Курсовая с практикой на тему Коррекция эмоциональной дезадаптации у младших школьников средствами арт-терапии на внеурочных занятиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей эмоциональной дезадаптации у младших школьников 5
1.1. Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов 5
1.2. Причины, признаки и коррекция эмоциональной дезадаптации младших школьников 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Практические аспекты особенностей эмоциональной дезадаптации у младших школьников 26
2.1. Диагностика эмоциональной дезадаптации у младших школьников 26
2.2. Программа коррекция эмоциональной дезадаптации у младших школьников средствами арт-терапии на внеурочных занятиях 29
2.3. Анализ эффективности коррекционной программы эмоциональной дезадаптации у младших школьников средствами арт-терапии на внеурочных занятиях 34
Выводы по главе 2 36
Заключение 37
Библиографический список 38
Приложение 41
Введение:
Причины проблем эмоциональной адаптации были более подробно проанализированы как отечественными, так и зарубежными авторами. Они определили следующие заметные основные причины нарушения адаптации: неадекватные требования/требования со стороны учителя или родителей, стресс из-за ограниченного использования времени, эмоцио-нальные, интеллектуальные и физические перегрузки, неспособность адап-тировать методы, стратегии и распорядок дня к возрасту и индивидуаль-ным возможностям учащихся, нарушенное психологическое и физическое здоровье, психологическая или функциональная неподготовленность к обучению и требованиям. Наиболее распространенными причинами эмо-циональной дезадаптации являются школьная неподготовленность, недо-статочность психических функций, гиперкинетический синдром.
Симптомы проблем адаптации могут варьироваться, и поэтому их нелегко идентифицировать. Многие исследования свидетельствуют о том, что данный вопрос рассматривался и ранее. Наиболее распространенными проблемами, с которыми мы сталкиваемся в школьной практике, являются эмоциональные проблемы учащихся, такие как школьная фобия и тревога разлуки.
Из вышесказанного следует, что необходимо заниматься этим вопро-сом, который является весьма актуальным, поскольку количество детей с проблемами адаптации в школах увеличивается. Поэтому профилактика имеет решающее значение, поскольку она должна быть направлена на предупреждение проблем адаптации.
Данной проблеме посвящены работы таких современных исследова-телей как Агильдиевой Е.Ф, Галагузовой М.А, Курагиной Г.С. Мардахае-ва Л.В. Орловой А.В. Соколовой Л.А. и др.
Объект исследования: эмоциональная дезадаптация у младших школьников.
Предмет исследования: коррекция эмоциональной дезадаптации у младших школьников средствами арт-терапии на внеурочных занятиях.
Цель исследования: реализовать программу коррекции эмоциональ-ной дезадаптации у младших школьников средствами арт-терапии на вне-урочных занятиях.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников
2. Проанализировать причины, признаки и коррекция эмоциональ-ной дезадаптации младших школьников
3. Привести диагностику эмоциональной дезадаптации у младших школьников
4. Разработать программу коррекция эмоциональной дезадаптации у младших школьников средствами арт-терапии на внеурочных занятиях
5. Провести анализ эффективности коррекционной программы эмо-циональной дезадаптации у младших школьников средствами арт-терапии на внеурочных занятиях
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого–педагогической ли-тературы;
2. Эмпирические: психолого–педагогический эксперимент, состоя-щий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Методики исследования: тест «Кактус» М.А. Панфиловой; тест «Ри-сунок семьи»; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематиза-ции теоретических данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной программы, используемой для коррекции эмоциональной дезадаптации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литерату-ры.
Заключение:
Психологическая составляющая адаптации определяется активно-стью личности и служит объединению процессов усвоения экологических норм и трансформации, изменения окружающей среды.
В процессе адаптации организм ребенка стремится к достижению равновесия, поэтому он ищет и применяет новые стратегии. С помощью этих новых стратегий ребенок начинает приспосабливаться к изменившим-ся условиям или, в зависимости от обстоятельств, пытается приспособить окружающую среду к своим требованиям.
Эмоциональная нестабильность. Характеризуется повышенной дви-гательной активностью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания.
В качестве средства коррекции эмоциональной дезадаптациия была выбрана арт-терапия, а именно куклотерапия. Программа по работе с детьми из следующих этапов:
-изготовление куклы
-знакомство с персонажем
-развитие сюжета.
После проведенного формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента в виде реализации программы, нами был проведен контрольный этап психолого-педагогического исследования.
Таким образом, низкий уровень тревожности был выявлен у 30%. Средний уровень тревожности выявлен у 60% (на констатирующем этапе было 20%). Высокий уровень тревожности выявлен у 10%(на констати-рующем этапе было 80%).
Можно сделать вывод о том, что изменения, произошедшие в группе, являются результатом нашего психологического воздействия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей эмоциональ-ной дезадаптации у младших школьников
1.1. Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов
Отечественные и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют школьное детство, как значимый период для становления у ребенка системы ценностных ориентаций, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
По мнению А. Адлера, З. Фрейда и Э. Эриксона к пяти годам завер-шается формирование ценностно-смысловой сферы ребенка.
Поэтому К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский под-черкивали необходимость формирования нравственных идеалов уже в дет-ском возрасте, и чем раньше начнется нравственное воспитание, тем устойчивее будут представления о добре и зле, чести и бесчестии, справед-ливости и несправедливости.
А. Маслоу и А. Адлер доказали, что человеку присущи не только витальные потребности (еда, сон и др.), но и социальные потребности (в общении, самоактуализации, принадлежности к социальной группе), т.е. витальные и социальные потребности составляют общие природные по-требности человека.
По данным исследований отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштей и др.) в процессе социализации ребенка под влиянием социокультурной среды происходит развитие его природных потребностей (формируются первые связи и от-ношения, первые ценностные ориентации в сфере общения со сверстника-ми и взрослыми). В школьном возрасте дети усваивают представления о моральных нормах и правилах поведения в обществе, первые этические оценки, на основе которых поступки делятся на «хорошие» и «плохие».