Курсовая с практикой на тему Коррекционно-развивающая среда обучения для детей с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава
1 Теоретические основы исследования коррекционно-развивающей среды обучения для
детей с умственной отсталостью.. 7
1.1.Особенности
психического развития детей с умственной отсталостью.. 7
1.2 Система обучения и воспитания ребенка с умственной
отсталостью в отечественной и зарубежной практике. 13
1.3Особенности организации коррекционно-развивающей среды
обучения детей с умственной отсталостью.. 20
Выводы по первой главе. 25
2.Эмпирическое исследование уровня психического развития
дошкольников с степенью умственной отсталости. 27
2.1.Методика организации диагностического исследования.
Анализ результатов диагностики. 27
2.2
Рекомендации по организации коррекционно-развивающей среды обучения для
дошкольников с умственной отсталостью в дошкольном образовательном учреждении. 34
Выводы
по второй главе. 43
Заключение. 45
Список
литературы 47
Введение:
Весьма
актуальной для системы современного образования является проблема организации
обучения и развития детей с разнообразными аномалиями психического развития. Достаточно
большой сектор группы таких детей представлен детьми с умственными отклонениями
различной степени тяжести.
Количество
подобных детей достаточно велико, что связано с условиями современной жизни.
Плохая экологическая ситуация, постоянное действие стрессовых факторов, в том
числе во время беременности, различные соматические заболевания, факторы
наследственности, смещение возраста рождения детей в сторону увеличения – все
это увеличивает риск рождения ребенка с подобной патологией.
Задачей
системы образования является создание системы целостного, всеобъемлющего,
логичного и последовательного обучения таких детей. Начинать такую
образовательную деятельность следует с самого раннего детства, с оказания
образовательной, консультационной помощи родителям и деятельности специалистов
(медиков, педагогов, дефектологов и др.) с этими детьми. Далее следует
обеспечить преемственность всей системы образования.
Основной
практической проблемой, которая существует перед образовательной системой в
вопросе организации обучения для детей с умственной отсталостью, является такое
развитие человека с патологией, чтобы он максимально мог социализироваться,
встроиться в общество, осуществлять доступную трудовую деятельность,
самостоятельно обслуживать себя.
Кроме
того, решается вопрос инклюзивного образования ребенка с умственной
отсталостью. Аспекты данного вопроса заключаются в следующем: насколько
оправданно включение ребенка в общеобразовательную среду, до какой степени
патологии возможно обучение ребенка в общеобразовательном дошкольном
учреждении, уровень пользы и
оправданность подобного обучения.
В
России система обучения и помощи детей с умеренной умственной отсталостью
находится еще на стадии становления. Существует необходимость подготовки
квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками работы с данной
категорией детей, обладающих определенным уровнем сформированности нравственных
качеств (толерантность, терпимость, доброжелательность, сопереживание и др.).
Кроме того необходимо развитие службы просвещения и консультирования родителей,
воспитывающих детей с умственной отсталостью. Также следует уделить внимание
подготовке узких специалистов для осуществления работы с данными детьми
(дефектологов, специалистов по лечебной физкультуре, психологов и т.д.).
В
данной работе больше внимания хотелось бы уделить вопросу дошкольного
образования детей с умственной отсталостью как начальной ступени
образовательной деятельности с ними.
Проблемой
организации коррекционно-развивающей среды обучения для детей с умственной
отсталостью занимались такие специалисты как С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева, И. Ю. Левченко, В. В.
Ткачёва, Е. А. Медведева, О. В. Югова, М. А. Гевлицкая, А. В. Закрепина,, Я. И.
Ковальчук, Л.С. Выготский и др.
Цель исследования: описать условия коррекционно-развивающей
среды обучения детей с умственной отсталостью на дошкольном этапе образования.
Объект исследования: обучение дошкольников с
умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности организации
коррекционно-развивающей среды обучения дошкольников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1)Провести теоретический анализ проблемы
организации коррекционно-развивающей среды обучения детей с умственной
отсталостью в отечественной и зарубежной практике;
2)Спланировать и провести практическое
исследование уровня развития психической сферы дошкольников с умственной
отсталостью;
3)Описать педагогические условия и факторы
организации коррекционно-развивающей среды обучения дошкольников с умственной
отсталостью.
Гипотеза: у дошкольников с умственной отсталостью
наблюдается нарушение всех аспектов психической деятельности, что требует системной
и продуманной организации коррекционно-развивающей среды обучения таких детей.
Для
проведения исследования использовались следующие методы и методики: анализ
теоретических научных источников по проблеме, методический комплекс
Е.А.Стребелевой, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура
работы включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую),
заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Анализ
научных источников по теме работы позволил сделать ряд выводов. Под умственной
отсталостью понимается стойкое, комплексное нарушение развития и
функционирование всех психических процессов человека.
В
зарубежной и отечественной практике существуют системы работы и обучения
подобных лиц, поддержки их семей. В некоторых случаях имеется возможность
социализации и включения этой категории людей в профессиональную и трудовую
деятельность.
Для
обучения таких детей необходимо создать специальные условия обучения,
использовать методы, основанные на специфике онтогенеза, обеспечение особой
психологической атмосферы, подготовка высококвалифицированных специалистов.
Далее
было проведено практическое исследование уровня развития психической
деятельности дошкольников с умеренной степенью умственной отсталости. Было
установлено, что у 40% процентов дошкольников наблюдаются глубокие нарушения
всех сторон психической деятельности, у 60% данные нарушения соответствуют
среднему уровню.
Это
требует создания особой системы обучения основанной на общих принципах
образовательной деятельности, а также на частных, таких как принцип единства
диагностики и коррекции развития, опоры на общие закономерности формирования
психики нормального ребенка и ребенка с умеренной умственной отсталостью, принцип
развивающего характера коррекционного обучения, принцип деятельностного
подхода.
Следует
использовать большое количество наглядности в работе с такими детьми,
замедленный темп формирования понятий, связь обучения с практической
деятельностью, создание благоприятной психологической атмосферы, строгое
соблюдение охранительного режима.
Выстраивание
подобной системы обучения позволяет достигнуть определенных успехов в вопросе
коррекции проявлений умственной отсталости умеренной степени.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования
коррекционно-развивающей среды обучения для детей с умственной отсталостью
1.1.Особенности психического развития детей с умственной
отсталостью Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение
преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и
поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга,
имеющим диффузный характер [6]. Структура людей с патологией интеллекта весьма
неоднородна, как по этиологии и временному периоду возникновения нарушений в
головном мозге, так и по степени тяжести клинических проявлений и
психолого-педагогическим параметрам. В соответствии с международной
классификацией болезней (МКБ-10), обозначают четыре типа умственной отсталости:
легкую, умеренную, тяжелую, глубокую. В российской олигофренопедагогике до недавнего
времени основной считалась другая классификация (МКБ-9), в которой было
обозначено три уровня умственной отсталости: дебильность, имбецильность,
идиотию [8]. Эти дети получают образование в специальной (коррекционной) школе
и образуют отдельную группу. Не каждый ребенок этой группы способен овладеть
знаниями учебной программы. Дошкольники с патологией умственной деятельности,
имеющие диагноз «олигофрения», с младенчества отстают в плане формирования всех
психических функций от нормально развивающихся детей. Их развитие можно описать
замедленной скоростью и качественной спецификой.
У ребенка с умственной
отсталостью к году образуется отставание и качественные отличия основных
новообразований младенческого периода: не развиваются или развиваются в
недостаточной степени первичные типы коммуникации со взрослым; практически не
формируется освоение предметной деятельности; первые социальные эмоции проявляются
неявно,