Хореографическое творчество Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Красноярский ансамбль танца имени Михаила Семёновича Годенко, как яркий представитель сохранения хореографической культуры Сибири.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты развития хореографической культуры Сибири  7

1.1.      Стилевые особенности русского танца. 7

1.2. Музыкально-хореографические
традиции русских старожилов в Сибири. 11

Глава 2.
Хореографическая культура Красноярского ансамбля танца имени Михаила Семеновича
Годенко. 18

2.1. Этапы становления и развития
деятельности ансамбля в танцевальном искусстве Сибири. 18

2.2. Сохранение хореографической
культуры Сибири в творческой деятельности Красноярского ансамбля танца имени
Михаила Семёновича Годенко. 21

2.3 Мифоритуальные особенности
хореографии танцевальной культуры Красноярского ансамбля танца имени Михаила
Семеновича Годенко. 27

Заключение. 30

Список
литературы.. 32

Приложение. 35

  

Введение:

 

Актуальность.
Народный танец можно рассматривать как систему культурных ценностей в структуре
общественных отношений. Эта система состоит из традиций, обычаев, артефактов, литературных
источников, музыки и танца.

Исследования,
производимые в области традиционной танцевальной культуры, на сегодняшний день
становятся достаточно актуальными, поскольку тенденции экономической, политической
и культурной интеграции, которая сегодня активно осуществляется, в конечном
счете обуславливают уменьшение числа носителей традиционной культуры, и,
соответственно, нарушение процессов воспроизводства традиций, преемственности
народа через культуру.

В современных условиях в
процессе формирования этнического сознания чрезвычайно важную роль играет ряд
компонентов национальной культуры, где особую значимость приобретает именно
народное танцевальное искусство, хореография.

Достаточно характерной особенностью
традиционной культуры следует считать синкретичность, недифференцированность различных
ее сторон. Более того, необходимо обратить внимание на то, что каждая локальная
традиционная культура проецирует в мир комплекс средств практического и интеллектуально-эмоционального
понимания мира, где сами по себе границы между особенностями танца в рамках
одной народности являются достаточно условными.

Тем не менее, активно
производятся попытки, направленные на выделение отличительных черт внутри хореографии
одного народа, анализируется своеобразие региональных черт хореографической
культуры, мифоритуальные особенности, которые можно проследить через
пластический хореографический язык.

При этом чрезвычайно
важно постоянно учитывать связь танца с прочими фольклорными видами и, более
того, со всей традиционной культурой в целом по причине того, что данная связь
является более тесной и непосредственной, нежели его сочетание с современной
культурой.

В частности, интересен
русский танец, как танец, который вобрал в себя все культурные и общественные
ценности, а также мифоритуальный контекст традиционных верований и порядков.

Русский танец имеет
выраженные региональные особенности, и особенно необходимо обратить внимание на
танец культуры Сибири.

Народные музыкально-хореографические
традиции в сибирской культуре являются очень важными, кроме того, хорошо
сохранившимися по настоящее время.

В танце сибирского народа
присутствует большое разнообразие вариантов хороводных, плясовых песен и
инструментально-хореографических форм. В частности, хороводы, пляски, танцы полноценно
входили в молодежные вечёрки, календарные обряды и праздники, а также в
съезжие, свадьбы. Из числа хороводных песен, которые непосредственно связаны с
разными видами хореографии, следует выделить, в первую очередь, весенние
ходовые, круговые, игровые, вечерочные танцы.

Следовательно, можно
говорить о том, что актуальность представленного исследования заключается в
том, что самобытная хореографическая культура Сибири, широко бытовавшая в
недавнем прошлом, сохраняется и в настоящее время.

Это очень важная
составляющая сохранения традиционного образа жизни этноса сибирского народа.

Так, через танец
сохраняются национальные традиции и прямые связи между поколениями, национальная
культура также сохраняется, восполняется и приумножается.

Проблема
данного исследования
заключается, соответственно, в понимании
механизмов сохранение танцевальной сибирской хореографической культуры в
современном мире, что является чрезвычайно важным для того, чтобы знать, как
происходит проникновение традиций и обычаев в современную жизнь посредством
сохранения народного танца.

Одним из интереснейших
коллективов, хореографическая деятельность которых ориентирована на сохранение
традиций, является ансамбль танца имени Михаила Семеновича Годенко, который
имеет достаточно богатую историю своего развития, масштабную концертную
деятельность, невероятно интересные и красивые танцевальные программы, в
которых сосредоточена вся мощь и сила сибирского народа.

Объект
исследования
: хореографическая культура Сибири.

Предмет
исследования
: ансамбль танца имени Михаила Семеновича
Годенко как ансамбль, нацеленный на сохранение хореографических традиций
сибирского народа.

Цель
исследования
: изучить деятельность ансамбля танца
имени Михаила Семеновича Годенко через его хореографическую культуру и
уникальные особенности для понимания народного и регионального содержания
хореографически традиций Сибири.

Исходя из поставленной
цели исследования необходимо решить ряд исследовательских
задач
:

— изучить стилевые особенности
русского танца;

— рассмотреть музыкально-хореографические
традиции русских старожилов в Сибири;

— выявить этапы становления
и развития деятельности ансамбля в танцевальном искусстве Сибири;

— проанализировать сохранение
хореографической культуры Сибири в творческой деятельности Красноярского ансамбля
танца имени Михаила Семёновича Годенко;

— определить мифоритуальные
особенности хореографии танцевальной культуры Красноярского ансамбля танца
имени Михаила Семеновича Годенко.

Методы
данного исследования
:

— теоретические (анализ,
синтез):

— практические (анализ
хореографического текста в единстве его семантических, музыкальных и
пластических значений, метод культурных диорам, который заключается в
моделировании развития танца в процессе культурного развития).

Степень
разработанности темы исследования
. Тему хореографической
культуры Сибири исследовали такие ученые как А.Б. Афанасьева, Л.В. Демина, Т.А.
Гончарова, М.П. Мурашко и других.

Структура
данной работы
. Работа состоит из введения, основной
части, которая включает в себя две главы, заключения, списка использованных
источников и приложения.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В ходе представленного
исследования были решены следующие задачи:

— изучены стилевые особенности
русского танца;

— рассмотрены музыкально-хореографические
традиции русских старожилов в Сибири;

— выявлены этапы становления
и развития деятельности ансамбля в танцевальном искусстве Сибири;

— проанализировано сохранение
хореографической культуры Сибири в творческой деятельности Красноярского
ансамбля танца имени Михаила Семёновича Годенко;

— определены мифоритуальные
особенности хореографии танцевальной культуры Красноярского ансамбля танца
имени Михаила Семеновича Годенко.

В ходе решения первой
задачи было выявлено, что стилевое своеобразие русского танца заключается в
едином хореографическом рисунке, который видоизменяется в контексте региональных
особенностей, но при этом остается цельным и понятным.

В ходе решения второй
задачи мы определили, что на сегодняшний день хороводные песни русских
старожилов Сибири востребованы и широко используются в концертной практике
фольклорных коллективов. С каждым годом приобретают все большую популярность
проекты по сохранению и развитию народных традиций: фестивали русской
традиционной культуры, праздники традиционных ремесел и так далее.

В ходе решения третьей
задачи была рассмотрен история ансамбля, представлена его специфика и развитие.
В частности, обоснован вклад М. Годенко в развитие ансамбля.

В ходе решения четвертой
задачи было выявлено, что в танцевальных номерах отражены культура, быт и
красота природы Енисейской Сибири, богатство души людей, живущих на суровой и
прекрасной земле.

Сюжетность и
театрализация танцев, обращение к философским вопросам, насыщенный юмором
постановочный стиль балетмейстера, новый хореографический герой-современник
стали отличительными особенностями коллектива.

В ходе решения пятой
задачи стало понятно, что необходимо обратить внимание на то, что сибирский
народный танец – это, в первую очередь. Мифоритуальный комплекс, который имеет
смысловой посыл, относящейся к первопредкам.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
аспекты развития хореографической культуры Сибири

 

1.1.        
Стилевые особенности русского танца

 

Русский народный танец в
настоящее время может пониматься как один из самых древних и при этом
достаточно распространенных видов народного творчества. Он позволяет
познакомиться с духовным богатством и культурным наследием, проецирует бережное
отношение к народным традициям и фольклору. Русскому народному танцу принадлежит
очень значимое место в обществе и в образовании [1, с. 65].

Базовые ориентиры исследования
стилевых особенностей русского народного танца берут свое начало исходя их
перечня факторов, которые необходимо рассмотреть далее:

— общественное признание
значимости традиционного танцевального фольклора как важной формы культурно-исторической
памяти;

— повышение значимости
культурного наследия в обществе;

— важность исследования,
сохранения и последующего воспроизведения самобытных современных региональных танцевальных
традиций.

Современные научные
изыскания в области культуры трактуют «стиль» в качестве оформленного художественного
самоопределения определенной группы [2, с. 231]. Стиль принято связывать с
определенными видами художественного творчества. Исследователь А.М. Мехнецов, определяя
понятие «стиль», относил его непосредственно к области народной традиционной
культуры. Автор полагал, что стиль – это ключевая характеристика фольклорного
текста, видимая как совокупность опознавательных признаков, которые
свидетельствуют о принадлежности к отдельным традициям, жанровым разновидностям
и так далее [3, с. 23].

О сущности стиля в
русском народном танце писал балетмейстер М.П. Мурашко. В частности, он
акцентировал внимание на том, что стиль танца играет в русской танцевальной
культуре очень важное значение, преимущественно это является важным в процессе
сочинения танца, который ориентирован на стилевые особенности какого-то
конкретного региона. По сути, русский танец имеет единую пластическую основу и
единое содержание, но при этом региональные особенности стилей являются
достаточно разнообразными. В частности, у каждого региона имеются уникальные
манеры и черты танца [4, с. 48-51].

Исследователи В.Н.
Карпенко, И.А. Карпенко и А.Ю. Татаринцев пришли к выводу о том, что понятие стиля
в русском народном танце очень важно рассматривать с двух сторон, а именно, с
точки зрения непосредственно стиля русского танца, а также с точки зрения стиля
хореографа, который воспроизводит русский народный танец как плод
хореографического искусства [5, с. 235]. Так, с точки зрения непосредственно стиля
русского под стилем подразумеваются характерные черты выразительных средств, которые
отличают разные русские народные танцы [6, с. 15].

В русской
хореографической традиции сформировано к настоящему времени несколько достаточно
оригинальных региональных стилей, которые обуславливаются культурно-историческими,
этнографическими и социально-экономическими особенностями. Так, следует
выделить западнорусские (Брянск, Смоленск), северорусские (Новгород,
Архангельск, Вологда), среднерусские (Москва, Владимир, Ярославль), южнорусские
(Курск, Белгород, Воронеж) традиции [7, с. 136].

Очень важные
характерологические черты демонстрируют танцевальные традиции русского
населения Поволжья, Сибири и Урала. Необходимо обратить внимание на тот факт, что,
несмотря на схожесть стилевых признаков, в каждой из региональных традиций имеются
совершенно разные формы русского танца, которые различаются, в первую очередь,
по жанрам и характеру исполнения, при этом все задается в рамках русского
народного стиля.

Необходимо выделить на
Рис.1. ключевые показатели, которые раскрывают особенности стилей русского
народного танца:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы