Курсовая с практикой на тему Кредитование субъектов малого предпринимательства российскими банками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства 6
1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной экономике 6
1.2. Специфика банковского кредитования малого предпринимательства 8
1.3. Исследование зарубежного опыта кредитования малого предпринимательства 10
Глава 2. Анализ современного состояния кредитования малого предпринимательства в России 16
2.1. Исследование состояния малого предпринимательства в России на современном этапе 16
2.2. Анализ банковского кредитования малого предпринимательства 20
2.3. Выявление основных проблем кредитования малого предпринимательства в России 25
Глава 3. Исследование перспектив повышения эффективности кредитования малого предпринимательства российскими банками 28
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что в экономике любой страны малый бизнес играет довольно важную роль, так как является неотъемлемой частью социально-экономической системы. Малое предпринимательство способствует стабильности рыночных отношений, обеспечивает снижение безработицы, создает новые рабочие места, повышает эффективность производства за счет кооперации и специализации производства. Все это положительно влияет на рост национальной экономики.
Малые предприятия, являясь неотъемлемой частью современной рыночной экономики, стремятся удовлетворить потребительский спрос; способствуют демонополизации экономики; имеют наиболее гибкую структуру; способствуют развитию конкуренции; а также способствуют эффективному распределению ресурсов.
Малое предпринимательство, как в развитых, так и в развивающихся странах, опирается на поддержку государства. Государственная политика по поддержке малого и среднего предпринимательства во многом зависит как от оценки уровня развития бизнеса, так и от качественной и достоверной статистической информации о состоянии и перспективах развития малого и среднего бизнеса.
На современном этапе актуальной проблемой на всех уровнях власти (на федеральном, региональном и местном уровне) является необходимость усиления роли банковских учреждений в развитии и финансировании сферы малого предпринимательства.
В развитии малого предпринимательства именно коммерческие банки занимают ведущее место среди других финансовых институтов. Процентные ставки по вкладам и кредитам клиентов являются важным элементом конкурентной политики каждого банка. Это особенно важно в связи с постоянными изменениями ключевой процентной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Целью исследования является анализ современного состояния кредитования малого предпринимательства в России и определение перспектив повышения эффективности кредитования малого предпринимательства российскими банками.
Для достижения обозначенной в работе цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность и роль малого предпринимательства в современной экономике.
2. Рассмотреть специфику банковского кредитования малого предпринимательства.
3. Провести исследование зарубежного опыта кредитования малого предпринимательства.
4. Исследовать состояние малого предпринимательства в России на современном этапе.
5. Провести анализ банковского кредитования малого предпринимательства.
6. Выявить основные проблемы кредитования малого предпринимательства в России.
7. Провести исследование перспектив повышения эффективности кредитования малого предпринимательства российскими банками.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство.
Предметом исследования являются процесс кредитования субъектов малого предпринимательства российскими банками.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, статьи из периодической печати, а также статистические данные Центрального банка России, Федеральной службы государственной статистики, опубликованные в открытом доступе в сети Интернет.
Методы исследования. Исследование основано на применении методов научного познания, таких как: синтез и анализ, наблюдение, сравнение, методы статистической обработки данных и др.
Структура работы отражает поставленные цель и задачи исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы. Во введении определена актуальность и цель исследования, поставлены задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой главе изучены теоретические основы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства; охарактеризованы сущность и роль малого предпринимательства в современной экономике; рассмотрена специфика банковского кредитования малого предпринимательства» проведено исследование зарубежного опыта кредитования малого предпринимательства.
Во второй главе исследовано состояние малого предпринимательства в России на современном этапе; проведен анализ банковского кредитования малого предпринимательства; выявлены основные проблемы кредитования малого предпринимательства в России.
В третьей главе проведено исследование перспектив повышения эффективности кредитования малого предпринимательства российскими банками.
Результаты и выводы выпускной квалификационной работы представлены в заключении. Список использованной литературы включает источники информации, использованные при написании работы.
Заключение:
Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы. Малое предпринимательство – один из важнейших факторов социально-экономического развития любой страны. Как и во всем мире, в России в том числе от него зависит снижение уровня безработицы и повышение качества жизни граждан. МСП создает предпосылки для развития конкуренции, способствует снижению зависимости от сырьевого экспорта.
Про важность развития МСП в России очень много говорят. Последние годы прошли под лозунгами снижения контрольной и административной нагрузки на бизнес, оптимизации налоговых режимов, упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, повышения имиджа предпринимательской деятельности. Однако внимание государства к проблемам небольших организаций все еще остается недостаточным. И это вполне объяснимо: их деятельность менее производительна по сравнению с крупным бизнесом, не приводит к заметному увеличению доходов бюджетов и при этом требует со стороны государственного аппарата много внимания и вложений.
Несмотря на международную признанную важность малого бизнеса, малые предприятия по-прежнему сталкиваются с серьезными проблемами во многих странах. Проблемы входа, выживания и роста малого бизнеса часто являются существенными. Наличие финансовых ресурсов и отсутствие возможностей для управления, а также сложная и бюрократическая среда создают серьезные препятствия. В результате возникает постоянная необходимость в совершенствовании различных элементов, составляющих предпринимательский климат.
В зарубежных странах поддержка малого предпринимательства — это важная система социально-экономической политики государства. Она существует по принципу создания лучших условий для развития бизнеса. Микро, малые и средние предприятия вносят важный вклад в экономическое и социальное развитие стран. Во всех странах они составляют подавляющее большинство бизнес-учреждений, отвечают за большинство созданных рабочих мест и составляют от трети до двух третей оборота частного сектора.
Государственная поддержка малого предпринимательства помогает компаниям ускорить экономическое развитие, повысить уровень занятости и обеспечить здоровую конкурентную среду. Для этой цели разрабатываются программы с мерами по поддержке предпринимательства посредством грантов, кредитов и льгот.
В России малый и средний бизнес должен был заменить основные элементы советской экономики, управляемой отраслевыми министерствами и Госпланом. Однако за долгие годы условия его деятельности по совокупным параметрам доступности капитала, налогообложения и административной среды ни разу не достигли уровня мировых лидеров. Как результат, показатели малого предпринимательства в России традиционно ниже, чем в других крупнейших или активно развивающихся экономиках мира.
Экономические последствия пандемии стали сложным испытанием для малого бизнеса. Вместе с тем 2020 год стал позитивной точкой для сотрудничества государства и бизнеса, для выстраивания диалога. Безусловно, этому способствовали принятые государством меры.
Сравнение уровня развития малого и среднего предпринимательства в России с другими странами показывает заметное отставание по ряду показателей. Также следует отметить, в России крайне низкий уровень доверия бизнеса к системе государственного управления.
Согласно государственной статистики средняя численность работников малых предприятий в 2020 году сократилась на 1202 тыс. чел. по сравнению с 2017 годом. Пандемия длится уже год. Это время стало очень сложным для бизнеса и всей экономики. Но вместе с очевидными трудностями есть и небольшие положительные изменения. В апреле 2021 года заметен прирост по количеству компаний в России. Число малого и среднего бизнеса выросло на 1,4% по сравнению с прошлым годом.
В заключение следует отметить, что ключевая роль банков в развитии малого бизнеса объясняется тем, что малому бизнесу довольно сложно получить финансирование из других источников. Как показывает практика, малые предприятия практически не используют фондовую биржу как институт внешнего финансирования из-за высокой степени недоверия к ней. Кредит также не способен эффективно решить финансовые проблемы предпринимателей. Из-за слабой конкурентной позиции большинства малых предприятий на товарных рынках они гораздо охотнее продают собственные товары и услуги с отсрочкой платежа, чем получают кредит от своих поставщиков. Следовательно, банковский кредит становится основным и практически единственным вариантом внешнего финансирования, а роль банков в развитии малого бизнеса в России значительно возрастает.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства
1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной экономике
В настоящее время существует множество определений малого бизнеса. Коллективный подход к его определению можно в целом разделить на законодательные и экономические аспекты.
С юридической точки зрения, малые и средние предприятия определяются как хозяйствующие субъекты, которые квалифицируются как МСП при определенных условиях и данные о которых отражены в Едином реестре МСП.
В федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] даны критерии малого и среднего предпринимательства, а доходы таких субъектов лимитированы в Постановлении Правительства РФ «О предельных размерах доходов, полученных от осуществления экономической деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [2].
В современной экономической литературе существует множество различных трактовок понятия малого бизнеса. По мнению Кузьминой Е.Е., малое предприятие — это предпринимательская деятельность, осуществляемая отдельными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям), характеризующаяся небольшой численностью работников и объемом производства, значительной частью рисковой деятельности (производственной, торговой, научной и т.д.), владелец которой несет полную ответственность за результаты деятельности, самостоятельно принимает управленческие решения [5, с. 110].
По мнению Продановой Н.А., малый бизнес — это большой слой мелких собственников, которые в силу своего массового характера во многом определяют социально-экономический, а отчасти и политический уровень развития страны [6, с. 12].
Таким образом, объединив формулировки понятий, можно сказать, что малое предприятие — это объединение физических лиц или одно лицо, осуществляющее экономическую деятельность с определенной долей риска, с небольшими масштабами деятельности и численностью трудовых ресурсов; которые соответствуют определенным критериям российского законодательства, и информация о них отражается в едином реестре субъектов МСП.
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства относится к числу приоритетных задач, стоящих перед российской экономикой, что отражено в соответствующих нормативных документах, в том числе в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.
Малые предприятия призваны решать целый комплекс социально-экономических проблем: обеспечение занятости; повышение уровня жизни населения; формирование конкурентной среды; увеличение объемов производства; стимулирование инновационных процессов; пополнение бюджетов всех уровней за счет роста налоговых отчислений.
Роль малого предпринимательства в экономике отдельно стоящего государства нельзя приуменьшать. Предприятия такого типа дают возможность населению реализовываться в коммерческой деятельности, применять свои творческие способности, решить проблему материального недостатка семье. Роль малого бизнеса определяется рядом задач, решения которых приводят к развитию страны в целом.
Таким образом, благодаря активной работе малого бизнеса, улучшается благосостояние населения, что влечет за собой увеличение среднего класса. Налоговые платежи способствуют пополнению государственного бюджета, что благоприятно сказывается на экономике страны.