод наблюдения, беседы, а также конкретные психодиагностические методики: опросник оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), методика общего психологического состояния Д.А. Леонтьева.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе работы над курсовым проектом, нами была достигнута поставленная цель — мы исследовали влияние кризиса на личностную целостность человека.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
На основе теоретического анализа психологической и методической литературы раскрыта сущность и структура понятия «кризис». Слово «кризис» происходит от греческого кrisis, что означает решение, поворотный пункт, исход.
Кризис всегда является испытанием для личности, возникая на жизненном пути каждого человека вне зависимости от его желания или нежелания.
Кризис задевает различные структуры существования личности:
− внешние аспекты жизни;
− внутренние аспекты жизни.
Причинами кризиса могут быть:
− переход на следующую ступень развития (возрастные и профессиональные кризисы);
− переход на новый этап индивидуализации как индивидуального развития личности;
− стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т. п.)
Изучены условия возникновения, динамика, типология личностного кризиса. Проявления личностного кризиса очень индивидуальны, двух одинаковые кризисов не существует, однако можно наблюдать основные реакции человека на критическую ситуацию (их 6).
Существует два направления выхода из кризиса: конструктивный и деструктивный. Деструктивный не позволяет самостоятельно выйти из кризиса, конструктивный – позволяет выйти на любой стадии его развития.
Кризисные состояния (стрессовое расстройство, острые реакции и состояния на утрату, смерть, болезнь близкого значимого лица, потеря работы, привычного социального статуса, снижение качества жизни, неразрешимые конфликты в производственной или бытовой сфере, «кризис развития»).
Постоянные конфликты на работе и дома, болезнь или смерть близких людей, низкий уровень материальных доходов и многие другие отрицательные факторы, приводят к кризисному состоянию человека.
В наше время наблюдается катастрофический рост поведенческих и стрессовых расстройств. У детей, подростков и пожилых людей предрасположенность к кризисным состояниям очень велика, так как для этих возрастных периодов, характерны срывы психологического направления.
Войны, природные и техногенные катастрофы, которые, как правило, внезапны и несут опасность для жизни, приводят к кризисному состоянию множество людей, морально и физически не готовых к такому повороту событий в своей жизни.
Изучено понятие личностной идентичности в состоянии кризиса.
Во второй главе мы исследовали уровень состояния у группы людей среднего возраста, на предмет выявления кризисных состояний.
Мы пришли к выводу, что кризисное состояние свойственное для всех людей, в особенности для зрелого возраста, так как данное направление для изучения появилось в психологии не так давно.
Результаты проделанной нами работы позволяют сделать выводы о достижении цели и задач.
Перспектива данной работы – использование ее в качестве методической литературы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты кризиса как утраты личностной целостности
1.1 Сущность понятия «кризис»
Понятие «кризис» известно с древних времен (в переводе с греческого языка термин «кризис» означает поворотный пункт, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации; с латинского — разделение, перелом). В эпоху античности понятие «кризис» использовалось главным образом в медицине и театральных представлениях: в медицине под кризисом понимали резкое изменение течения болезни, после которого больной либо умирал, либо выздоравливал; в театре — кульминацию театрального представления, после которой герои погибали. Первое известное употребление слова «кризис» в близком к современному пониманию относится к XV в., когда под кризисом подразумевалась ситуация, которая достигла критической фазы, либо нестабильный или переломный момент, при котором надвигается решающее изменение (особенно с большой возможностью крайне нежелательного исхода) [11, с.5].
Выделим несколько концептуальных подходов к толкованию понятия «кризис».
Кризис как поворотная точка, очень опасная, полная угроз ситуация, требующая немедленного решения. Большое число авторов придерживаются подхода, согласно которому кризис определяется как резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние, проявляющееся в глубоком расстройстве системы, вызванном нарушением сбалансированности процессов, поддерживавших ее сравнительно устойчивое функционирование. Это связано с происхождением слова «кризис», которое переводится схожим образом («поворотная точка», «поворотный момент», «решение») [2, с.107].
Акцент в определениях делается на угрозу, большую вероятность наступления негативных последствий и, как следствие, необходимость незамедлительных действий.
Кризисные процессы могут не только приводить к негативным последствиям, но и стать стимулом для обновления и развития, для превышения докризисного уровня развития. Основной функцией кризиса является выявление и разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей степени нарушают организованность и органичность целого. Выявляя слабые места и недостатки, кризис предоставляет возможность для их исправления и, тем самым, позволяет укрепить позиции, получить в дальнейшем больший результат.
Наряду с отрицательными негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя.
Китайская пиктограмма слова «кризис» отражает идею кризиса. Она состоит из двух составляющих: одна изображает опасность, а другая (кстати, большая по размеру) возможность. Это как туннель с возможностью выхода в свет. Но состояние напряжения, которое создаёт пружина, натянутая между возможностью и опасностью, толкает человека к выходу, к дальнейшему развитию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы