Курсовая с практикой на тему Коррекция семейных отношений в условиях самоизоляции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретико – методологические подходы к изучению
проблемы коррекция семейных отношений в условиях вынужденной самоизоляции
1.1. Семейные
отношения: понятие, виды и типы
1.2 Психологический анализ семейного конфликта
1.3 Понятие изоляции и самоизоляции
1.5 Методы исследования
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое
исследование коррекции семейных отношений в условиях самоизоляции
2.1. Организация и проведение исследования
2.2 Полученные
результаты и их обсуждение:
2.2.1 Результаты исследования степени удовлетворенности браком
«Тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ). Авторы: Столина В.В., Романова
Т. Л., Бутенко
2.2.2 Результаты исследования личных установок по наиболее
значимым сферам семейной жизни, тест «Измерение установок в семейной паре».
Авторы: Алешина Ю. Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е. М.
2.2.3 Результаты исследования ролевой адекватности супругов, а
так же реального распределения ролей в семье, методика «Ролевые ожидания и
притязания в браке» Автор: Волкова О. Н.
2.2.4 Результаты исследования уровня самооценки, методика
исследования самооценки личности С.А. Будасси.
2.2.5 Результаты диагностики межличностных отношений Т. Лири
2.3 Тренинговая программа «Конструктивное решение конфликтов в
семейных взаимоотношениях»
2.4 Результаты
повторной диагностики после проведения коррекционной
программы…………………………………………………………………………..34
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных
источников
Введение:
Семья является одним из
важнейших социальных институтов, который требует научного исследования.
Особенно остро стоит эта потребность в период кризисного состояния общества,
проявлениями которого является постоянный рост числа разводов, и, как
следствие, возникновения неполных семей. Это связано с негативными явлениями повседневной
жизни, такими, как инфляция, отсутствием
правовых гарантий, социальная и политическая нестабильность,
неопределенность будущего семьи в условиях политического, экономического и
социального кризиса в России, охватившего все социальные структуры, и которые
наиболее негативно сказываются на семье. Следствием такой ситуации является
резкое снижение адаптивных возможностей семьи, роста ее дисфункциональности
вследствие неумения партнеров решать возникающие проблемы и идти на
компромиссы.
Степень
изученности проблемы. Проблемы в уже сложившихся семьях и
попытки их решения исследовали такие советские ученые как Ю.Е. Алешина, А.А.
Бодалев, И.Ю. Борисов, В.М. Дружинин, О.Е. Зуськова, В.П. Левкович и другие. В
то же время, проведенный анализ психолого-педагогической литературы не
обнаружил специальных исследований психологических факторов возникновения
конфликтов в семье в условиях вынужденной самоизоляции, а также средств их
профилактики.
Таким образом, социальная
значимость проблемы конфликтов в семье в условиях вынужденной самоизоляции и ее
недостаточное изучение в психолого-педагогической науке и обусловили выбор темы
исследования: «Коррекция семейных отношений в условиях вынужденной самоизоляции».
Актуальность
выбранной
темы состоит в том, что в условиях пандемии по коронавирусной инфекции семья
находится в изолированном помещении (однокомнатная квартира). Это накладывает сильный
отпечаток на семейные отношения. Нарушился обычный ритм жизни семьи. Родителям
приходится работать дома по удаленной системе, а ребенок-подросток учится
дистанционно и онлайн. Не всегда удобно совмещать работу и домашние дела,
находясь дома. В связи с этим в семье возникают и конфликтные ситуации, часто
заканчивающиеся конфликтами.
Объект
исследования: семейные отношения.
Предмет
исследования: удовлетворенность семейными отношениями в
условиях самоизоляции.
Цель
исследования: определение эффективности программы по
коррекции семейных отношений в период вынужденной самоизоляции.
Задачи
исследования:
— Изучить теоретико –
методологические подходы к проблеме семейных отношений.
— Определить методы и методики диагностики
семейных отношений.
