Курсовая с практикой на тему Краеведческие информационно-библиографические потребности обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Краеведение как область деятельности в современном информационном обществе 6
1.1 Краеведение: понятие и структура 6
1.2 Краеведческие информационные потребности в системе потребностей обучающихся 8
Глава 2. Организация деятельности по развитию краеведческих информационно-библиографических потребностей в Центральной библиотеке г. Асино 14
2.1 Деятельность центральной библиотеки г. Асино в развитии краеведческих потребностей в школьном образовании 14
2.2 Вопросы совершенствования краеведческой информационно-библиографический деятельности 23
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Введение:
Чтение – это мощный транслятор знаний и социального опыта, накопленного человечеством тысячелетиями, уникальная возможность и лучший способ в короткие сроки овладеть им, а трансляция духовного наследия прошлого через лучшие образы художественной литературы является неотъемлемой частью нашей традиционной культуры.
С древних времён и до сих пор приоритетной остаётся мнение, что чтение — это базовый, компонент воспитания, образования и полноценного развития личности.
Этот процесс является деятельностью, в процессе которой формируется и развивается сознание, мировоззренческие позиции, нравственные ценности, коммуникативные способности; происходит построение индивидуальной модели социокультуры.
Стоит отметить, что деятельность детских библиотек (несмотря на быстро развивающийся современный мир техники, компьютеризации, которые очень сильно интересуют детей) сейчас достаточно востребована.
Немаловажное значение здесь имеет тот факт, что библиотеки работают не только над тем, чтобы иметь привлекательный внешний вид, а и над тем, чтобы расширить номенклатуру услуг, сделать библиотеку местом для приятного времяпровождения.
В последние годы они постепенно превращаются в открытую систему, активно сотрудничая со многими государственными и общественными организациями.
Когда развитие библиотечного дела тесно связано с конкретной территорией и отражает особенности ее демографического, социально-экономического и культурно-исторического развития, методическое обеспечение краеведческой деятельности приобретает особое значение.
Краеведческая библиотечная деятельность (КБД) – одна из уникальных сфер деятельности.
Развитие и популяризация знаний о своем крае считается одним из приоритетных направлений в деятельности современных библиотек.
В настоящее время существуют объективные условия для возрождения лучших традиций библиотечного краеведения, значительно повысилась роль библиотек в восстановлении исторической памяти народа нашего государства, становлении его национального сознания.
Именно это и определяет актуальность темы исследования. Важность краеведческой работы в текущей деятельности библиотек привлекала и привлекает к ней внимание и библиотекарей-практиков, и исследователей-библиотековедов.
Цель исследования – исследовать особенности краеведческой деятельности библиотек и краеведческие информационно-библиографические потребности обучающихся.
Объект исследования – краеведение как область деятельности в современном информационном обществе.
Предмет исследования – организация деятельности по развитию краеведческих потребностей в Центральной библиотеке г. Асино.
Задачи исследования:
— изучить и описать понятие и структуру краеведения;
— рассмотреть краеведческие информационные потребности в системе потребностей обучающихся;
— проанализировать деятельность центральной библиотеки г. Асино в развитии краеведческих потребностей в школьном образовании ;
— обобщить и описать вопросы совершенствования краеведческой информационно-библиографической деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и источников. Во введении определена актуальность темы, цель, объект и предмет, задачи исследования.
Заключение:
Исходя из выше изложенного материала, можно сделать следующие выводы.
В рамках первой задачи определено, что краеведение – это область деятельности, направленная на всестороннее, комплексное изучение определенной территории внутри страны. Объектами краеведения могут быть природа, население, экономика, экология, история, искусство, памятники истории и культуры края и тому подобное.
Последние годы стали периодом активного возрождения библиотечного краеведения, основной целью которого является повышение роли библиотек как центров возрождения национальной, духовной культуры, восстановление исторической памяти народа, воспитание патриотизма.
Именно это обусловило признание краеведческой функции публичной библиотеки как приоритетной, дало новый толчок для её развития.
В работе было рассмотрено краеведческие информационные потребности в системе потребностей обучающихся. Краеведческая деятельность библиотеки требует пристального внимания, поскольку для многих школьников посещение этих заведений является едва ли не единственной возможностью удовлетворять свои информационные и культурные потребности.
В работе проанализировано деятельность центральной библиотеки г. Асино в развитии краеведческих потребностей в школьном образовании, а также обобщено и описано вопросы совершенствования краеведческой информационно-библиографической деятельности.
Краеведческая работа библиотеки – одна из благодатных сфер деятельности публичных библиотек, которая делает их важными центрами жизни местного сообщества, дает возможность ее членам полно раскрывать и использовать свои потенциальные возможности.
Современные дети – свободные и открытые к общению, поэтому они нуждаются в литературе, которая воспроизводила бы реальные жизненные ситуации.
Чтение – это специфическая форма учебной деятельности познавательно-коммуникативного характера, смысл которой заключается в сознательном активном восприятии художественного текста, творческой обработке его с целью формирования личностных духовно-ценностных ориентаций и эстетических потребностей читателей
Чтение как вид речевой деятельности – сложный процесс опосредованного – через письменный текст — общения, заключающийся в декодировании графических знаков в устную речь и понимании содержания прочитанного.
Чтение – это особое средство художественно-эстетического познания мира читателями. Библиотечным урокам принадлежит чрезвычайно важная роль в формировании личности читателя-пользователя. Работа над художественными произведениями разных жанров обогащает читателей знаниями, которые пробуждает их чувства, вызывает у них желание стать лучше, помогает осознать человеческие добродетели.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Краеведение: понятие и структура
Этимологически сам термин «краеведение» происходит от двух слов – «край» (местность, территория) и «ведение» (знание), которые вместе означают «знание о крае».
Понятие «край» можно рассматривать в широком и узком смыслах. Во многих языках
мира оно связывается с изучением небольшой территории внутри страны.
К понятию «край» относится три группы территорий:
— территории, разделенные согласно современным административно территориальным делением (область, район, город, село, поселок);
— территории, разделенные согласно старому административно территориальным делением (губерния, уезд, воеводство и т.п.);
— территории, границы которых не совпадают ни с современным, ни со старым административно разделением, но они являются историческими, естественно-географическими, этнографическими и экономическими. Они могут находиться в пределах государства, а могут выходить за ее пределы [3].
Основные задачи библиотечного краеведения. Значение краеведческой деятельности библиотек заключается в развитии краеведческих исследований, укрепление экономики и народного хозяйства, патриотического воспитания населения края. Сущность библиотечного краеведения заключается в помощи краеведению через накопление краеведческих документов, создание библиографической информации о них, обслуживание краеведческих потребностей пользователей.
Краеведение – это область человеческой деятельности, которая направлена на всестороннее изучение края и совокупность знаний о крае: его географию, историю, экономику и другие сферы жизнедеятельности [1, с. 25].
Практическое краеведение достигает давности, но его теоретические основы начали формироваться лишь в конце XIX в. – 20-е годы ХХ в. Тогда было выявлено два основных подхода к определению понятия «краеведение»:
1) понимание его как чисто любительского занятия, изучение определенной части страны преимущественно усилиями местного населения;
2) понимание его как деятельности по изучению определенной территории внутри страны для решения научных, производственных, самообразовательных задач, осуществляется как местными, так и центральными государственными, хозяйственными и общественными организациями, научными учреждениями и отдельными лицами.
В библиотечной практике второй подход считается более перспективным потому, что имеет целую систему библиотечно-библиографической поддержки.
Однако до сих пор нет единого мнения по вопросу и общепринятой трактовки термина «краеведение».
Краеведение способствует:
— социальному, экономическому и культурному развитию края;
— охране и рациональному использованию природных богатств и культурного наследия края;
— распространению краеведческих знаний для достижения образовательных, познавательных и воспитательных целей;
— формированию национального самосознания, воспитанию уважительного отношения к истории и культуре края;
— развитию творческих способностей на базе традиций народного и профессионального искусства [1, с. 25-26].
Краеведение пронизывает все области знаний и сферы деятельности человека. Его содержание определяется целями и задачами, которые решает общество на разных этапах своего развития. Во время краеведческих поисков мы получаем определённые выводы, содержащиеся в печатных произведениях, рукописных материалах, кинофотофонодокументов, электронных (онлайновых и офлайновых) документах, которые с наибольшей полнотой концентрируются в таких социальных институтах, как библиотеки, архивы и музеи.