Психология личности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Креативные состояния сознания личности в конфликтных ситуациях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 6

1.1. Понятие конфликта 6

1.2. Способы регулирования конфликтов 8

1.3. Стратегии поведения личности в конфликте 10

1.4. Понятие креативности 13

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 18

2.1. Методы исследования 18

2.2. Выборка и эмпирическая база исследования 19

2.3. Этапы организации исследования 20

2.4. Основные результаты исследования 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Сегодня конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в конфликтном мире и в конфликтном обществе. Различия между людьми в их интересах, взглядах на жизнь, привычках, разное положение их в обществе, разные доходы и престиж – все это приводит к конфликтам. Проблема конфликта является злободневной, проводится множество исследований конфликтов.

В современном обществе каждый человек должен иметь определенные теоретические знания по конфликтологии и знать определенные правила поведения в конфликтных ситуациях. Это поможет ему более эффективно решать свои проблемы дома, на работе и т.д.

Предпосылкой к написанию данной работы послужил интерес к тому насколько определенные условия и сложившиеся обстоятельства в совокупности с особенностями конкретной личности, а также ее отношениями с оппонентом могут повлиять на развитие конфликта. Почему человек выбирает ту или иную стратегию поведения в конфликте. Или это происходит неосознанно. Какие характеристики личности влияют на уровень ее конфликтности.

Актуальность нашего исследования связана с необходимостью поиска взаимосвязи меры выраженности креативности сотрудника и конфликтного поведения для определения способа выхода из сложившейся ситуации с наименьшими потерями. Более того, поиск связи между креативностью и конфликтным поведением позволит, по нашему мнению, изменить управленческий стиль, повысить его эффективность. Изучение взаимосвязи креативности сотрудника и его конфликтного поведения необходимо для повышения эффективности управления, а также снижения потерь от конфликтных взаимодействий в организации, определения способа выхода из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.

Дефицит времени, неопределённость ответственности, чрезмерный рабочий стресс ведут к неизбежным конфликтам между сотрудниками, каждый из которых стремится к наиболее стабильному положению. Основные результаты проведённого исследования могут быть использованы в принятии организационных и управленческих решений, при создании рабочих команд. Кроме того, данный комплекс методик может использоваться в психодиагностике, подборе персонала, бизнес-консультировании.

Цель исследования: изучить креативные состояния сознания личности в конфликтных ситуациях

Объектом исследования является конфликт,

Предметом исследования – модели поведения личности в конфликте.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить понятие конфликта;

— изучить способы регулирования конфликтов;

— изучить стратегию поведения личности в конфликте;

— изучить понятие креативности. Подходы к изучению креативности;

— провести исследование связи креативности и поведения в деструктивном организационном конфликте.

Проблемам креативности посвящали свои труды такие отечественные психологи, как Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Р. М. Грановская, М. В. Куприна, В. Н. Дружинин и др., а также следующие зарубежные авторы, как Дж. Гилфорд, Е. Торранс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Де Боно и др.

В специальных исследованиях можно найти ряд синонимов термина «креативность»: творчество, творческое мышление, инновации, творческие навыки, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческая активность, эвристическая деятельность, творческий стиль мышления, творческий потенциал и т.д.

Внимательное рассмотрение каждого из них показывает, что на самом деле они имеют практически одинаковое содержание, даже если есть различия в критериях: единство, но не тождество; процесс, но не результат; общее, но не особенное. Это показывает, что даже один и тот же термин иногда приобретает совершенно разные значения в зависимости от целей исследования, научной области, позиции автора и т.д.

Стратегии поведения в конфликте изучали К. Томас, Н.И. Леонов и другие. Н.И. Леонов определяет стратегию поведения в конфликте как относительно устойчивый набор целей, осознанных или неосознанных индивидуальных действий, операций и реакций, направленных на разрешение или выход из конфликта в конкретном пространстве и ситуации непосредственного взаимодействия.

Методы исследования: Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).

Практические (эмпирические) методы (метод наблюдения, опроса и анкетирования).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В психологии существует понятие конфликтности личности, то есть склонности человека вступать в конфликты. Это комплексная характеристика, основанная на темпераменте, характере, опыте и других факторах. Креативное общение в конфликтных ситуациях тесно связано с личностными чертами, т.е. способами реагирования в условиях конфликта. Замечено, что зачастую вне зависимости от разнообразия конкретных складывающихся условий, каждый человек склонен демонстрировать какой-то типичный именно для него вариант конфликт реагирования (или ограниченный набор таких вариантов).

