Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Критика и рефлексия общества потребления во французской литературе второй половины 20-начала 21 века.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1.
Теоретико-методологические основы и родниковая база исследования  5

1.1 Историография
формирования теорий потребления философской мысли ХХ в. 5

1.2
Феноменологические и психосоциальные основы исследования дискурса потребления. 8

Выводы по
главе 1. 14

Глава 2.
Концепция потребления в французской литературе. 16

2.1 Роман
Ф. Бегбедера «99 франков». 16

2.2 Роман Ж. Перека
«Вещи». 19

2.3 Роман Веркора
и Коронеля «Квота или сторонники изобилия». 22

2.4 Сходства и
отличия концептов общества
потребления в анализируемых произведениях. 25

Вывод по
главе 2. 27

Заключение. 29

Список
литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Общество потребления и его
социально-экологические аспекты являются междисциплинарным полем исследования
ряда социальных и гуманитарных наук: социальной философии, экономики,
экономической социологии, социальной психологии, маркетинга, социальной экологии.

В последние десятилетия
можно наблюдать появление большого числа произведений массовой культуры,
критикующих и высмеивающих современное общество как общество потребления. У
идеологии консюмеризма (потребительства), таким образом, появилось «новое лицо»
— анти-консюмеризм как совокупность общественных, экономических, культурных и
контркультурных движений, направленных на критику избыточного потребления и
понимания потребления как источника личного и общественного счастья и
бесконечного экономического роста. В фокусе идеологов анти-консюмеризма —
разграничение естественных и искусственных потребностей (потребностей, не
являющихся необходимыми для выживания человека и навязываемых обществом,
корпорациями и СМИ), а также избавление от последних.

Поскольку
явления, связанные с потребительским обществом в нашей стране, наступили
позднее лет на 40 чем в западных странах, то в основном они были описаны и
проанализированы западными философами. У нас работы, посвященные обществу
потребления в большинстве своем, основываются на том, что было достигнуто
западными мыслителями, и они носят ознакомительный характер.

В современном
литературоведении активно исследуется проблема общества потребления, которое
возникло во второй половине ХХ века и не только не исчезло с развитием
прогресса, но проникло в повседневную жизнь людей. Тема вещизма, консьюмеризма
и потребительской цивилизации не теряет актуальности и в наше время.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основные понятия и
категории дискурса о потреблении формулируются в классических работах Т.
Веблена, Ж. Бодрийяра, Э. Фромма, Г. Форда и Х. Ортегаи-Гассета, составляющих
фундамент исследования. Однако для раскрытия всей сложности и многомерности
феномена потребления следует исследовать его аспекты и сопутствующие понятия.

Сегодня можно наблюдать
за процессом заимствования стратегий массового производства и агрессивного
потребления информационной сферы.

Подобно тому, как конвейер
произвел революцию в материальном производстве, компьютер и Интернет
перевернули мир информации. Возникли возможности для массового доступа и
увеличения количества информации. Массовое производство превратило предметы
роскоши на общедоступные, а технологизация распространила то, что было доступно
только интеллектуалам. Все это увеличило объем потребления информации и
поставило ее на один уровень с другими атрибутами «нормальной» жизни, такими,
как материальный достаток, красивый модная одежда, престижная профессия и тому
подобное.

В ХХ и XXI века
наблюдается постепенный, но быстрый рост объемов потребления, предоставление им
символических функций и качественный переход от материального к информационному
потреблению. Информация стала движущей силой как процесса потребления, так и
развития общества в целом.

Три произведения — Ф. Бегбедера, Ж. Перека, Веркорта и
Коронеля — основаны на литературе «шозизма»: однако фундаментальные
эстетические требования литературы «материализма» там не удовлетворяются. Если
в романе Ж. Перека многие художественные черты совпадают с эстетикой
«материализма»: преобладание мира вещей, неинтрига романа, многочисленные
повторы, однообразие, раскрепощение художественного мира романа всего. реалии
кроме вещей, то в романе Ф. Бегбедера, Веркора и Коронеля такие традиционные
эстетические приемы «материализма» отсутствуют.

«Материализм» окружающих, их дегуманизация угнетающе
действуют на психику героини, провоцируя глубоко скрытый внутренний
психологический конфликт между героиней и другими.

Однако и в этом романе в основе авторского мировоззрения —
отрицание, неприятие потребительского мира, чужого материализма.

Герои Ж. Перека не индивидуализированы по эстетике
«шозистской» литературы. Стандартизация, но не в равной степени. Герои Ф.
Бегбедера, Веркора и Коронеля индивидуализированы. Как и экзистенциализм,
литература «шозизма» протестует против духовного порабощения человека в
обществе потребления, требуя возвращения внутренней свободы и человеческого
достоинства личности.

Однако при всех различиях художественных средств,
используемых авторами этих романов, и, следовательно, эстетических систем,
стоящих за ними, эти два романа принадлежат литературному течению
«материализма», характерному для французской литературы 50-60-х годов. 20 век.
Эти два романа, каждый по-своему, жестко критикуют ценности общества
потребления, которым стало французское общество за этот период, резко критикуют
его антигуманизм, «материализм», одним словом, в своих романах писатели
выражают свое неприятие концепции французского общества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы и родниковая база
исследования

1.1 Историография формирования теорий потребления философской
мысли ХХ в.

Конец ХХ — начало XXI
века был чрезвычайно продуктивным в культурно-антропологических исследованиях
общества и, в частности, проблем, связанных с потреблением во всех его
проявлениях. Прежде всего стоит упомянуть основных теоретиков Д. Белла [1], Ж.
Бодрийяра [5], Э. Тоффлера [18], Т. Уэблена [25], Э. Фромма [28]. Труды
упомянутых мыслителей, в общем посвященные потреблению и сопутствующим
феноменам, представляют классическое понимание проблемы в культурологических и
философских дискурсах. Отечественная философская традиция недостаточно
исследовала проблему потребления, а тем более потребления в информационную
эпоху. Важно отметить последнюю работу М. Фезерстоуна «Культура потребления и Постмодернизм»,
где проведен анализ влияния потребительства на культуру, общественные практики
и формирование интеллектуальных элит.

Работа А. Приепы
«Производство теории потребления» [15] ставит основные вопросы общего
потребления на постсоветском пространстве.

Опираясь на исследования
вышеупомянутых мыслителей, автор подчеркивает основные вехи развития культуры
потребления, переживших западные страны и которые предстоит пережить и уже
переживают в условиях глобализации страны Восточной Европы, в том числе страны
СНГ.

Стоит также отметить
достижения в исследовании рассматриваемой проблематики Дж. Ритцер и Р.
Робертсона, которые ищут истоки агрессивного накопления товаров в социальных
различиях слоях общества.

Попытка найти истоки
общества потребления делает А. Сердюк в работе «Истоки общества потребления:
социально-философский анализ» [18] вместе с такими исследователями, как Р.
Бокок, Ф. Бродель, Дж. Брювер, Л. Везерилл, П. Ирл, Б. Лемайе, Н. Маккендрик,
Дж.Г. Пламб, Д. Роше, Л. Свендсен, П. Стирнс, рассматривающих потребление на
массовом этапе.

Тема чрезмерного и
неконтролируемого потребления беспокоила мыслителей еще задолго до XXI века.
Так, стоит отметить попытки объяснить склонности к потреблению в трудах
Эпикура, Сенеки, Аристотеля и Платона.

Окончательно общество
потребления сформировалось на Западе после Второй мировой войны. В 50-х гг. XX
в. почти все слои населения в США и Западной Европе стали активными
потребителями предметов, услуг, опыта, тех или иных видов отдыха, развлечений и
тому подобное. С тех пор, особенно в течение 70-80-х гг. XX в., возникают новые
группы потребителей, для которых потребление играет центральную роль в жизни и
предопределяет его стиль.

Потребление перестает
быть только внешним признаком таких показателей, как пол, возраст,
национальность, социальный статус и т.д. Потребление для этих новых социальных
групп становится признаком внутренней динамики, которую А. Приепа определяет,
как «социальную конструкцию идентичности членов той или иной группы» [15, с.
59].

В 90-е гг. XX в.
сформировался теоретический консенсус по изучению потребления: оно
рассматривалось как арена выбора и индивидуальной свободы, внимание
фокусировалось на символической сути потребления, то есть на его символической,
а не материальной потребительской стоимости, что отмечалось на значении
потребления для формирования, поддержания и выражения собственной идентичности
и образа жизни [5].

В работе «Общество
потребления» Ж. Бодрийар писал: «Мы переживаем время вещей: я хочу сказать, что
мы живем в их ритме и в соответствии с их непрерывной последовательностью.
Сегодня

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы