Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Кратковременная память. Хранение и переработка информации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения кратковременной памяти 5

1.1. Характеристика памяти как психического процесса 5

1.2. Особенности кратковременной памяти 15

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной памяти 21

2.1. Организация и методы исследования 21

2.2. Анализ результатов исследования 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

ВЫВОДЫ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 38

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Она тесно связана с процессом внимания и лежит в основе способностей человека, позволяя воспроизводить жизненный опыт, извлекать из него важные для дальнейшей жизни параметры и на основании их планировать свои действия и прогнозировать результативность.

Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии, Джеймса, Джона Стюарта, Рибо. В отечественной психологии следует выделить работы Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др. Исследователями на протяжении нескольких лет предпринимали и до сих пор предпринимаются исследования гендерных особенностей памяти (Н. М. Гнедова и С. М. Елинова, И. А. Сергеева, Н. Ю. Войтонис, Ю. Г. Трошихина, Ю. Г. Трошихина и Д. X. Гизатуллина, Я. И. Петров, В. Ф. Коновалов, В. Кесс и С. Витроль, Ф. Шахтер и др.).

Актуальность. Изучение психического познавательного процесса памяти и его гендерных особенностей всегда остается актуальным, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане, поскольку, несмотря на множество исследований, до сих пор не получены результаты, позволяющие сделать однозначные выводы о гендерных различиях процесса памяти.

Таким образом, проблема данного исследования состоит в обнаружении гендерных различий кратковременной памяти.

Исходя из актуальности проблемы, представляется цель данной работы: исследование гендерных различий кратковременной памяти.

Объект исследования: кратковременная память.

Предмет исследования: гендерные различия кратковременной памяти.

Гипотеза исследования: в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий (гендер определяется по биологическому полу) кратковременной памяти у девушек и юношей нет; можно предположить, что объём кратковременной памяти зависит от разных способов запоминания.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ гендерных различий когнитивного процесса памяти.

2. Организовать эмпирическое исследование кратковременной памяти.

3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных эмпирического исследования.

Методами исследования являются следующие: анализ литературы по проблеме исследования; констатирующий эксперимент; психодиагностический метод; количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Методические основа исследования. Проблемы развития памяти была изучена в работах таких исследователей, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Е.Н. Соколов, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко

Новизна результатов работы связана с его новизной и новым подходом к гендерным различиям. Изучены и обобщены теоретические материалы по проблеме, проанализированы эмпирические исследования проблемы, изложены новые взгляды на проблему.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической и эмпирической базы для разработки дальнейших исследований гендерных различий.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В психолого-педагогической литературе проблема исследования памяти имеет богатую историю, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Существуют разнообразные подходы к пониманию термина «память». Проблема памяти на современном этапе является хорошо изученной, однако она продолжает активно разрабатываться. Имеется огромное количество направлений и теорий, которые освещают отдельные стороны памяти, вместе с тем, недостаточность информации отмечается в изучении произвольной памяти и выявлению наиболее оптимальных путей её развития.

Память – это сложный процесс запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания прошлого опыта. Существует множество видов памяти, которые классифицируются по трем основаниям: время сохранения материала, преобладающий анализатор в процессах сохранения и запоминания, степень участия воли. Все виды памяти имеют такие характеристики, как объем, быстрота запечатления, длительность сохранения, точность воспроизведения и готовность к использованию сохраненной информации. Память в своем развитии проходит разнообразные этапы и у разных людей она развита неодинаково, поэтому память каждого человека имеет свои особенности.

Кратковременная память (КП) – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти.

В соответствии с гипотезой исследования об отсутствии половых различий процессов кратковременной памяти, было организовано эмпирическое исследование, проводимое в три этапа.

Результаты диагностики объема кратковременной памяти показали, что объем кратковременной и долговременной памяти, в среднем по группам, несколько выше у женщин независимо от содержания предъявляемого материала (словесного или числового). Статистическая обработка материала исследования показала, что разница в объеме долговременной памяти, кратковременной памяти при предъявлении словесного и числового материала не является значимой.

Таким образом, можно сказать, что гендерных различий в процессах кратковременной и долговременной памяти нет. Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждается.

Действительно, в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий, если гендер определяется по биологическому полу, кратковременной и долговременной памяти у юношей и девушек 19-21 лет нет. Данные результаты могут являться следствием отождествления гендера с паспортным полом человека, а не измерением его истинно гендерных (фемининных, маскулинных) особенностей, а также тем, что действительно, объем кратковременной и долговременной памяти не зависит от пола.

В результате данного исследования изучены и обобщены теоретические материалы по проблеме, проанализированы эмпирические исследования проблемы, изложены новые взгляды на проблему. Эмпирические результаты подтвердили некоторые ранее проведенные исследования некоторых психологов и опровергли некоторые другие ранее проведенных исследований

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения кратковременной памяти

1.1. Характеристика памяти как психического процесса

В психолого-педагогической литературе существует несколько десятков определений понятию памяти. Все они отталкиваются от основных механизмов и свойств памяти. Под феноменом памяти мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Ведь, как нам всем известно, память позволяет нам существовать, запечатлевая каждое движение, переживание, впечатление, а затем воспроизводя это в определенных условиях. Человек, не теряя элементарных навыков, знаний и умений способен продолжать жить в привычном для него русле, благодаря памяти [24].

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов и не только сложностью в понимании, а тем, что характеризуется как процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все их в единое целое. Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта [3]. Следующее определение феномена памяти — память определяется как способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Отличное от этого определения дает В.В. Яшина. Память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем [32]. Для Л.С. Выготского рассмотрение феномена памяти было интересно с точки зрения его культурно-исторической концепции [3]. Впервые экспериментальный метод был применен на познавательном процессе – памяти. Г. Эббингаузом были разработаны приемы и методы, с помощью

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы