Курсовая с практикой на тему Коррекция агрессивного поведения подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА 5
1.1Сущность понятия «агрессивное поведение» 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика развития в подростковом возрасте 13
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 21
2.1 Организация эмпирического исследования, анализ результатов 21
2.2 Рекомендации по проведению коррекционной деятельности, направленной на преодоление агрессивности у подростков 26
Вывод по 2 главе 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение
Введение:
Проблема агрессивного поведения в целом и агрессивного поведения подростков, в частности, волнует специалистов достаточно давно.
Ученые отмечают, что агрессивные формы поведения существуют как в животном мире, так и в среде людей. Однако если среди животных высокий уровень агрессии может служить одним из факторов выживания, то среди людей высокий уровень агрессивности, напротив, препятствует налаживанию конструктивного взаимодействия и деятельности с окружающими людьми и, соответственно, требует коррекции.
Агрессивность среди подростков может быть обусловлена определенными физическими и психологическими особенностями развития на данном возрастном этапе.
Так, гормональные изменения, повышенный гормональный фон способствуют нестабильности эмоциональных проявлений подростка, его повышенной раздражительности, импульсивности, частому возникновению аффективных вспышек, среди которых преобладают негативно окрашенные (гнев, агрессия). Кроме того, несоответствие между формирующимся чувством взрослости подростка и тем, как его воспринимают окружающие, желание автономизироваться от взрослых, острое переживание одиночества и непонятости окружающими также способствуют формированию агрессивного поведения данной категории детей. В настоящее время распространена такая крайняя форма агрессии как буллинг. Все описанные факты указывают на необходимость исследования особенностей агрессивности и агрессивного поведения подростков и разработки соответствующих коррекционных мероприятий, причем в коррекционную деятельность необходимо включать всех участников жизни подростка: и его самого, и его родителей, и педагогов, и, возможно, детский коллектив.
Проблема подростковой агрессивности изучалась в работах И.С. Кона, А. Басса, Л.С. Выготского, Л.М. Семенюк, О.Д. Ситковской, Эйдемиллера Э.Г и др.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения старших подростков.
Объект исследования: агрессия старших подростков.
Предмет исследования: специфика коррекции агрессивного поведения подростков.
Гипотеза: для современных подростков характерен повышенный уровень агрессивности, который требует поведения коррекционной деятельности, направленной на ее преодоление.
1) Определить понятие «агрессия», ее виды, особенности проявления;
2) Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития подростков, особенности проявления у них агрессивности:
3) Реализовать опытно-эмпирическое исследование, направленное на определение уровня агрессивности современных подростков,
4) Описать особенности коррекционной деятельности, направленной на преодоление агрессивного поведения подростков.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, опросник «Самооценка психических состояний» (по Айзенку), опросник Басса – Дарки, который ориентирован на выявление агрессивных и враждебных проявлений субъекта, качественный и количественный анализ полученных данных, методы математической обработки данных.
Заключение:
Темой данного исследования является «Коррекция агрессивного поведения подростков».
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения старших подростков.
Объект исследования: агрессия старших подростков.
Предмет исследования: специфика коррекции агрессивного поведения подростков.
Гипотеза: для современных подростков характерен повышенный уровень агрессивности, который требует поведения коррекционной деятельности, направленной на ее преодоление.
5) Определить понятие «агрессия», ее виды, особенности проявления;
6) Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития подростков, особенности проявления у них агрессивности:
7) Реализовать опытно-эмпирическое исследование, направленное на определение уровня агрессивности современных подростков,
8) Описать особенности коррекционной деятельности, направленной на преодоление агрессивного поведения подростков.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, опросник «Самооценка психических состояний» (по Айзенку), опросник Басса – Дарки, который ориентирован на выявление агрессивных и враждебных проявлений субъекта, качественный и количественный анализ полученных данных, методы математической обработки данных.
Анализ теоретических данных позволил сделать ряд выводов. Агрессия следует понимать как деятельность, направленную на причинение вреда, ущерба кому-либо, включащуют насильственные действия по отношению к другим объектам и людям.
В психологической науке не сложилось единого представления о причинах и сущности подобного поведения: авторы рассматривают его как вариант психологической защиты, способ самоутверждения и занятия позиции сильного и др. Однако все авторы выделяют, что агрессия может быть конструктивной и деструктивной. В реальной жизни чаще встречаются деструктивные формы агрессивного поведения.
Особенности подросткового возраста обуславливают повышенную склонность детей данной возрастной категории к агрессивным формам поведения.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило, что у части детей подросткового возраста выявляются повышенные значения параметров агрессивности и враждебности к окружающему миру и людям. Причем следует отметить, что наличие агрессивных тенденций более характерно для мальчиков, чем для девочек.
Подобные данные указывают на необходимость проведения коррекционной деятельности, направленной на преодоление агрессивного поведения у подростков.
Выделяется несколько направлений коррекционной деятельности в отношении агрессии: работа с родителями подростков, работа с педагогическим коллективом, а также непосредственная деятельность с подростками. Причем необходимо использовать как групповые формы деятельности, так и индивидуальные. Эффективными видами коррекционной работы являются тренинговые, игровые формы деятельности.
Таким образом, можно говорить о подтверждении выдвинутой в данном исследовании гипотезы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА
1.1 Сущность понятия «агрессивное поведение»
Агрессивное поведение – это, в первую очередь, внешне проявляющееся действие, направленное против другого человека. Как правило, поведение носит кратковременный (преходящий) характер и преобразуется в соответствии со специфическими характеристиками ситуации или смены одной ситуации другой.
Агрессивное поведение может проявляться в форме:
а) непосредственно действия (наступление, атака, нападение);
б) действия против конкретного объекта, в том числе человека, становящегося жертвой агрессии;
в) действия с учетом ситуации – ее особенностей, провоцирующих агрессивную атаку [30, с.64].
Описывая основные характеристики агрессивного поведения, исследователи указывают, что оно ориентировано на нанесение вреда или ущерба другому живому существу, которое пытается не допустить подобного с собой обращения [4]. Объект агрессивного поведения и его причины устанавливаются согласно ситуации. Например, в теории агрессивного поведения М. Долларда фрустрация как причина агрессии интерпретируется в роли внешнего, а не внутреннего фактора. Агрессивное поведение не идентифицируется с эмоцией, мотивом или установкой, хотя они могут воздействовать на внешние выражения агрессии [4]. Однако, определенные внутренние факторы включаются в содержание агрессивного поведения, например, намерение обиды или оскорбления.
Детально разнообразные формы и выражения агрессии анализируются приверженцами поведенческой и когнитивной психологии. По реализуемым функциям дифференцируют враждебную (эмоциональную) и инструментальную агрессию. Цель враждебной агрессии – причинение страданий, вреда или ущерба другому человеку. В инструментальной агрессии обозначенные аспекты не представляют собой самоцель, а имеют значение вторичного продукта решения иных задач и удовлетворения иных потребностей.