Библиотечно-информационная деятельность Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Краеведческая информационная продукция библиотеки.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ
БИБЛИОТЕК С КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ.. 8

1.1. Информационные ресурсы национальной
библиотеки. 8

1.2. Содержание деятельности и основные принципы работы с краеведческой
продукцией библиотеки. 11

Выводы по 1 главе. 29

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С
КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ. 30

2.1. Опыт деятельности Государственной
библиотеки Хмао-Югры, ЦБС г. Югорска  30

2.2. Анализ работы с краеведческой продукцией Государственная Библиотека
Хмао-Югры, ЦБС г. Югорска. 49

Выводы по 2 главе. 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 58

ПРИЛОЖЕНИЯ. 62

  

Введение:

 

В процессе развития цивилизации формирование национальной культуры всегда
шло рука об руку с развитием государственности и подъемом национального
самосознания народа.  Во все времена
ученые, педагоги, общественные и государственные деятели понимали, что
традиционность и преемственность в сохранении национальных и культурных
достижений народа является основой поступательного развития государства,
независимо от особенностей конкретной эпохи или общественного строя. [8, с. 3].

Создание и поддержка национальных библиотек становились основой развития
гуманитарной и естественнонаучной мысли, подъема культуры и образования. «Каждая картина, взятая в галерею, … каждая порядочная
книга, попавшая в библиотеку, как бы они малы не были, служат великому делу –
скоплению в стране богатств», – заметил  
в свое время великий русский писатель А.П. Чехов. [11, с.52].

На
сегодняшний день научные исследования, связанные с изучением национальных
библиотек, становятся важнейшим элементом историко-культурного развития
многонационального общества. В последнее время национальные библиотеки уверенно
занимают одно из ведущих мест в национальной культуре, сохранении национальных
традиций и народного языка, являются показателем уровня грамотности и
интеллектуального потенциала народа.

Именно поэтому объектом данного исследования выбраны национальные библиотеки России. Рассматривается история
их возникновения и развития на фоне более масштабного процесса – культурного и
экономического развития регионов России. Предмет данного исследования — функции,
задачи, содержание деятельности национальных
библиотек России.

Значительная часть работы посвящена основным этапам становления
национальных библиотек, формированию библиотечных фондов, определению роли
национальных библиотек в развитии культурно-исторического наследия, как важного
составляющего элемента повышения образовательного уровня и национального
сознания.  В исследовании рассматривается
роль национальных библиотек как фактора сохранения национальных традиций. Значительное внимание уделяется изучению принципов формирования и
систематизации библиотечного фонда национальной библиотеки, применению
прогрессивных технических и цифровых средств в работе национальных библиотек
как важного элемента улучшения качества обслуживания читателей и предоставления
оперативного доступа к системе центральных библиотек Российской Федерации и
всего мира.

Актуальность темы обусловлена возросшим в последнее
время интересом к истории и развитию национальной культуры народов России.
Стараясь осмыслить процессы, происходящие в сегодняшней
общественно-политической жизни, люди всё чаще обращаются к исследованию
прошлого, путей становления национального самосознания, осмыслению места и роли
своего народа в мировой цивилизации. Важнейшим этапом на этом пути являются
национальные библиотеки, как неотъемлемое звено повышения
культурно-образовательного уровня населения нашей многонациональной страны.

В
стремлении решить современные проблемы взаимодействия этнических групп и
народностей, населяющих Россию, мы неминуемо обращается к изучению национально-культурного
аспекта их развития. Не случайно, в современной мировой научной мысли
национальная культура рассматривается не столько как надстройка над базисом
устойчивого экономического развития, сколько самостоятельный элемент, движущая
сила общественно-политической мысли. [1, с. 43]. Внедрение гуманистических установок на пути
принятия Европейских ценностей вынуждает нас рассматривать национальное
наследие как основное условие стабильности общества.

Другим
важным фактором, влияющим на необходимость исследования национальных библиотек,
становятся миграционные процессы, с которыми всё острее в последние годы
сталкивается российское общество. Переезд в Россию некоторой части временных
мигрантов или переселенцев из других регионов и республик бывшего СССР,
выдвигает на первый план необходимость их адаптации и культурной интеграции в
российское общество с учетом региональных и национальных особенностей.

В
этом плане национальные библиотеки, наряду с образовательными учреждениями,
являются важным элементом, если не сказать единственным государственным
институтом, способным взять на себя функции культурно-интеграционной адаптации
некоренного населения к национально-историческим особенностям регионов, и
России в целом. И в этом плане роль национальных библиотек стремительно
возрастает, поскольку библиотека – по сути, единственное учреждение, которое,
на сегодняшний день, объединяет в себе культурные, информационные и
образовательные функции, доступные для всех групп населения, оставаясь
бесплатным и повсеместно доступным средством приобщения к национальной
культуре.

В
настоящее время национальные библиотеки охватывают своим влиянием почти все
возрастные группы, начиная со школьников, студенческой аудитории, и заканчивая
лицами пенсионного возраста. Благодаря стремительному внедрению прогрессивных
цифровых технологий, подключению интернета, в сочетании с традиционными
методами культурно-просветительской работы, такими как встречи с местными
национальными поэтами и писателями, тематические лекции, краеведческие
исследования, книжные выставки и творческие конкурсы, национальные библиотеки
вносят существенный вклад в сохранение истории и культуры народа, охватывая, в
той или иной степени, своим влиянием самые разные слои населения, своевременно
реагируя на меняющиеся запросы общества.

Хронологические
и географические рамки исследования включают период от начала появления
национальных библиотек и до конца второго десятилетия XXI в. в пределах нынешних границ
Российской Федерации.

Целью исследования является выявление
основных этапов развития национальных библиотек и их значения для развития
культурно-образовательного уровня населения, сохранения национальных традиций.

Для
достижения указанной цели были поставлены следующие задачи.

— Исследование
информационных ресурсов национальной библиотеки.


Содержание деятельности и основные принципы работы с краеведческой продукцией
библиотеки.

— Опыт
деятельности Государственной библиотеки Хмао-Югры, ЦБС г. Югорска.


Анализ работы с краеведческой продукцией Государственная Библиотека Хмао-Югры,
ЦБС г. Югорска.

Историография
вопроса.
Существенный вклад в дело исследования национальных библиотек и библиотечного
дела в целом внесли В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (XVIII в.); В.Ф. Одоевский,
А.Н. Оленин, В.И. Собольщиков, Ф.Ф. Рейсе, П.М. Строев, В.В. Стасов (XIX в.);
К.Н. Дерунов, А.А. Покровский, Н.А. Рубакин, Н.Ф. Фёдоров, Л.Б. Хавкина, О.С.
Чубарьян, Ю.В. Григорьев (XX в.).

Источником информации для данного исследования
является комплекс опубликованных и неопубликованных документов, различные
варианты которых делятся на несколько видов:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
современных условиях, когда библиотека рассматривается как автоматизированный
информационный центр, для качественного удовлетворения потребностей
пользователей недостаточно только печатных изданий. Пользователи обеспечиваются
информацией также за счёт электронных сетевых ресурсов, которые заняли прочное
место в фонде и привнесли в библиотечную практику новые возможности.
Преимущество электронных изданий в том, что они могут быть предоставлены
нескольким пользователям одновременно; обеспечивают широкие возможности работы
с электронными текстами (копирование, формирование собственных файлов);
упрощают поиск нужной информации; доступны круглосуточно.

Формирование
библиотечно-информационного фонда основано на изучении рынка научных
публикаций, в том числе на выявлении бесплатных ресурсов и организации доступа
к ним. Отбор и экспертиза ресурсов открытого доступа происходят в соответствии
с профилем комплектования библиотеки. Привлечение подобных ресурсов улучшает
информационное обеспечение пользователей, а предоставление доступа к ним через
сайт библиотеки позволяет экономить время, получать нужную информацию в одном
месте, проводить объединённый поиск по лицензионным и нелицензируемым ресурсам.

Раскрыть
состав и содержание многоотраслевого библиотечно-информационного фонда,
облегчить поиск по мировым информационным ресурсам пользователям России
помогает поисковый сервис Summon: он позволяет искать научную и образовательную
информацию (монографии, статьи, журналы, материалы конференций, диссертации и
др.) по всем ресурсам, как печатным, так и электронным, включая лицензионные,
ресурсы открытого доступа, печатный фонд библиотеки. Summon осуществляет поиск
по огромному массиву внешней информации, давая пользователям полное
представление о ресурсах по интересующей тематике.

