Курсовая с практикой на тему Кратковременная память. Хранение и переработка информации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения кратковременной памяти 5
1.1. Характеристика памяти как психического процесса 5
1.2. Особенности кратковременной памяти 15
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной памяти 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ВЫВОДЫ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Она тесно связана с процессом внимания и лежит в основе способностей человека, позволяя воспроизводить жизненный опыт, извлекать из него важные для дальнейшей жизни параметры и на основании их планировать свои действия и прогнозировать результативность.
Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии, Джеймса, Джона Стюарта, Рибо. В отечественной психологии следует выделить работы Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др. Исследователями на протяжении нескольких лет предпринимали и до сих пор предпринимаются исследования гендерных особенностей памяти (Н. М. Гнедова и С. М. Елинова, И. А. Сергеева, Н. Ю. Войтонис, Ю. Г. Трошихина, Ю. Г. Трошихина и Д. X. Гизатуллина, Я. И. Петров, В. Ф. Коновалов, В. Кесс и С. Витроль, Ф. Шахтер и др.).
Актуальность. Изучение психического познавательного процесса памяти и его гендерных особенностей всегда остается актуальным, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане, поскольку, несмотря на множество исследований, до сих пор не получены результаты, позволяющие сделать однозначные выводы о гендерных различиях процесса памяти.
Таким образом, проблема данного исследования состоит в обнаружении гендерных различий кратковременной памяти.
Исходя из актуальности проблемы, представляется цель данной работы: исследование гендерных различий кратковременной памяти.
Объект исследования: кратковременная память.
Предмет исследования: гендерные различия кратковременной памяти.
Гипотеза исследования: в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий (гендер определяется по биологическому полу) кратковременной памяти у девушек и юношей нет; можно предположить, что объём кратковременной памяти зависит от разных способов запоминания.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ гендерных различий когнитивного процесса памяти.
2. Организовать эмпирическое исследование кратковременной памяти.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных эмпирического исследования.
Методами исследования являются следующие: анализ литературы по проблеме исследования; констатирующий эксперимент; психодиагностический метод; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методические основа исследования. Проблемы развития памяти была изучена в работах таких исследователей, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Е.Н. Соколов, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко
Новизна результатов работы связана с его новизной и новым подходом к гендерным различиям. Изучены и обобщены теоретические материалы по проблеме, проанализированы эмпирические исследования проблемы, изложены новые взгляды на проблему.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической и эмпирической базы для разработки дальнейших исследований гендерных различий.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В психолого-педагогической литературе проблема исследования памяти имеет богатую историю, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Существуют разнообразные подходы к пониманию термина «память». Проблема памяти на современном этапе является хорошо изученной, однако она продолжает активно разрабатываться. Имеется огромное количество направлений и теорий, которые освещают отдельные стороны памяти, вместе с тем, недостаточность информации отмечается в изучении произвольной памяти и выявлению наиболее оптимальных путей её развития.
Память – это сложный процесс запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания прошлого опыта. Существует множество видов памяти, которые классифицируются по трем основаниям: время сохранения материала, преобладающий анализатор в процессах сохранения и запоминания, степень участия воли. Все виды памяти имеют такие характеристики, как объем, быстрота запечатления, длительность сохранения, точность воспроизведения и готовность к использованию сохраненной информации. Память в своем развитии проходит разнообразные этапы и у разных людей она развита неодинаково, поэтому память каждого человека имеет свои особенности.
Кратковременная память (КП) – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти.
В соответствии с гипотезой исследования об отсутствии половых различий процессов кратковременной памяти, было организовано эмпирическое исследование, проводимое в три этапа.
Результаты диагностики объема кратковременной памяти показали, что объем кратковременной и долговременной памяти, в среднем по группам, несколько выше у женщин независимо от содержания предъявляемого материала (словесного или числового). Статистическая обработка материала исследования показала, что разница в объеме долговременной памяти, кратковременной памяти при предъявлении словесного и числового материала не является значимой.
Таким образом, можно сказать, что гендерных различий в процессах кратковременной и долговременной памяти нет. Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждается.
Действительно, в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий, если гендер определяется по биологическому полу, кратковременной и долговременной памяти у юношей и девушек 19-21 лет нет. Данные результаты могут являться следствием отождествления гендера с паспортным полом человека, а не измерением его истинно гендерных (фемининных, маскулинных) особенностей, а также тем, что действительно, объем кратковременной и долговременной памяти не зависит от пола.
В результате данного исследования изучены и обобщены теоретические материалы по проблеме, проанализированы эмпирические исследования проблемы, изложены новые взгляды на проблему. Эмпирические результаты подтвердили некоторые ранее проведенные исследования некоторых психологов и опровергли некоторые другие ранее проведенных исследований
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения кратковременной памяти
1.1. Характеристика памяти как психического процесса
В психолого-педагогической литературе существует несколько десятков определений понятию памяти. Все они отталкиваются от основных механизмов и свойств памяти. Под феноменом памяти мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Ведь, как нам всем известно, память позволяет нам существовать, запечатлевая каждое движение, переживание, впечатление, а затем воспроизводя это в определенных условиях. Человек, не теряя элементарных навыков, знаний и умений способен продолжать жить в привычном для него русле, благодаря памяти [24].
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов и не только сложностью в понимании, а тем, что характеризуется как процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все их в единое целое. Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта [3]. Следующее определение феномена памяти — память определяется как способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Отличное от этого определения дает В.В. Яшина. Память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем [32]. Для Л.С. Выготского рассмотрение феномена памяти было интересно с точки зрения его культурно-исторической концепции [3]. Впервые экспериментальный метод был применен на познавательном процессе – памяти. Г. Эббингаузом были разработаны приемы и методы, с помощью