Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА 5
1.1. Подходы к изучению агрессивности и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Особенности и причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста 10
1.3. Методы психологической коррекции агрессивного поведения дошкольников 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Организация и проведение процедуры исследования 24
2.2. Программа психокоррекции агрессивного поведения дошкольников 30
2.3. Анализ результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

  

Введение:

 

Современная социально-экономическая ситуация служит источником роста различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, что подтверждается проявлениями агрессивности в детской среде. Агрессивность способствует не только деформации личностного развития ребенка, и но препятствует возможностям полноценной коммуникации.
Особую актуальность изучение агрессивного поведения детей имеет возрастной период 6-7 лет, этап подготовки к кризису семи лет и переходу детей из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу. Агрессивность в период старшего дошкольного возраста находится на стадии формирования, поэтому так важно учитывать возможности ее своевременной профилактики и коррекции.
Зачастую агрессивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем развитии ребенка. Феноменология агрессивного поведения детей обусловлена невозможностью ее прогнозирования, неадекватностью самооценки, несформированной саморегуляцией, легкой возбудимостью и раздражительностью, что создает сложности в управлении ребенком собственным поведением. Для коррекции агрессивности детей необходимо использовать приемы коррекции, направленные как на самого ребенка, так и на его микроокружение.
Изучению агрессивных состояний, поведения детей дошкольного возраста посвящено множество фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, Реан и др.). Среди отечественных ученых проблему агрессии рассматривали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Д. Левинтон, С.Я. Рубинштейн. Разработке способов преодоления агрессии посвящены работа М.М. Кольцовой, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. Условия преодоления агрессивного поведения в дошкольном детстве наиболее полно отражены в исследованиях Е. Лютовой, Р.В. Овчаровой, Г. Мониной и др.
Объект исследования: феномен агрессивности в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: возможности психологической коррекции для преодоления и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Цель исследования: обосновать эффективность методов психологической коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить подходы к изучению феномена агрессивности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Рассмотреть особенности и причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
4. Определить возможности психологической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
5. Реализовать на практике программу психокоррекции агрессивного поведения дошкольников и оценить ее эффективность.
6. Сформулировать полученные выводы.
Методы исследования: теоретико-методологический и критический анализ состояния проблемы исследования; синтез; обобщение; экспериментальные: методы контроля (анкетирование); методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Имеется приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная психология представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими проблемы агрессии. Агрессию можно рассматривать как целесообразную форму поведения, способствующую выживанию и адаптации индивида. Агрессия в различных исследованиях выступает и в качестве поведения, не соответствующего позитивной сущности человека, поэтому и рассмотрение механизмов агрессии представляет собой особую сложность.
Причиной агрессивного поведения детей может служить эмоциональное безразличие родителей к детям, страхи наказания; внутренняя неудовлетворенность ребенка собственным статусом в группе сверстников; страхи нападения и ощущения тревоги; неудовлетворенная потребность ребенка в общении и любви. Среди причин детской агрессивности можно выделить «семейные», «личные», «ситуативные», тип темперамента и особенности характера, социальные причины.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.
Для достижения эффективных результатов при работе с агрессивным ребенком, психологу необходимо осуществлять проработку индивидуальных характерологических особенностей каждого конкретного ребенка. Соответственно и организация работы по коррекции агрессивного поведения детей должна выстраиваться в таких направлениях, как:
— снижение уровня личностной тревожности;
— обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
— обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
— формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
— развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
Для закрепления успеха проводимой коррекционной работы психологу необходимо одновременно проводить работу и с родителями агрессивных детей, что будет способствовать стабилизации психологического семейного фона, нормализации взаимоотношений между родителями и детьми, профилактике агрессивных тенденций ребенка, выбору наиболее эффективной тактики родительского воспитания. Поэтому для обеспечения конструктивного и бесконфликтного взаимодействия родителей и детей необходимо подкреплять их взаимоотношения положительным опытом.
В итоге дети учатся самоконтролю, осознают эмоциональные состояния свои и окружающих, учатся соотносить собственное поведение с принятыми социальными нормами, стараются соответствовать требованиям взрослых. Рефлексия способствует осознанию ребенком причин и последствий собственного агрессивного поведения.
Для достижения эффективных результатов при работе с ребенком с агрессивным поведением организация работы по коррекции агрессивного поведения детей должна выстраиваться в таких направлениях, как снижение уровня личностной тревожности; обучение приемлемым способам выражения гнева; обучение техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, развитие навыков саморегуляции; формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях. Для реализации данных направлений необходимо применять на практике игру, являющуюся одним из наиболее эффективных способов преодоления и профилактики агрессивных состояний у дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

1.1. Подходы к изучению агрессивности и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии
В настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия «агрессивности». Агрессия в широком смысле трактуется с позиций поведения, предполагающего нанесение физической либо моральной травмы другому человеку, с применением угрозы в его адрес, либо оказанием деструктивного воздействия на группу.
Агрессивность – устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению. Агрессия – (от латинского «нападение, приступ» ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии [23, с.8-9].
А.А. Реаном понятия «агрессии» и «агрессивности» существенно различаются. При этом под агрессией подразумеваются намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии [20].
Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, подстрекательство), внешние (жара, шум), индивидуальные (личность, установки, гендер) [6]. В классификации, предложенной А. Бассом и А. Дарки источником агрессивного поведения становятся три параметра, определяющих различные формы агрессивного поведения, среди которых выделяется физическая агрессия; раздражение; вербальная агрессия; косвенная агрессия; негативизм. В период интеллектуального развития ребенка агрессия способствует становлению личности ребенка либо в потенциального агрессора, либо в жертву, выполняя тем самым негативную роль.
Проблема детской агрессивности становится предметом научного анализа, потому что для уточнения и понимания природы агрессивности необходимо уточнение значения и смысла данного понятия. Проявления агрессии обусловлены многими факторами, которые являются присущими исключительно людям, и эти факторы предопределяют их поведение. Результатом агрессии в любом случае являются негативные последствия [3, с.129].
Термин «агрессия» часто ассоциируется с такими негативными эмоциями, как гнев, злость; с мотивами, (желание оскорбить); с установками (расовые предрассудки) [27].
Существуют виды агрессии:
— конструктивная агрессия, выраженная открытым проявлением агрессивных побуждений, которые реализуются социально приемлемым способом, и применением стереотипов поведения;
— агрессия эмоционального реагирования, направленная на открытость социальному опыту, с коррекцией и саморегуляцией поведенческих актов;
— дифференцированная агрессия выражается в недостаточной реализации агрессивных тенденций при дефиците навыков поведения, способствующих подавлению негативных эмоций;
— деструктивная агрессия основана на прямом проявлении агрессии в связи с противодействием морально-этическим нормам, что можно интерпретировать как делинквентное поведение.
Анализ научной литературы по проблеме выявления природы агрессии позволяет выделить следующие направления. Первое направление основано на изучении биологических основ агрессивного поведения и связано с выявлением биохимических и гормональных механизмов, воздействующих на его развитие (М.И. Буянов, А.Е. Личко). Второе направление агрессивные проявления рассматривает с позиций устойчивой готовности индивида осуществлять деструктивные действия, обусловленные вытесненные малоосознаваемые переживания (З. Фрейд). Активизация агрессивного поведения обусловлена внутриличностным конфликтом (В.Н. Мясищев), неполноценным развитием образа «Я» (К. Бютнер). Представители третьего подхода в качестве итога социального научения рассматривают контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение (А. Бандура). Четвертое направление агрессию определяет как реакцию на фрустрацию — интенсивность негативных эмоциональных состояний ведет к утрате эмоционального контроля и снижению порога агрессивных поведенческих реакций (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский) [15].
З. Фрейд, как представитель психоаналитической концепции речевой агрессии, теории влечений, проявление агрессии определяет в качестве врожденного инстинкта, обусловленного инстинктами самосохранения [29]. С точки зрения Фрейда, агрессия является реакцией на блокирование или разрушение либидных импульсов. Наличие конфликта между эросом и танатосом в совокупности с механизмами замещения способствует направлению энергии танатоса вовне, в направлении от «Я», в результате чего агрессия становится направленной на окружающих [29].
Подход Э. Фромма к агрессии заключается в рассмотрении агрессии в качестве мазохистского влечения к страданию [30]. Ученым были выделены различные формы насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип – жажда крови, садизм. Ученый отмечал, что компенсаторное насилие возникает в ситуации искаженной жизни человека, когда он не способен созидать, а может лишь разрушать. Компенсаторным механизмом от подобных проявлений является активизация творческого потенциала человека. Проблемы агрессии ученый рассматривал во взаимосвязи с социальным характером человека — обществу принадлежит огромная роль в формировании у индивида определенного отношения к насилию.
К. Юнг причины проявления агрессивности объяснял с точки зрения разработанной им концепции бессознательного и архетипами. К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, характеризующихся проявлением агрессии, связывала их с базисной тревожностью личности [31]. Агрессия трактовалась ученой как один из типов психологической защиты, продиктованной стремлением к безопасности. Центральным положением психоаналитических теорий выступает то, что агрессия рассматривается как врожденный, инстинктивный фактор, который не поддается устранению, и является частью природы человека.
Фрустрационная теория выступает противопоставлением концепции влечений, рассматривая агрессивное поведение с точки зрения не эволюционного, а ситуативного процесса. Д. Доллард агрессию признавал следствием фрустрации и признавал наличие возможности психологической разрядки агрессии в виде высказываний, сочинений, которые служат реакциями замещения реальных проявлений агрессии (катарсисом).
Теория социального научения: бихевиоральная модель агрессию рассматривает как усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий в социальном направлении. Д. Уотсоном проявления агрессивного поведения определяются как результат прошлого опыта индивида, влияние окружающей среды на его поведение. Ученый признает важность методов подкрепления и наказания при формировании различных форм проявления агрессии, обусловливающих и уровень ее интенсивности [27].
Б.Э. Торндайк и Дж. Уотсон, являющиеся представителями бихевиоризма, рассматривают агрессию с позиций приобретенной формы поведения, которая усваивается в ходе социализации путем наблюдения за действиями агрессивной направленности, что способствует ее дальнейшему социальному подкреплению. В качестве первичных источников социализации выступают родители, способные научить ребенка агрессивному поведению, что формирует у него восприятие модели агрессии. А. Бандура считал, что у агрессивных родителей и бывают агрессивные дети. При анализе агрессии ученый определял следующие моменты: способы усвоения агрессивных действий; факторы, провоцирующие агрессивное поведение; условия, закрепляющие агрессивное поведение. Социальное подкрепление, являющееся важнейшим элементом теории социального научения, призвано усиливать определенные реакции индивида [27].
Представители гуманистического направления — К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз агрессию и насилие рассматривают в соответствии с вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы