Курсовая с практикой на тему Критерии эффективности государственного управления: мировые и отечественные подходы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА И КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ 5
1.1 Исторический аспект эффективного государственного управления 5
1.2 Современные взгляды на критерии эффективности государственного управления 9
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 18
2.1 Методические подходы 18
2.2 Оценка существующих концепций эффективности 25
3. ЭВОЛЮЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 30
4. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛИГИЙ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 44
4.1 Оценка эффективности государственного управления в РФ 44
4.2 Эффективность государственного управления на примере системы здравоохранения РФ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Введение:
Повышение эффективности и качества национальной системы государственного управления является одним из главных условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны в целом, а также основным фактором улучшения благосостояния граждан.
Вопрос эффективности государственного управления, критериев его оценки, отбора надлежащих индикаторов постоянно находятся в центре внимания исследователей в области государственного управления. Разработке теоретических основ совершенствования и повышения эффективности государственного управления, развития кадрового обеспечения, роли общества в формировании государственно управленческих институтов посвятили свои труды такие ученые, как: И.Барциц, П. Друкер, Д.Кауфман, К.Кенинг, В.Козбаненко, Н.Менинг, Т.Питерс, М.Полиенко, Л.Сморгунов, Р.Стеферсон, В.Тамбовцев, П.Шрьодер и др.
Анализ научной литературы показал, что вопросы обеспечения эффективности национальной системы государственного управления, его оценки является весьма актуальным. Однако требуют дополнительного научного обоснования главные принципы и критерии, согласно которым должно осуществляться государственное управление и определяться степень его эффективности.
Целью работы является исследование мировых и отечественных подходов критерий эффективности государственного управления.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
1. Определить эффективность государственного управления как объект научного анализа и концептуального оформления;
2. Проанализировать методические подходы к оценке эффективности системы государственного управления;
3. Проследить эволюцию и дать оценку эффективности государственно-управленческих структур в зарубежных странах.
4. Выявить практику внедрения эффективных технологий управления в России
Объектом исследования являются критерии эффективности государственного управления.
Предмет исследования – мировые и отечественные подходы к критериям эффективности государственного управления
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
Заключение:
В результате анализа теоретических основ критерий эффективности в государственном управлении, закономерностей и предпосылок ее возникновения, а также ее сущности и содержания как объекта научного анализа, получены следующие выводы.
1. Рассмотрение сущности эффективности факторов, которые ее обеспечивают, методов и приемов оценки является предметом многих научных исследований в современной научной литературе. При этом эти вопросы в основном рассматриваются с точки зрения сравнения эффективности государственного и частного секторов, определенного противопоставления этих секторов, что не всегда целесообразно, учитывая их специфику, отличие в целях, ресурсах, методах управления. В то же время это не означает отказ от использования действенных практик бизнес-менеджмента для совершенствования работы государственных институтов.
2. Вопрос эффективности государственного управления является предметом многих научных исследований, которые наиболее основательно начали разрабатываться во времена мыслителей — основателей научных школ управления, таких как М. Вебер, Ф. Тейлор, А. Файоль, П. Друкер, Э. Мэйо и др. Их исследования являются свидетельством того, что в своих трудах и деятельности они так или иначе использовали категории эффективности, концепции и подходы, хотя употребляли несколько отличные термины и понятия.
3. Проведенный анализ теоретических наработок современных ученых показал, что на сегодняшний день существуют разногласия в трактовке понятия «эффективность», отсутствуют единые концептуальные подходы к его определению. Через широкий круг имеющихся концепций и подходов к определению эффективности остается формирующимся и неопределенным порядок осуществления необходимых мер, которые бы приблизили управления к более эффективному уровню.
Оценка эффективности государственного управления является сложной методологической проблемой, которая заключается прежде всего в оценке результатов управленческой деятельности (как непосредственных — продуктов, так и более долгосрочных — последствий управленческих решений и действий). Самой сферой, где возможно ввести оценки эффективности государственного управления, предоставления публичных услуг. В этой сфере достаточно легко измерить как расходы и продукты, так и долгосрочные результаты, проявляющиеся в улучшении условий ведения бизнеса, защищенности прав собственности, повышении уровня удовлетворенности потребителей публичных услуг.
Подход функциональной эффективности связан с выполнением функций, реализацией стратегических приоритетов государства, обеспечением позитивных структурных сдвигов в экономике, производством общественных благ. По социальному подходу эффективность определяется социальным содержанием трудовой деятельности, в том числе управленческой, которая выступает частичным критерием эффективности общественного труда, включающего как отношение человека к природе и другим людям, так и результативность деятельности государственных органов. По организационному подходу эффективность — это оптимальная форма взаимосвязей элементов организации, которая делает ее наиболее эффективной в достижении поставленной цели; обусловлена определенной степенью добровольной кооперации, которая недостижима в условиях принуждения.
При оценке эффективности государственного управления на примеры системы здравоохранения РФ выявлено, что современную ситуацию в здравоохранении РФ характеризует сложность и необходимость его дальнейшего совершенствования. Происходит постепенный распад государственной системы здравоохранения, при этом игнорируется накопленный положительный опыт по развитию отечественного здравоохранения.
К числу причин вызывающих низкую эффективность по проведению преобразований в здравоохранении относится отсутствие всесторонних концепций по прогрессивному развитию отрасли, основное внимание, в которой должно уделяться вопросам по организации охраны здоровья населения при разных формах собственности, а также вопросам по управлению, планированию, финансированию и организации медицинской помощи.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследование путей и методов оценки эффективности системы государственного управления еще находится на начальном этапе своего развития и поиска все более точных методов этой деятельности. Ни один из существующих методов не позволяет обеспечить развернутое решение этой задачи. Выходом здесь может стать гибкое сочетание различных методов оценки эффективности функционирования органов государственного управления в зависимости от того, какие критерии эффективности усматриваются наиболее важными и насколько оперативно и с какими затратами могут быть внедрены те или иные методики, с учетом особенностей социально-экономического развития страны.
Фрагмент текста работы:
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА И КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ
1.1 Исторический аспект эффективного государственного управления
Проблематика эффективного управления государством является предметом многих научных исследований. Ученые сосредотачиваются на разработке предпосылок и путей развития институтов, необходимых для эффективного управления, определении критериев, принципов, показателей эффективности. В то же время, учитывая сложность категории «эффективность», стоит проследить научные подходы к определению ее сущности и содержания не только в современной научной литературе, но и исследовать истоки этих взглядов, в каком историческом контексте они формировались и как это повлияло на современное понимание эффективного государственного управления.
Еще с древних времен вопросы эффективного управления рассматривались мыслителями-философами, хотя для обозначения этого понятия использовались различные термины. Но наиболее активно эта проблематика начинает изучаться в период развития школ государственного управления. Такие известные исследователи общественных отношений, позже основатели школ государственного управления, как Ф. Тейлор, А.Файоль, М. Вебер, П. Друкер, Э. Мэйо и др. в своих разработках сосредоточивали свое внимание на этой проблематике.
Ф. Тейлор, который считается основателем школы научного управления, своими экспериментами и научными трудами пытался доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформированные на их основании «принципы научного менеджмента» осуществят революцию в производстве, заменят авторитарные методы управления на более рациональные научные подходы . Главные свои идеи Ф. Тейлор сформулировал в виде следующих принципов «научного управления», что сегодня могут быть определены как основные составляющие эффективного управления:
— абсолютное соблюдение разработанных на научных основаниях стандартов и правил;
— подбор, подготовка и расстановка работников на те рабочие места и задания, на которых они принесут наибольшую пользу;
— оплата по результатам (меньшие результаты — небольшая оплата, большие результаты — выше оплата)
— использование функциональных менеджеров, которые обеспечивают выполнение работ и контроль по специализированным направлениям;
— поддержка товарищеских отношений между работниками и менеджерами .
Далее понятие эффективности развивается в классической (административной) школе управления, которую основал отец классического менеджмента А. Файоль. Им были сформулированы основные принципы эффективного управления, при которых процесс управления включает в себя все другие процессы, такие как:
— предвидеть — учитывать будущее и вырабатывать программу действий;
— организовывать — строить двойной материальный и социальный организм организации;
— распоряжаться — заставлять персонал работать;
— координировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;
— контролировать — заботиться о том, чтобы все осуществлялось в соответствии с установленными правилами и распоряжениями .