Обще методические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коррекция личности младших школьников с умственной отсталостью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренного типа 5

1.1. Характеристика детей дошкольного возраста 5

1.2. Понятие умственной отсталости, особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у детей в старшем дошкольном возрасте 14

1.3. Характеристика восприятия у детей с УО (умственная отсталость) дошкольного возраста 18

Глава 2. Практические аспекты восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренного типа 25

2.1. Методы диагностики особенностей восприятия детей старшего дошкольного возраста 25

2.2. Диагностика особенностей восприятия детей старшего дошкольного возраста 28

Заключение 35

Список использованной литературы 38

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.

Тема развития восприятия у дошкольников всегда была и остается актуальной.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.

Проблема нравственного широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).

По мнению ученых, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воздействиям и является периодом становления базиса личностной культуры, усвоения ребенком норм ценностей, субъективного отношения к ним, образцов поведения.

Цель исследования: изучить особенности восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренного типа.

Объект исследования: дети дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренного типа.

Предмет исследования: развитие личности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

В соответствии с целью нами определены задачи исследования:

1. Изучить характеристику детей дошкольного возраста

2. Проанализировать характеристику восприятия у детей с УО (умственная отсталость) дошкольного возраста

3. Изучить методы диагностики особенностей восприятия детей старшего дошкольного возраста

4. Провести диагностику особенностей восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);

— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);

— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования:

— теоретические: анализ научных источников;

— эмпирические: наблюдение, беседа;

— математические методы обработки экспериментальных данных.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Всестороннее развитие дошкольников входит в перечень задач образовательной области ФГОС дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие», важной задачей образовательной работы с дошкольниками являются «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (традиционные ценности)».

В основе направленности поведения дошкольников находится иерархия мотивов (В.С. Мухина), к старшему дошкольному возрасту у детей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы для ребенка становятся более важными (ведущими), чем другие. Старшие дошкольники в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь моральными нормами, или требования взрослого. Постепенно, в процессе удовлетворения требований взрослых выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами, у ребенка происходит осознание их содержания, и создаются предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого ребенка.

К старшему дошкольному возрасту происходит увеличение числа нравственных представлений, их полноты, точности и обобщенности, только посредством бесед с ребенком, в ходе которых взрослые анализируют повседневные ситуации, в том числе, и ситуации в ходе чтения литературных произведений, у детей к пяти – шести годам формируются правильные представления о содержании нравственных понятий (доброта, справедливость, скромность, трудолюбие, дружба и др.).

Как известно, в клинике с нарушениями умственного развития при умственной отсталости понимают стойкие необратимые нарушения когнитивной деятельности, возникающие в результате органических поражений головного мозга.

Причины умственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственное заболевание (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственное заболевание соединительной ткани, наследственное дегенеративное заболевание центральной нервной системы и т.д.), нарушения в структуре и количестве хромосом (синдром Дауна, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Щерешевского-Тернера и др.).

Причиной умственной отсталости могут быть различные виды патогенных (вредных) факторов, влияющих на плод в утробе матери. В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронический токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирус — краснуха, эпидемический паротит, корь, ветряная оспа, грипп и т.д. На поздних стадиях беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него энцефалита или менингоэнцефалита. Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические заболевания матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени.

Применение препаратов, которые противопоказаны к применению во время беременности, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, некоторые антипсихотические и противосудорожные препараты, гормоны, плодоизгоняющие средства).

Оказывают вредное влияние на развитие плода: курение, алкоголизм, наркомания родителей, плохое питание матери, физические и психические травмы, возникающие при беременности, работающие женщины на опасных работах до беременности и во время беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в области, где есть беременная женщина.

Проведя анализ понятия «восприятие», можно определить, что под данным понятием стоит понимать когнитивную функцию психики, формирующую индивидуальное восприятие мира. Эта функция представляет собой отражение явления или объекта в целом с его непосредственным воздействием на рецепторные поверхностные части органов чувств. Одним из ключевых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию получения и преобразования информации, получаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ объекта, воздействующий на анализаторы через комплекс ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия.

Развитие ощущения происходит сразу после рождения ребенка и уже спустя непродолжительный промежуток времени у ребенка возникает умение реагировать на раздражители всех видов. Но в то же время присутствуют различия в степени зрелости отдельных чувств и этапов их развития. Чувствительность кожи является первой наиболее развитой сферой чувств ребенка. Когда ребенок рождает, то он начинает дрожать по причине разности температур в утробе и на воздухе. Также новорожденный реагирует на прикосновения, в особенности в области губ и рта. Это вероятно связано с тем, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновения, а также и боль. Дети с УО отстают от сверстников в умственном развитии.

Дошкольникам трудно правильно воспринимать картинки. Ведь даже самые простые картинки, которые включают в себя изображения как минимум двух объектов, дают им связь в некотором пространстве.

Общий анализ результатов исследования показывает, что в исследуемой выборке дошкольников уровень перцептивного развития детей очень разный: при наличии детей с очень хорошим восприятием (уровень перцептивного развития очень высок, однако, следует отметить, что в этой группе довольно много детей, их восприятие не полностью сформировано (уровень перцептивного развития ниже среднего и низкий).

Поэтому необходимо провести специально организованную работу, направленную на улучшение воспринимаемых параметров исследования. Эта работа особенно важна при организации работы детей с дошкольниками — на этапе подготовки ребенка к школе. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Характеристика детей дошкольного возраста

Всестороннее развитие дошкольников входит в перечень задач образовательной области ФГОС дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие», важной задачей образовательной работы с дошкольниками являются «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (традиционные ценности)».

Ценностные ориентации как аксиологический термин и предмет исследования появился в исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, А.М. Матюшкин Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.П. Тугаринов и др.). Ценностные ориентации рассматриваются как совокупность убеждений индивида, определяющая направленность его поведения.

Отечественные и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют дошкольное детство, как значимый период для становления у ребенка системы ценностных ориентаций, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

По мнению А. Адлера, З. Фрейда и Э. Эриксона к пяти годам завершается формирование ценностно-смысловой сферы ребенка [3].

Поэтому К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский подчеркивали необходимость формирования нравственных идеалов уже в детском возрасте, и чем раньше начнется нравственное воспитание, тем устойчивее будут представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

А. Маслоу и А. Адлер доказали, что человеку присущи не только витальные потребности (еда, сон и др.), но и социальные потребности (в общении, самоактуализации, принадлежности к социальной группе), т.е. витальные и социальные потребности составляют общие природные потребности человека [3].

По данным исследований отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштей и др.) в процессе социализации ребенка под влиянием социокультурной среды происходит развитие его природных потребностей (формируются первые связи и отношения, первые ценностные ориентации в сфере общения со сверстниками и взрослыми).

В дошкольном возрасте дети усваивают представления о моральных нормах и правилах поведения в обществе, первые этические оценки, на основе которых поступки делятся на «хорошие» и «плохие».

В исследованиях (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.) выделена потребность дошкольников в новых впечатлениях и новых знаниях, которая составляет основу психического развития детей и выступает базой для развития других социальных потребностей, познавательной, в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. По мнению М.И. Лисиной особенно важным для ребенка является потребность в общении со взрослым, в положительной оценки со стороны взрослого действий и поведения ребенка, удовлетворение этой потребности способствует усвоению детьми нравственных ценностей и овладению нормами социального поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы