Курсовая с практикой на тему Коррекция звукопроизношения у дошкольниками с общим недорозвитием речи средствами логоритмики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
средствами логоритмики. 5
1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе. 5
1.2 Особенности звукопроизношения дошкольников с общим
недоразвитием речи 7
1.3 Понятие «логоритмика» и ее роль в преодолении общего
недоразвития речи 13
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование,
направленное на развитие устной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня. 18
1.1 Организация исследования. 18
2.2. Анализ
результатов констатирующего эксперимента. 28
2.3. Программа
коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. 31
Заключение. 40
Список используемой литературы.. 42
Введение:
Актуальность выбранной темы. В системе
коррекционной работы по преодолению
недоразвития речи у дошкольников особое место занимает логопедический ритм.
Важнейшей задачей логоритмики является нормализация двигательных функций и речи
у детей, поэтому она закономерно входит в структуру музыкально-ритмических
занятий с детьми с патологией речи.
Музыкальное
образование, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих
эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии
дошкольника, что определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной
стороны, и спецификой. детства, с другой.
Важность
музыкальной деятельности: музыкальное развитие незаменимо влияет на общее
развитие: формируется эмоциональная сфера, улучшается мышление, воспитывается в
искусстве и жизни чуткость к прекрасному.
Ритм
логотипа — один из важнейших методических инструментов. Это тесно связано с
игровой терапией, с психогимнастикой.
Объект исследования –
звукопроизношение у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предмет изучения – процесс коррекция
звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами
логоритмики. Цель исследования – изучить особенности
коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
средствами логоритмики.
Задачи исследования:
1.
Выявить особенности речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи;
2.
Раскрыть понятие «ритм логотипа» и его роль;
3.
Практически изучить применение логоритмики как средства коррекции звукового
произношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
— теоретические (анализ психолого-педагогических
исследований и методической литературы по проблеме);
— эмпирические (изучение медицинской,
психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы с детьми);
— методы обработки результатов.
Теоретическая основа исследования заключалась в следующем:
— положения общей и специальной психологии о единстве общих
закономерностей развития детей нормы и детей с отклонениями в развитии (Л.С.
Выготский [7], А.Р. Лурия [20]);
— положения о системном подходе в анализе нарушений речи
(Р.Е. Левина [16]).
Практическая
значимость курсовой работы заключается в возможности использования
материалов в педагогической деятельности, в качестве пособия для родителей,
учителей, содержания портфолио, пополнения методической копилки.
Организация
исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ № 6 «Родничок» и ДОУ
«Белочка» г. Красноармейск. В исследовании приняли участие 12 детей с ОНР и 12
без ОНР
Заключение:
Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования мы выяснили, что общее недоразвитие речи —
это форма речевой патологии, при которой нарушается формирование всех
компонентов речевой системы, которые относят к обоим видам.
Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых
различные движения сопровождаются произношением особого речевого материала.
О значении логопедической ритмики для преодоления ВД у
дошкольников написаны работы следующих исследователей: Шашкина Г.Р., Бабушкина
Р.Л., Кислякова О.М., Картушина М.Ю., Аксакова Т.Ю., Макарова Н.Ш., Волкова
Г.А. Все эти авторы подчеркивали влияние ритма на мыслительные процессы речи.
В результате анализа полученных в ходе
опытно-экспериментального исследования данных мы обнаружили, что динамика
количественных и качественных изменений в активизации устной речи детей
старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня стала выше после проведения
экспериментальной работы с использованием логоритмики.
Следовательно, в результате проведенной нами коррекционной
работы, произошли качественные и количественные изменения.
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута, так как
были решены все поставленные задачи.
Диагностика проводилась с каждым ребенком, как экспериментальной,
так и контрольной группы индивидуально. По результатам констатирующего
эксперимента видно, что в экспериментальной и в контрольной группах под начало
исследования, уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста
примерно одинаковый.
Данные контрольного эксперимента исследования показали, что
у детей в экспериментальной группе значительно улучшились результаты, повысился
активный и пассивный словарь детей.
Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе
нашего исследования данные подтверждают выдвинутую гипотезу.
Результатом нашей работы является разработка фрагментов
конспектов занятий по развитию устной речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР 3 уровня посредством логоритмики.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы
коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
средствами логоритмики 1.1 Развитие
звукопроизношения в онтогенезе
В начале 20 века система ритмического обучения получила
распространение во многих странах Европы. Он стал известен как «метод
художественной гимнастики». Его создателем был швейцарский педагог и музыкант
Эмиль Жак-Далькроз. Э. Жак-Далькроз преподавал в Женевской консерватории. Его
поразила нерегулярность учеников. Далькроз считал, что музыканту нужен не
только хороший слух, но и хороший ритм. Он решил выделить музыкальный ритм в
отдельную отрасль музыкальной педагогики и «воспитывать ритмическое чувство само
по себе» [15, С.192].
Далькроз занимался музыкой как регулировщик движения.
Студенты должны практиковать координацию своих движений с движениями музыки,
поскольку именно в музыке можно найти идеальный образец организованного
движения. Согласованность с музыкой такова, что движения выполняются на
метрической основе, а не на ритмической. Метрические упражнения Далькроза
чередуются или объединяются в сложный комплекс движений — метрические движения.
Он говорил, что Бит — это своего рода подобие, в которое можно заключить
большое разнообразие. А ритм — это разнообразие, заключенное в одинаковости.
В 1909 году Вольф Дорн, член Немецкой социалистической
рабочей партии, известный альпинист, предложил Далькрозу возглавить Институт
музыки и ритма в Хеллерау. В старших группах, которых затем стали вводить
пластически выразительные задания; своего рода этюды, призванные передать
эмоционально-образное содержание музыки в движении.
Далькроз с помощью сочетания ритма, музыки и движения решил
задачу «воспитания ритма с помощью ритма», используя специально подобранные
упражнения, развил детский слух на музыку, память, внимание, ритмичность и
пластическую выразительность.
Система Жака-Далькроза получила дальнейшее развитие в трудах
его учеников и последователей: Н.Г. Александрова [25], В.А. Гринер. Н.Г. [9]. Н.Г.
Александрова подчеркнула важность ритмического воспитания в школе, которое
должно основываться на тесном сочетании ритма и музыки. Она поместила ритмику в
центр области соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации
труда, физического воспитания, указав, что ритмика конденсирует ритмические
моменты каждой из этих областей в сжатой форме, и осветила терапевтическую
ценность ритмические уроки. Н.Г. Александрова [25, C.240] преподавала ритм в частных
музыкальных школах.