Отношение к конфликту в обществе традиционно однозначное – это неприятная, напряженная ситуация, возмущающая эмоциональный покой, человека, грозящая возможными деструктивными последствиями, чреватая ухудшением или полным разрывом взаимоотношений с окружающими. Гораздо реже, но все же иногда нам удается ассоциировать конфликт с успехом победителя, радостью решения проблемы, удовлетворенной успокоенностью и расслаблением, переменами к лучшему.

Кроме того, конфликтная ситуация заключает в себе обширные творческие возможности. Достаточно только изменить наше восприятие конфликта, рассматривать его как требуемую решения проблемную ситуацию – и конфликт становится обширным полем реализации творческих потенций его участников.

Креативные сотрудники отличаются индивидуализмом, сензитивностью и автономностью, что может сказываться на их более частом вовлечении в конфликтные ситуации. Кроме того, присущее им дивергентное мышление может подталкивать их не только на разнообразные способы решения задач, но и на достраивание происходящего, добавление лишних элементов ситуации, что приводит к переходу предконфликтной ситуации в конфликтную. Кроме того, центрация на проблеме, отстраненность и индивидуализм понимаются как аспекты креативности и самоактуализации. Эти качества могут позволять сотруднику легче вовлекаться в конфликт благодаря независимости суждений и заинтересованности в происходящем.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1.1. Понятие конфликта

Любой конфликт — это взаимодействие между людьми, которое выражается в противостоянии различных сторон. Этими сторонами могут быть отдельные лица, социальные группы или государства. Также в каждом конфликте есть люди, у которых есть определенные цели и интересы, за которые они борются, и эта борьба обычно сопровождается негативными эмоциями. Если объединить все эти характеристики конфликта, то получится следующее определение: конфликт — это качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве сторон для достижения своих интересов и целей. Это определение отражает характеристики любого конфликта.

Следует помнить, что противоречия играют очень важную роль в конфликте, так что конфликт иногда определяется как крайнее обострение противоречий, но не все противоречия являются конфликтами. Противоречие между мужчиной и женщиной, между людьми разных национальностей или между людьми, которые слушают разную музыку, очевидно, но может стать конфликтом только в конкретной ситуации. Существуют противоречия, которые вообще не имеют ничего общего с конфликтом, например, противоречия между людьми и природой. Противоречие может стать конфликтом, когда действия одной стороны, так или иначе, задевают другую сторону. И та сторона, чьи интересы задеты, примет ответные меры.

Размышляя о природе конфликта, мы можем предположить, что это социальное явление, поскольку в нем участвуют субъекты, обладающие сознанием, интересами и целями. Простого взаимодействия сторон недостаточно для возникновения конфликта.

Существует два общих подхода к пониманию конфликта. В рамках первого подхода конфликт в узком смысле рассматривается как «особый тип социального взаимодействия, представляющий собой подлинный спор, основанный на противоположных ценностях и преследуемых целях».

Во втором подходе конфликт в широком смысле рассматривается как «различные формы явных действий (столкновений) социальных субъектов и возникающие при этом психологические состояния». Таким образом, конфликт считается наиболее острой формой разрешения возникших противоречий, которые проявляются в процессе противостояния сторон конфликта и обычно сопровождаются негативными эмоциями.

Термин «конфликт» происходит от латинского слова conflictus — столкновение. При определенных условиях деятельность субъектов социального взаимодействия приводит к возникновению причин конфликта, которые проявляются под воздействием определенных факторов и создают конфликтную ситуацию, в которой отношения между противоборствующими сторонами обостряются до такой степени, что достаточно одного инцидента, чтобы вызвать конфликт. Инцидент — это совокупность обстоятельств, которые вызывают конфликт. Конфликтная ситуация — это накопившееся противоречие, связанное с деятельностью субъектов социального взаимодействия [4]. Очень трудно проникнуть в природу конфликта, особенно межличностного, без понимания основных тенденций психического развития.

Первый уровень психического отражения — бессознательный. В основном она представлена инстинктами. Самосохранение, воспроизводство, стремление обеспечить определенный избыток жизненных ресурсов.

Затем появился более продвинутый уровень психического отражения — подсознание, представленное в основном эмоциями. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным путем в ходе эволюции. Сознание является врожденным только у людей [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы