Курсовая с практикой на тему Коррупция как угроза экономической безопасности в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности коррупции 6
1.1. Понятие и сущность коррупции 6
1.2. Классификация коррупционной деятельности 13
1.3. Методы снижения уровня коррупции РФ 16
Глава 2. Анализ и оценка уровня коррупционной деятельности в РФ 22
2.1. Анализ масштабов коррупции в экономике РФ 22
2.2. Оценка влияния коррупции на экономическую безопасность РФ 24
2.3. Сравнительный анализ коррупционных проявлений в РФ и в мире 26
Глава 3. Мероприятия по снижению уровня коррупции в России 32
3.1. Мероприятие по снижению уровня коррупции за счет правовых мер 32
3.2. Мероприятия по снижению уровня коррупции за счет реформы исполнительной власти 38
3.3. Сводный экономический эффект от внедрения предлагаемых мероприятий 46
Заключение 48
Список использованных источников 50
Введение:
Международные оценки говорят, что уровень коррупции в Российской Федерации остается довольно высоки . Коррупция государственных структур и должностных лиц мешает развитию экономики рынка, основанию и функционированию демократических институтов в государстве и, как следствие, снижению доверия граждан и международного общества к власти, разочарованию в демократических реформах. Исследования показывают, что коррупция в какой-то степени влияет на все системы социального правления не только общественной, но и в негосударственной области.
Для России все также остается острой проблема формирования и реализации эффективной антикоррупционной стратегии, которая включает, помимо уголовных средств, комплекс мер по предотвращению коррупции.
Как показывает практика, невозможно регулировать борьбу с коррупцией и распоряжаться ею только законом о борьбе с коррупцией. Принимая во внимание разнообразие коррупционных правонарушений, условия и причины, способствующие его выполнению, программа борьбы с коррупцией должна включать целый ряд законодательных актов, которые охватывают различные области ее проявления, а меры, которые необходимо принять, должны носить систематический и непрерывный характер, а также должны быть реалистичными и не затратными.
Эффективность антикоррупционных мер институтов гражданского общества и государственных структур на сегодня оставляет желать лучшего, поскольку система мер недостаточно хороша, сложна и дорога для осуществления, не соответствует потребностям общества.
Чтобы продвинуть процесс противодействия коррупции необходимо разработать и реализовать целый ряд разнообразных и последовательных административных, правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение коррупции с учетом конкретных областей коррупции. Принятые меры должны иметь научную основу, принимать во внимание как внутреннюю практику, так и опыт иностранных государств в борьбе с коррупцией.
Коррупция как социальный феномен в первую очередь отражается на росте недоверия со стороны общества к государственным органам. Политическая нестабильность, слабая эффективность институтов власти, политическая неграмотность гражданского населения и особенности российской политической системы являются основными факторами, способствующими распространению такого явления, как «коррупция».
Несмотря на большое количество научно-исследовательских работ, связанных с борьбой с коррупцией, многие вопросы нуждаются в постоянном обновлении, а также в отказе от неэффективных, и развития и введении новых, иногда принципиально иных, средств и мер для борьбы с коррупцией. Тем не менее важно, чтобы поиск новых методов и средств антикоррупционного воздействия был не чисто умозрительным, а конкретным, системным по своей природе и охватывал все аспекты этого явления.
Степень разработанности темы в научной литературе. Коррупция как сложный и многоаспектный феномен общественной жизни исследуется учеными различных специальностей – юристами, политологами, экономистами, философами и др. ежегодно в России и за рубежом публикуется огромное количество исследований по данной тематике.
Цели и задачи исследования. Целью представленной работы выступает выявление основных механизмов предотвращения коррупции на государственной ( муниципальной) службе.
Поставленная цель предопределяет комплекс предлагаемых к решению задач выпускной квалификационной работы:
— исследовать состояние коррупционной преступности в современной России;
— выявить причины коррупционной преступности в современной России;
-охарактеризовать формы предупреждения коррупционной преступности на государственной ( муниципальной) службе в России;
— исследовать меры, способы и формы профилактики коррупции;
— определить порядок и формы выявления и предупреждения коррупционных правонарушений.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с противодействием коррупции.
Объектом курсовой работы являются особенности и методика противодействия коррупции.
Теоретическую основу составляют труды по теме исследования таких российских авторов, как Г.М. Аглямова, Д.И. Аминов, А.Б. Артемьев, М.А. Багмет, А.А. Бакрадзе, А.В. Бирюков, Л.В. Борина, В.В. Борцев, В.И. Гладких, В.В. Горбова, А.С. Икрянникова, Т.Б. Качкина, А.В. Качкин, С.В. Максимов, М.В. Шедий и др.
Нормативную основу исследования составили акты международного права по противодействию коррупции, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в данной сфере, акты зарубежного уголовного законодательства, направленные на борьбу с коррупцией.
Научная новизна работы состоит в том, что автором умело были систематизированы научные исследования по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы, что является основой при разработке главных направлений совершенствования законодательства о противодействии коррупции.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе проведенного автором исследования, имеют значимость для улучшения действующего законодательства.
Структура работы соответствует логике курсовой работы, определена ее целью и задачами. Она состоит из трех глав, 9 параграфов, списка нормативно — правовых актов и литературы.
Заключение:
Актуальность темы коррупции можно подтвердить тем, что люди очень часто говорят об этом явлении. В ученых кругах изучают и предлагают новые взгляды на это явление, находят новые пути противодействию этой язве. Но надо отметить, как и у любого сложного явления, у ученых не сложилось общего мнения в понимании ее. Ведутся споры в терминологии, примером может служить то, что в международном законе и Федеральном законе №273 «О противодействии коррупции» термины различаются. Из-за сложности явления, выделяют множество видов коррупционных факторов. Но созданная тенденция в изучении коррупции помогает усовершенствовать законодательство, что дает положительный результат противодействию коррупции.
Коррупция является опасным явлением для сфер деятельности государства. Особо значимыми являются сферы социально-экономической, политической и правовой направленности.
Коррупция, как многоаспектное явление имеет множество внешних проявлений. Так, например, характерной чертой проявления коррупции, как социального явления, является то, что рассматриваемое явление, в современном обществе проявляется не только в органах государственной и муниципальной власти, но и в области частного сектора, партийного аппарата, спорта и даже творческой деятельности. Коррупция, как угроза вливается в различные сферы общества и воспринимается современным социумом.
Антикоррупционная политика создает направления для системы государственной службы по борьбе с коррупцией. Это та системная борьба, которая необходима в борьбе с системным характером коррупции. Тенденция Президента Российской Федерации в дополнении или изменении законодательства противодействия коррупции с помощью Указов, показывает нам ответственность и не безразличие главы государства в таком важном вопросе. Также важно отменить, что принимаются новые меры к постоянно изменяющемуся и становящемуся сложнее явлению коррупции.
Но справедливо отметить, то, что есть ряд проблем, которые нужно усовершенствовать и довести до логичного итога в законодательстве. Это пробелы, которые порождают коррупционные факторы, плохое правосознание граждан, отсутствие гражданского общества, пробелы в антикоррупционной экспертизе. Все эти темы широко обсуждаются и уже принимаются меры.
Коррупционные процессы в полной мере могут воздействовать на государственность: ограничение народовластия (например, фиктивные выборы), ограничение принципа разделения властей (например, зависимость судей от исполнительной власти), ограничение политического плюрализма (устранение неугодных власти политических партий). Тем самым коррупционные процессы в действительности становятся опасными для национальной безопасности, для общества и его стабильности.
Основная проблема противодействия коррупции заключается в том, что высшие чины государственной власти мешают хорошей реализации предпринятых мер. Из-за этого в нашей стране очень трудно проходят все изменения в любых сферах. Однако, на сегодняшний момент, отмечается тенденция в сознании людей, что коррупция это плохо. Люди отказываются от участия в коррупционных делах, из-за того, что это просто плохо, а также видят, что риск намного больше прибыли. Эта тенденция показывает, что все предпринятые меры действуют и все идет к улучшению ситуации. Но государству нужно продолжать работать в этой сфере также тщательней и создавать новые методики, механизмы для борьбы с явлением коррупции
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты сущности коррупции
1.1. Понятие и сущность коррупции
В настоящее время существует достаточно большое количество публикаций, выступлений в СМИ, затрагивающих вопросы противодействия коррупции. Содержание дефиниции «коррупция» в юридической, политологической, экономической и социологической литературе далеко не однозначно .
Трудности понимания феномена коррупции, изучаемого различными общественными науками, обусловлены ее многомерностью, широкомасштабностью и проникновением практически во все сферы жизнедеятельности общества.
В научной, учебной и публицистической литературе существуют различные подходы к определению коррупции. В экономическом контексте содержание коррупции рассматривается как поведение индивида в виде извлечения дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам .
В социологическом контексте коррупция понимается как девиантное поведение социально-привилегированных слоёв населения по отношению к интересам общества и государства в целом .
После системного политического и социально-экономического кризиса конца двадцатого века Россия не только оправилась от последствий, но и улучшилась инвестиционная привлекательность нашей национальной экономики. В контексте развития всех мировых процессов, международных экономических и политических отношений, которые создают новые угрозы для развития государства, общества и личности, Россия стремится развивать стратегические национальные приоритеты. С этой целью Президентский указ в 2009 году одобрил стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Главным из направлений этой стратегии является повышение качества работы государственных органов и разработка эффективных механизмов взаимодействия с обществом с целью реализации прав граждан Российской Федерации на жизнь, жилье, труд, безопасность и здоровье, на развитие культуры и образование. В связи с этим источником угрозы национальной безопасности в сфере государства и общественной безопасности, наряду с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, также является и коррупция. С целью обеспечения государственной и общественной безопасности реализуется Национальный план борьбы с коррупцией.
Моральные стандарты общества часто не совпадают с этикой государственной службы, даже самые честные63 чиновники и государственные органы могут восприниматься общественностью как коррумпированные. Это одно из серьезных препятствий на пути создания эффективной модели противостояния коррупции.
В своей наиболее общей форме коррупция определяется как социально-экономическая категория, которая подразумевает отношения между лицами, занимающими должности в государственных органах и отдельными лицами в связи с использованием возможностей службы для личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны, в частности государства.
Преступность существовала во все времена и один из видов преступности является коррупция. В современной России тема коррупции является одной из самых актуальных тем. И все заключается в самом явлении коррупции. Большинство граждан понимают этот термин правильно, но в тоже время поверхностно. Потому что этот феномен очень многогранен и разнообразен. Доказательством тому может послужить уровень коррупции в России, где большинство граждан страны принимали участие в коррупционных схемах или сделках.
Но этот феномен не появляется сам по себе, а является следствием особых внутренних условий страны, таких как неразвитость социально-экономических гарантий, для граждан, неоднозначное законодательство, неразвитость гражданского общества, не реализована прозрачность системы гражданской службы. Из-за этих причин происходит процесс институализации коррупции, начинается создание определенных практик, и в сознании граждан откладывается мнение, что это неотъемлемая часть общества. Где граждане воспринимают это никак опасное, а как само собой разумеющейся явление.
Как уже выше сказано, коррупционные деяния – это преступления, каждое преступление несет в себе вред обществу и государству. К коррупционным деяниям относят следующие преступления: злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 УК РФ), дача и получение взятки (статьи 290 и 291 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ). Но психологически люди воспринимают коррупцию как менее опасное явление, нежели убийство или терроризм. Возможно потому, что люди получают негативный результат позже. Это еще одна причина, почему коррупция получила такой большой масштаб.
Коррупция в системе государственной гражданской службы Российской Федерации достигла таких масштабов, что стала государственной угрозой, борьба с которой должна являться консолидированной, как это определено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273 — ФЗ «О противодействии коррупции» содержится понятие коррупции, на которое будем опираться в дальнейшем для изучения этого феномена. Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Чтобы лучше понимать, что такое есть коррупция надо рассмотреть терминологию. И в этом вопросе у ученых не сложилось единого мнения. Поэтому они дали множество различных определений описывающих это явление. Говоря об определениях в общем, то нельзя выделить плохое или хорошее, просто каждый автор хотел подчеркнуть, тот или иной аспект этого сложного социального явления. Споры ученых связанные с терминами коррупции доказывает сложность и показывает на сколько она многолика и многогранна.
Основным термином в законодательстве Российской Федерации является термин приведенный в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273 — ФЗ «О противодействии коррупции», который был уже упомянут выше. И все акты Российской Федерации основываются именно на нем. Поэтому надо проанализировать всю составляющую этого термина и понять, что такое есть коррупция.
Под этим явлением понимается опасное деяния, которые рассматриваются в качестве преступлений, предусмотренных статьями Уголовного Кодекса РФ 201, 204, 285, 290 и иных деяний, которые определяются как «использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях выгоды для себя или для третьих лиц».
Следующим важным моментом является то, что к коррупционным деяниям также отнесены и «Незаконное предоставление выгоды указанному лицу другим физическим лицам» и все указанные деяния, совершенные «от имени или в интересах юридического лица».
Коррупция социальное явление, которое характеризуется негативными факторами, и системностью, а также в основе коррупционных факторов заложена нравственно-этическая категория, в основе которой лежат рыночные отношения, пришедшие из сферы экономики и проникли в политическую и управленческую деятельность. Основными признаками коррупциями являются «подкуп» и «продажность», где одна сторона пытается склонить другую сторону материальными благами, для получения каких-то привилегий или преимуществ, которые могут быть использованы в общественно-опасных деяниях.
Отсюда следует сделать вывод, что служебное положение и статус чиновника становится своеобразным товаром, где он продает свои услуги для незаконных действий (бездействий). То, коррупция получила свое зарождение благодаря рыночным отношениям, можно говорить, что наблюдаем рынок спроса и предложений противоправных деяний, который можно искоренить только с помощью воздействия как на взяткодателя, так и на получателя взятки.
О сущности и характеристики коррупции хорошо говорят ее последствия. Коррупция представляет огромную угрозу национальной безопасности государства, мешает нормальному экономическому развитию, снижает уровень доверия к власти. Из-за этого растет правовой нигилизм, нежелание у граждан участвовать в общественной жизни, убежденность в непобедимости коррупции. В современной российской науке коррупция рассматривается как «фактор системной дестабилизации общества и государства». Несомненно, что коррупция оказывает огромное негативное влияние на все сферы жизни. Приведенные ниже негативные последствия коррупционных деяний в разной степени проявляются в России.
Экономические последствия.
1) Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами или группами гражданами в использовании государственных возможностей или собственности с целью обогащения или иных корыстных целях, которые являются противозаконными. Главное последствий всех этих действий, что государственный бюджет не дополучает обходимые ему средства или они разворовываются, в связи с чем, государство должно прилагать больше усилий для выполнения государственных программ или задач; теряет рычаги управления экономикой.
2) Основы рыночной экономики, такие как конкурентные механизмы рынка теряют свое назначение, ведь получает преимущества и выигрывает конкуренцию тот, кто незаконно смог получить влияние на ход событий.
3) Неэффективное распределение бюджетных средств, при распределении государственных заказов. Это серьезная проблема, которая сразу негативно влияет на несколько общественных институтов, то есть те государственные программы, которые должны были реализованы для улучшения экономической составляющей или обеспечения социальных нужд общества, не получают обходимых средств для хорошего выполнения.
4) Повышаются цены из-за коррупционных схем, в итоге страдает потребитель, которым является народ.
5) Недоверие к власти со стороны различных экономических агентов. Агенты не хотят входить в экономическую среду напрочь коррумпированную. Из-за этого ухудшается инвестиционный климат, что негативно сказывается на развитии промышлености.
Социальные последствия.
1) На борьбу с коррупцией брошены колоссальные средства, из-за чего другие важные социальные задачи органы государственной власти не могут решать продуктивно.
2) Закрепляется разрыв между бедным и богатым экономическим слоем. Коррупция мешает правильному перераспределению средств, от чего страдают бедные слои населения и обогащаются узкий круг лиц.
3) Подрывается авторитет института права, как основной элемент регулирования общественной жизни граждан. Народ себя ощущает не защищенным как перед лицом преступности, так и перед государственными структурами.
4) Коррумпированность правоохранительных органов способствует появлению организованной преступностью, которые те могут влиять на чиновником и государственных служащих, что влечет к становлению и укреплению в коррупционных схем в системе государственной службы.
5) Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.
Политические последствия.
1) Происходит смещение приоритетов и целей политики государственного развития к обеспечению тех или иных преимуществ властных кланов.
2) Потеря доверия народа к власти, тем самым государству труднее проводить свою политику для народа.
3) Падает престиж на мировой арене, из-за чего другие страны не очень охотно хотят сотрудничать по тем или иным вопросам.
4) Подрыв института демократии. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов .
Важно понимать, что экономические потери от коррупции намного больше, чем просто суммарная величина взяток – те, материальные ценности, которые идут в руки коррупционерам. Также надо понимать, что не возможно дать точную цифру от потери коррупционных схем. Одна сумма это та, которая была непосредственно задействована в коррупционной схеме, а другая сумма, это то, которая будет последствием коррупционной сделки.
Поэтому стоит различать косвенные и прямые экономические потери от коррупции. Прямые – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией.
Также имеются слагаемые потери, такие как: потери сопряженные с причинами, порождающими коррупцию (административные барьеры); потери, порождаемые самой коррупцией (падение притока инвестиций из-за коррупции). Как уже говорилось, подсчитать потери от коррупции не просто, но общую статистическую картину можно воспроизвести.
Таким образом, современная юридическая наука и правоприменительная практика уделяют достаточное внимание к такой острой и значимой проблеме, как коррупция и противодействие ей. В последние годы криминологической характеристике коррупционной преступности и борьбе с ней также посвящено немало научных исследований.