Таким
образом, этот сервис – отправная точка при поиске необходимой информации –
позволяет оптимизировать доступ к ценным коллекциям. Для поддержания высокого
уровня России как современного информационного центра осуществляются:
комплектование на основании постоянного мониторинга и анализа рынка электронной
информации; организация доступа и продвижение ресурсов; постоянный мониторинг
их использования; тестирование и экспертная оценка новых ресурсов; изучение
потребностей пользователей; внедрение и развитие современных форм обслуживания,
способствующих доступности электронных ресурсов.

Формирование
традиционного и электронного фондов России тесно взаимосвязано: ведётся на
основе общего анализа рынка научной информации, имеет единые принципы
комплектования и критерии отбора документов. Фонды дополняют друг друга и
обеспечивают библиотечно-информационное обслуживание пользователей на
качественно новом уровне. Основная задача при формировании фонда – найти баланс
между различными видами носителей информации и предоставить пользователю
максимально полный объём необходимой информации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК С КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

1.1. Информационные ресурсы национальной библиотеки В
условиях активного освоения электронной среды происходят существенные
трансформации в системе краеведческих информационных продуктов. Проблема поиска
оптимальных подходов к отражению краеведческой продукции активно обсуждается в
профессиональной литературе [1-3]. В ГОСТе 7.0-99 «СИБИД.
Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»
«информационная продукция определяется как «документы, информационные массивы, базы
данных и информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных
систем» [4]. Более адаптированное определение для краеведческой деятельности представлено
в «Руководстве по краеведческой деятельности общедоступных (публичных)
библиотек», где краеведческий информационный продукт – информационный продукт,
созданный в результате переработки сведений, содержащихся в краеведческих
ресурсах, в связи с конкретным целевым и пользовательским назначением» [5].

По
мнению разработчиков руководств, краеведческие информационные продукты (КИП) в совокупности
образуют систему, обеспечивающую разные «точки доступа» к краеведческим
ресурсам:


темы или предметы: тематические указатели и базы данных;


имена: биографические и биобиблиографические справочники;


географические названия (в пределах территории): географические справочники,
путеводители,

универсальные
справочники и энциклопедии;


даты: календари знаменательных дат, летописи населенных мест и пр.;


карты: интерактивные карты, виртуальные экскурсии и т.д.;


изображения (людей, географических объектов и пр.): виртуальные выставки,
коллекции фотографий и т.д. [5].

При
этом состав и видовое разнообразие КИП не ограничиваются, имеют значение только
обоснованность их выбора и качество [4, с. 47].

Определим,
насколько предложенная система соответствует современным представлениям о КИП, размещенных
на сайтах центральных библиотек. Для этой цели проведен анализ официальных
сайтов (источником их отбора послужил информационно-справочный портал
Library.ru, в котором было обнаружено 55 сайтов центральных библиотек субъектов
Российской Федерации [1]).

Важной
составляющей при поиске краеведческих информационных продуктов становится их расположение
на сайте. В ходе анализа выявлено, что краеведческие продукты на сайтах
представлены в таких разделах как «ресурсы» (48%), «краеведение» (23%),
«издания» (14%), некоторые библиотеки (5%) отдельно выделяют подраздел
«календари знаменательных дат или памятных дат», «электронные каталоги». На 13
сайтах библиотек КИП продублированы в нескольких разделах: «наши издания» и
«краеведение» (Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И. С.
Никитина), «ресурсы» и «краеведение» (Сахалинская областная универсальная
научная библиотека). В настоящее
время, чтобы упростить пользователю поиск КИП библиотеки создают краеведческие порталы,
на которых их представляют.

Ассортимент
популярных КИП связан с точками доступа: темы или предметы (54%). На сайтах преобладают
базы данных (преимущественно, электронные каталоги (38%). Выделяется группа краеведческих
библиографических указателей (16%). Преимущественно это аналоги печатных продуктов.
Так как перед библиотеками стоит задача сохранения регионального компонента в печатном
виде с дублированием их в формате pdf. Ассортимент популярных КИП связан с
«точкой доступа»: темы или предметы (54%).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы