Психолого -педагогическая коррекция Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коррекция семейных отношений в условиях самоизоляции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретико – методологические подходы к изучению
проблемы коррекция семейных отношений в условиях вынужденной самоизоляции. 4

1.1.     Семейные
отношения: понятие, виды и типы.. 4

1.2 Психологический анализ семейного конфликта. 7

1.3 Понятие изоляции и самоизоляции. 15

1.5 Методы исследования. 20

Выводы по 1 главе. 23

Глава 2. Эмпирическое
исследование коррекции семейных отношений в условиях самоизоляции
. 24

2.1. Организация и проведение исследования. 24

2.2  Полученные
результаты и их обсуждение: 25

2.2.1 Результаты исследования степени удовлетворенности браком
«Тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ). Авторы: Столина В.В., Романова
Т. Л., Бутенко  25

2.2.2 Результаты исследования личных установок по наиболее
значимым сферам семейной жизни, тест «Измерение установок в семейной паре».
Авторы: Алешина Ю. Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е. М. 26

2.2.3 Результаты исследования ролевой адекватности супругов, а
так же реального распределения ролей в семье, методика «Ролевые ожидания и
притязания в браке» Автор: Волкова О. Н. 26

2.2.4 Результаты исследования уровня самооценки, методика
исследования самооценки личности С.А. Будасси. 26

2.2.5 Результаты диагностики межличностных отношений Т. Лири. 27

2.3 Тренинговая программа «Конструктивное решение конфликтов в
семейных взаимоотношениях». 27

2.4 Результаты
повторной диагностики после проведения коррекционной
программы…………………………………………………………………………..34

Выводы по 2 главе. 49

Заключение. 50

Список использованных
источников
. 54

 

  

Введение:

 

Семья является одним из
важнейших социальных институтов, который требует научного исследования.
Особенно остро стоит эта потребность в период кризисного состояния общества,
проявлениями которого является постоянный рост числа разводов, и, как
следствие, возникновения неполных семей. Это связано с негативными явлениями повседневной
жизни, такими, как инфляция, отсутствием   
правовых гарантий, социальная и политическая нестабильность,
неопределенность будущего семьи в условиях политического, экономического и
социального кризиса в России, охватившего все социальные структуры, и которые
наиболее негативно сказываются на семье. Следствием такой ситуации является
резкое снижение адаптивных возможностей семьи, роста ее дисфункциональности
вследствие неумения партнеров решать возникающие проблемы и идти на
компромиссы.

Степень
изученности проблемы.
 Проблемы в уже сложившихся семьях и
попытки их решения исследовали такие советские ученые как Ю.Е. Алешина, А.А.
Бодалев, И.Ю. Борисов, В.М. Дружинин, О.Е. Зуськова, В.П. Левкович и другие. В
то же время, проведенный анализ психолого-педагогической литературы не
обнаружил специальных исследований психологических факторов возникновения
конфликтов в семье в условиях вынужденной самоизоляции, а также средств их
профилактики.

Таким образом, социальная
значимость проблемы конфликтов в семье в условиях вынужденной самоизоляции и ее
недостаточное изучение в психолого-педагогической науке и обусловили выбор темы
исследования: «Коррекция семейных отношений в условиях вынужденной самоизоляции
».

Актуальность
выбранной
темы состоит в том, что в условиях пандемии по коронавирусной инфекции семья
находится в изолированном помещении (однокомнатная квартира). Это накладывает сильный
отпечаток на семейные отношения. Нарушился обычный ритм жизни семьи. Родителям
приходится работать дома по удаленной системе, а ребенок-подросток учится
дистанционно и онлайн. Не всегда удобно совмещать работу и домашние дела,
находясь дома. В связи с этим в семье возникают и конфликтные ситуации, часто
заканчивающиеся  конфликтами.

Объект
исследования
: семейные отношения.

Предмет
исследования:
удовлетворенность семейными отношениями в
условиях самоизоляции.

Цель
исследования
: определение эффективности программы по
коррекции семейных отношений в период вынужденной самоизоляции.

Задачи
исследования:

— Изучить теоретико –
методологические подходы к проблеме семейных отношений.

 Определить методы и методики диагностики
семейных отношений.

— Составить и апробировать
программу коррекционной работы для нормализации семейных отношений.

Гипотеза:
в условиях вынужденной  самоизоляции в
семье увеличивается число конфликтных ситуаций, возрастает неудовлетворенность
браком.

Методы
исследования:

1.    
Теоретический анализ научной
литературы по проблеме исследования;

2.    
Экспериментальный, с использованием
следующих методик:
«Тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ).
Авторы: Столина В.В., Романова Т. Л., Бутенко Г.П., тест «Измерение установок в
семейной паре». Авторы: Алешина Ю. Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е. М.,  методика «Ролевые ожидания и притязания в
браке» Автор: Волкова О. Н., методика исследования самооценки личности С.А.
Будасси, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
;

3.    
 Метод математической статистики для
подтверждения гипотезы.

База
исследования
: семья из трех человек: мужчина 48 лет,  женщина 47 лет, мальчик 15 лет.

Сроки
проведения исследования
: апрель 2020 года.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья — важнейшая форма организации личного
быта, основанного на супружеском союзе (браке) и родственных связях, т.е.
отношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими
родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Кризисная ситуация в семье может возникнуть без
влияния каких-либо внешних факторов, определяющих внутреннее и экономическое
положение пары, без вмешательства родителей, супружеской измены или каких-либо
патологических черт личности одного из супругов. Наличие этих факторов ускоряет
создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Растет чувство
неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во мнениях, возникают молчаливые
протесты, ссоры, чувство обмана и упреков.

На конфликтность семейной
пары влияют также и период пребывания в длительной вынужденной самоизоляции.
Сложность периода в том, что нарушается личная территория, возникает профицит
общения между супругами при дефиците общения с внешним миром. Именно в таких
ситуациях процент разводов достигает 30%. Это очень сложное время в жизни
каждой пары. Конфликты ожидают супругов на каждом шагу: это и частичная
социальная изолированность одного из пары или обоих, это и проблемы воспитания
ребенка, физическая и моральная усталость и тому подобное. Очень ощутимое
влияние на возможность возникновения семейных конфликтов между супругами
оказывают также различные внешние факторы. Среди них: сложное материальное
положение, которое ухудшается в условиях карантина, чрезмерная занятость одного
из пары на дистанционной работе, столкновение поколений (когда в одном доме
проживают два, а иногда и три поколения).

Отличия  по показателям
между результатами мужчин и женщин получились достаточно интересные. И хотелось
бы прокомментировать весь рисунок по шкалам в сравнении. По показателям
«отношение к людям», «
альтернатива
между чувством долга и удовольствием», «отношение к детям», «ориентация на
совместную или раздельную деятельность», «отношение к разводу»,   «отношение к любви романтического
типа»,  «оценка значения сексуальной сферы в
семейной жизни»,  «отношение к патриархальному или
эгалитарному устройству семьи»
результаты показал не значительную разницу, т.е. мнения практически схожи, из
чего можно сделать вывод, что оба супруга принимают в нем участие.

Показатель «отношение к "запретности секса"» у мужчины дал показатель, намного преобладающий, чем у
женщины. Шкала «отношение  к
деньгам»,  как показал результат, зависит
от женщины чуть больше, чем от мужчины. Что может быть не вполне понятным
обеспечением семьи должен занимать мужчина как нам кажется сложный вопрос. В
большей степени, с учетом, более высокой оплаты труда мужчин и меньшей
занятости ими домашним хозяйством.

Роль хозяина и хозяйки также распределяется практически
поровну в семьях. И что касается шкалы «
оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни» чуть выше результат у мужчины, чем у
женщины. И если говорить в целом по результатам методике результаты вполне
предсказуемые и даже мы бы сказали стандартные и не вызывают, каких-либо
рассогласований.

Факторов влияющих на неудовлетворенность браком не выявлено.

По результатам статистической обработки полученных данных мы
определили, что в данной семье ролевая адекватность супругов не зависит от
уровня удовлетворенности браком.

Далее мы сравнивали ролевые ожидания и удовлетворенность
браком в каждой из пяти сфер и получены следующие результаты:

1) Ролевые ожидания в хозяйственно-бытовой сфере супругов не
зависят от уровня удовлетворенностью браком.

2) Ролевые ожидания в родительско-воспитательской сфере так
же не зависят от уровня удовлетворенности браком.

3) В сфере социальной активности ролевые ожидания не зависят
от уровня удовлетворенности браком.

4) В эмоционально-психотерапевтической сфере ролевые ожидания
не зависят от уровня удовлетворенности браком.

5) В сфере внешней привлекательности ролевые ожидания не
зависят от уровня удовлетворенности браком.

Из полученных результатов мы можем сделать
вывод: ролевые ожидания и притязания супругов, их ролевая адекватность и
уровень удовлетворенности браком являются независимыми друг от друга.

Между уровнем удовлетворенности браком и
ролевой адекватностью мужчины как мужа различия не обнаружены.

У женщины были получены результаты, отличные от мужских.

1) В хозяйственно-бытовой сфере обнаружены статистически
значимые различия между уровнем ролевых ожиданий жены. После коррекции
отношений она предъявляет умеренную требовательность к своему супругу, не
ожидает полного подчинения супруга и выполнения им всех домашних обязанностей.

2) В родительско-воспитательской сфере различий не
обнаружено.

3) В сфере социальной активности различий не обнаружено.

4) В эмоционально-психотерапевтической различий не
обнаружено.

5) В сфере внешней привлекательности различий между
ожиданиями супругов и уровнем удовлетворенности браком не обнаружено.

Методика
межличностных отношений Лири показала, что исследуемым свойственна агрессивность
и дружелюбие примерно в равной степени, нарушение этого дисбаланса приводит к
повышенной агрессивности или дружелюбию, влияющих на межличностные отношения,
так, в нашем случае, женщина обладает высокой степенью дружелюбия и альтруизма,
направленных на взаимодействие, при этом  муж имеет небольшие значения отрицательных
качеств, влияющих на межличностное взаимодействие, что подтверждает
благоприятный уровень межличностного взаимодействия в данной семье.

Таким образом, анализ
результатов повторной диагностики свидетельствует о том, что проведенная
коррекционная работа оказалась эффективной,
семейное взаимодействие в условиях самоизоляции
в семье улучшились, супруги меньше конфликтуют.

Результаты опытно-экспериментального
исследования подтверждают гипотезу исследования.

.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико – методологические подходы к изучению
проблемы коррекция семейных отношений в условиях вынужденной самоизоляции

1.1.        
Семейные отношения: понятие, виды и типы

Семья играет большую роль
в современном обществе. Это основная ячейка социальных групп, классов,
формирующих социальную структуру любой страны. Жизнь большинства людей, так или
иначе, связана с семьей — своего рода микрокосмом, в котором смешиваются
сложные экономические, политические, психологические, идеологические,
физиологические и другие социальные проблемы. В зависимости от экономической
ситуации в стране, политики, уровня культуры, на семейную жизнь влияет
состояние национальной экономики, политические и другие события. Изучение
семьи, брака имеет глубокое практическое значение, это важная предпосылка для
понимания многих процессов в обществе.

Брак — это форма
исторически определенных, санкционированных и социально регулируемых отношений
между женщиной и мужчиной, которая определяет их права и обязанности по
отношению друг к другу и к детям.

Британский социолог Э.
Гидденс определяет брак как социально признанный и одобренный союз двух
взрослых людей, мужчины и женщины. Таким образом, брак является социальным
институтом, посредством которого общество организует и разрешает сексуальную
жизнь мужчин и женщин, устанавливает их супружеские и родительские права и
обязанности.