— Составить и апробировать
программу коррекционной работы для нормализации семейных отношений.
Гипотеза:
в условиях вынужденной самоизоляции в
семье увеличивается число конфликтных ситуаций, возрастает неудовлетворенность
браком.
Методы
исследования:
1.
Теоретический анализ научной
литературы по проблеме исследования;
2.
Экспериментальный, с использованием
следующих методик: «Тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ).
Авторы: Столина В.В., Романова Т. Л., Бутенко Г.П., тест «Измерение установок в
семейной паре». Авторы: Алешина Ю. Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е. М., методика «Ролевые ожидания и притязания в
браке» Автор: Волкова О. Н., методика исследования самооценки личности С.А.
Будасси, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.;
3.
Метод математической статистики для
подтверждения гипотезы.
База
исследования: семья из трех человек: мужчина 48 лет, женщина 47 лет, мальчик 15 лет.
Сроки
проведения исследования: апрель 2020 года.
Заключение:
Семья — важнейшая форма организации личного
быта, основанного на супружеском союзе (браке) и родственных связях, т.е.
отношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими
родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Кризисная ситуация в семье может возникнуть без
влияния каких-либо внешних факторов, определяющих внутреннее и экономическое
положение пары, без вмешательства родителей, супружеской измены или каких-либо
патологических черт личности одного из супругов. Наличие этих факторов ускоряет
создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Растет чувство
неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во мнениях, возникают молчаливые
протесты, ссоры, чувство обмана и упреков.
На конфликтность семейной
пары влияют также и период пребывания в длительной вынужденной самоизоляции.
Сложность периода в том, что нарушается личная территория, возникает профицит
общения между супругами при дефиците общения с внешним миром. Именно в таких
ситуациях процент разводов достигает 30%. Это очень сложное время в жизни
каждой пары. Конфликты ожидают супругов на каждом шагу: это и частичная
социальная изолированность одного из пары или обоих, это и проблемы воспитания
ребенка, физическая и моральная усталость и тому подобное. Очень ощутимое
влияние на возможность возникновения семейных конфликтов между супругами
оказывают также различные внешние факторы. Среди них: сложное материальное
положение, которое ухудшается в условиях карантина, чрезмерная занятость одного
из пары на дистанционной работе, столкновение поколений (когда в одном доме
проживают два, а иногда и три поколения).
Отличия по показателям
между результатами мужчин и женщин получились достаточно интересные. И хотелось
бы прокомментировать весь рисунок по шкалам в сравнении. По показателям
«отношение к людям», «альтернатива
между чувством долга и удовольствием», «отношение к детям», «ориентация на
совместную или раздельную деятельность», «отношение к разводу», «отношение к любви романтического
типа», «оценка значения сексуальной сферы в
семейной жизни», «отношение к патриархальному или
эгалитарному устройству семьи»
результаты показал не значительную разницу, т.е. мнения практически схожи, из
чего можно сделать вывод, что оба супруга принимают в нем участие.
Показатель «отношение к "запретности секса"» у мужчины дал показатель, намного преобладающий, чем у
женщины. Шкала «отношение к
деньгам», как показал результат, зависит
от женщины чуть больше, чем от мужчины. Что может быть не вполне понятным
обеспечением семьи должен занимать мужчина как нам кажется сложный вопрос. В
большей степени, с учетом, более высокой оплаты труда мужчин и меньшей
занятости ими домашним хозяйством.
Роль хозяина и хозяйки также распределяется практически
поровну в семьях. И что касается шкалы «оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни» чуть выше результат у мужчины, чем у
женщины. И если говорить в целом по результатам методике результаты вполне
предсказуемые и даже мы бы сказали стандартные и не вызывают, каких-либо
рассогласований.
Факторов влияющих на неудовлетворенность браком не выявлено.
По результатам статистической обработки полученных данных мы
определили, что в данной семье ролевая адекватность супругов не зависит от
уровня удовлетворенности браком.
Далее мы сравнивали ролевые ожидания и удовлетворенность
браком в каждой из пяти сфер и получены следующие результаты:
1) Ролевые ожидания в хозяйственно-бытовой сфере супругов не
зависят от уровня удовлетворенностью браком.
2) Ролевые ожидания в родительско-воспитательской сфере так
же не зависят от уровня удовлетворенности браком.
3) В сфере социальной активности ролевые ожидания не зависят
от уровня удовлетворенности браком.
4) В эмоционально-психотерапевтической сфере ролевые ожидания
не зависят от уровня удовлетворенности браком.
5) В сфере внешней привлекательности ролевые ожидания не
зависят от уровня удовлетворенности браком.
Из полученных результатов мы можем сделать
вывод: ролевые ожидания и притязания супругов, их ролевая адекватность и
уровень удовлетворенности браком являются независимыми друг от друга.
Между уровнем удовлетворенности браком и
ролевой адекватностью мужчины как мужа различия не обнаружены.
У женщины были получены результаты, отличные от мужских.
1) В хозяйственно-бытовой сфере обнаружены статистически
значимые различия между уровнем ролевых ожиданий жены. После коррекции
отношений она предъявляет умеренную требовательность к своему супругу, не
ожидает полного подчинения супруга и выполнения им всех домашних обязанностей.
2) В родительско-воспитательской сфере различий не
обнаружено.
3) В сфере социальной активности различий не обнаружено.
4) В эмоционально-психотерапевтической различий не
обнаружено.
5) В сфере внешней привлекательности различий между
ожиданиями супругов и уровнем удовлетворенности браком не обнаружено.
Методика
межличностных отношений Лири показала, что исследуемым свойственна агрессивность
и дружелюбие примерно в равной степени, нарушение этого дисбаланса приводит к
повышенной агрессивности или дружелюбию, влияющих на межличностные отношения,
так, в нашем случае, женщина обладает высокой степенью дружелюбия и альтруизма,
направленных на взаимодействие, при этом муж имеет небольшие значения отрицательных
качеств, влияющих на межличностное взаимодействие, что подтверждает
благоприятный уровень межличностного взаимодействия в данной семье.
Таким образом, анализ
результатов повторной диагностики свидетельствует о том, что проведенная
коррекционная работа оказалась эффективной, семейное взаимодействие в условиях самоизоляции
в семье улучшились, супруги меньше конфликтуют.
Результаты опытно-экспериментального
исследования подтверждают гипотезу исследования.
.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико – методологические подходы к изучению
проблемы коррекция семейных отношений в условиях вынужденной самоизоляции
1.1.
Семейные отношения: понятие, виды и типы
Семейные отношения: понятие, виды и типы
Семья играет большую роль
в современном обществе. Это основная ячейка социальных групп, классов,
формирующих социальную структуру любой страны. Жизнь большинства людей, так или
иначе, связана с семьей — своего рода микрокосмом, в котором смешиваются
сложные экономические, политические, психологические, идеологические,
физиологические и другие социальные проблемы. В зависимости от экономической
ситуации в стране, политики, уровня культуры, на семейную жизнь влияет
состояние национальной экономики, политические и другие события. Изучение
семьи, брака имеет глубокое практическое значение, это важная предпосылка для
понимания многих процессов в обществе.
Брак — это форма
исторически определенных, санкционированных и социально регулируемых отношений
между женщиной и мужчиной, которая определяет их права и обязанности по
отношению друг к другу и к детям.
Британский социолог Э.
Гидденс определяет брак как социально признанный и одобренный союз двух
взрослых людей, мужчины и женщины. Таким образом, брак является социальным
институтом, посредством которого общество организует и разрешает сексуальную
жизнь мужчин и женщин, устанавливает их супружеские и родительские права и
обязанности.
Семья является более
сложным понятием, чем брак, потому что она сочетает в себе характеристики
социального института и небольшой социальной группы. Как социальный институт
семья характеризуется набором социальных норм, санкций и поведения, которые
регулируют отношения между мужем и женой, родителями и детьми и т. д.
Каждую конкретную семью
можно рассматривать как небольшую социальную группу, основанную на браке или
кровных отношениях, членов которой объединяет общность жизни, взаимная
моральная ответственность, взаимопомощь и т. д.
Семья — это объединение
людей на основе брака или кровных отношений, усыновления, связанных общей
жизнью, взаимной ответственностью, заботой и помощью. Таким образом, семью
можно рассматривать, с одной стороны, как исторически специфическую систему
отношений между мужем и женой, между родителями и детьми, а с другой стороны,
как небольшую социальную группу, членов которой объединяет брак, семейные
отношения, общность жизни и взаимная моральная ответственность, и социальная
необходимость, обусловленная потребностью общества в физическом и духовном
воспроизводстве населения.
Семья как социальный
институт выполняет определенные социальные функции. Социология видит функции
семьи, раскрывая деятельность и жизнь семьи и ее членов. Другими словами, речь
идет о роли семьи в обществе.
На этом этапе различают
основные семейные функции: воспроизводственная, воспитательная, экономическая и
бытовая, первичный социальный контроль, духовно-эмоциональный,
организационно-досуговый, сексуальный.
Репродуктивная функция
семьи заключается в обеспечении биологического воспроизводства общества и
удовлетворении человеческих потребностей детей. Воспитание — в социализации
молодого поколения, поддержании культурной преемственности общества,
удовлетворении потребностей отцовства, в контакте с детьми, воспитании их,
реализации себя в детях. Экономическая и домашняя деятельность дает возможность
поддерживать физическое здоровье членов общества, оказывать экономическую
поддержку несовершеннолетним и инвалидам, заботиться о детях, предоставлять и
получать домашние услуги. Важной функцией семьи является первичный социальный
контроль. Ведь семья применяет основные моральные нормы поведения человека в
различных сферах жизни, а также ответственность и обязанности в отношениях между
мужем и женой, родителями и детьми старшего и среднего поколений, устанавливает
и поддерживает санкции моральное и юридическое за ненадлежащее поведение и
нарушение моральных отношений между членами семьи.
Духовно-эмоциональная
функция обеспечивает развитие личностных качеств членов семьи, способствует их
взаимному духовному обогащению, обеспечивает эмоциональную стабилизацию
личности и их психологическую терапию, психологическую защиту, обеспечивает
эмоциональную поддержку. Функция, связанная с организацией досуга, обеспечивает
общий отдых и в то же время осуществляет социальный контроль в этой области.
Важна сексуальная функция семьи, ее социальная роль заключается в осуществлении
сексуального контроля над человеком, личности — для удовлетворения сексуальных
потребностей человека.
Рассматриваемые функции
современной семьи обобщены и не исчерпывают список функций семьи. Их
существование никоим образом не означает выполнения каждой конкретной семьей
каждой функции. Кроме того, институт семьи постоянно развивается, что связано с
развитием общества и, как следствие, с изменением социальных потребностей. На
систему конкретных ценностей, норм, санкций и их отношение к поведению семьи на
разных этапах развития семьи существенное влияние оказывают социально-экономические,
идеологические и исторические факторы.
Семейные отношения
охватывают все основные виды деятельности: от обучения до отдыха. И все знают,
что любой бизнес-процесс требует лидерства. Дома эти лидеры — отец и мать.
Часто власть в доме основана на установленных правилах. Они могут быть
разумными и затем будут восприняты всеми членами семьи как должное, и они будут
подчиняться им безоговорочно. Но порядок и дисциплина должны быть одинаковыми
для всех. Когда нет двойного стандарта (вы можете, но не я), эти правила
являются гарантией успеха и гармонии в семье. Родители должны договориться о
том, какой государственный закон должен быть дома. Не то, что семья может быть
крепкой, без проблем или конфликтов, но то, что преодолевает все препятствия.