Семья является более
сложным понятием, чем брак, потому что она сочетает в себе характеристики
социального института и небольшой социальной группы. Как социальный институт
семья характеризуется набором социальных норм, санкций и поведения, которые
регулируют отношения между мужем и женой, родителями и детьми и т. д.

Каждую конкретную семью
можно рассматривать как небольшую социальную группу, основанную на браке или
кровных отношениях, членов которой объединяет общность жизни, взаимная
моральная ответственность, взаимопомощь и т. д.

Семья — это объединение
людей на основе брака или кровных отношений, усыновления, связанных общей
жизнью, взаимной ответственностью, заботой и помощью. Таким образом, семью
можно рассматривать, с одной стороны, как исторически специфическую систему
отношений между мужем и женой, между родителями и детьми, а с другой стороны,
как небольшую социальную группу, членов которой объединяет брак, семейные
отношения, общность жизни и взаимная моральная ответственность, и социальная
необходимость, обусловленная потребностью общества в физическом и духовном
воспроизводстве населения.

Семья как социальный
институт выполняет определенные социальные функции. Социология видит функции
семьи, раскрывая деятельность и жизнь семьи и ее членов. Другими словами, речь
идет о роли семьи в обществе.

На этом этапе различают
основные семейные функции: воспроизводственная, воспитательная, экономическая и
бытовая, первичный социальный контроль, духовно-эмоциональный,
организационно-досуговый, сексуальный.

Репродуктивная функция
семьи заключается в обеспечении биологического воспроизводства общества и
удовлетворении человеческих потребностей детей. Воспитание — в социализации
молодого поколения, поддержании культурной преемственности общества,
удовлетворении потребностей отцовства, в контакте с детьми, воспитании их,
реализации себя в детях. Экономическая и домашняя деятельность дает возможность
поддерживать физическое здоровье членов общества, оказывать экономическую
поддержку несовершеннолетним и инвалидам, заботиться о детях, предоставлять и
получать домашние услуги. Важной функцией семьи является первичный социальный
контроль. Ведь семья применяет основные моральные нормы поведения человека в
различных сферах жизни, а также ответственность и обязанности в отношениях между
мужем и женой, родителями и детьми старшего и среднего поколений, устанавливает
и поддерживает санкции моральное и юридическое за ненадлежащее поведение и
нарушение моральных отношений между членами семьи.

Духовно-эмоциональная
функция обеспечивает развитие личностных качеств членов семьи, способствует их
взаимному духовному обогащению, обеспечивает эмоциональную стабилизацию
личности и их психологическую терапию, психологическую защиту, обеспечивает
эмоциональную поддержку. Функция, связанная с организацией досуга, обеспечивает
общий отдых и в то же время осуществляет социальный контроль в этой области.
Важна сексуальная функция семьи, ее социальная роль заключается в осуществлении
сексуального контроля над человеком, личности — для удовлетворения сексуальных
потребностей человека.

Рассматриваемые функции
современной семьи обобщены и не исчерпывают список функций семьи. Их
существование никоим образом не означает выполнения каждой конкретной семьей
каждой функции. Кроме того, институт семьи постоянно развивается, что связано с
развитием общества и, как следствие, с изменением социальных потребностей. На
систему конкретных ценностей, норм, санкций и их отношение к поведению семьи на
разных этапах развития семьи существенное влияние оказывают социально-экономические,
идеологические и исторические факторы.

Семейные отношения
охватывают все основные виды деятельности: от обучения до отдыха. И все знают,
что любой бизнес-процесс требует лидерства. Дома эти лидеры — отец и мать.
Часто власть в доме основана на установленных правилах. Они могут быть
разумными и затем будут восприняты всеми членами семьи как должное, и они будут
подчиняться им безоговорочно. Но порядок и дисциплина должны быть одинаковыми
для всех. Когда нет двойного стандарта (вы можете, но не я), эти правила
являются гарантией успеха и гармонии в семье. Родители должны договориться о
том, какой государственный закон должен быть дома. Не то, что семья может быть
крепкой, без проблем или конфликтов, но то, что преодолевает все препятствия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы