Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Коррекционно-развивающая работа психолога по проблеме тревожности младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 813999  

Введение:

 

Проблема
тревожности – это одна из особенно актуальных в современной психологии по
причине информационных перегрузок и напряженного ритма жизни, а также по
причине увеличения количества тревожных детей, которые отличаются усилением обеспокоенности,
тревожности, уровня агрессии, неуверенности, эмоциональной нестабильности.

Тревожность обладает
ярко выраженной возрастной спецификой, которая может проявляться в ее
источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Она оказывает
воздействие не только на образовательную деятельность, однако, также и на личностное
развитие в целом, в частности на детей младшего школьного возраста. Для
проведения коррекционно-развивающей работы и понижения уровня тревожности требуется
знать факторы её появления.

Проблему
тревожности исследовали многие педагоги и психологи: А.М. Прихожан, Е.И. Рогов,
А. Е. Савина, И. Захаров, А. О. Прохоров, Ж. М. Глозман, В.В. Зоткина, В.В.
Суворова, Л.И. Божович, А.И. Захаров, Б.И. Кочубей и другие.

Именно
тревожность, как отмечают практические психологи, и многочисленные ученые, лежит
в основе многих психологических проблем, включая многие нарушения психического
развития.

Так как
сегодняшние дети развиваются в обществе, абсолютном противоречий, переходное
положение нашего окружения содействует отклоняющемуся эмоциональному развитию
личности. Наиболее общим признаком эмоционального неблагополучия является
тревожность.

Тревожные
дети могут отличаться страхами и тревогой, появляющимися у них, причем в тех
ситуациях, в которых ребенку ничего не грозит. Они отличаются особой
чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Зачастую они также
характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание
неблагополучия со стороны окружающих.

Актуальность
темы определяется тем, что среди младших школьников распространены
эмоциональные нарушения и проявления её неустойчивости. Именно они являются
причиной возникновения неврозов и различных эмоциональных расстройств, что
влечет за собой не успешность в учебной деятельности. По данным причинам
психологи используются разнообразные средства коррекции эмоционально-личностных
расстройств у детей.

Объект
исследования: проблема тревожности детей младшего школьного возраста.

Предмет
исследования: коррекционно-развивающая работа психолога по проблеме тревожности
детей младшего школьного возраста.

Цель
исследования – теоретически обосновать и практическим путем проверить
эффективность использования коррекционно-развивающей работы, направленной на
коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста.

В
соответствии с поставленной целью определены следующие задачи.

1.               
Проанализировать понятие «тревожность» в
психолого-педагогической  литературе.

2.               
Рассмотреть особенности проявления тревожности у детей
младшего школьного возраста.

3.               
Изучить методы и приемы коррекции тревожности у детей
младшего школьного возраста.

4.               
Провести исследование тревожности детей младшего школьного
возраста.

5.               
Представить содержание коррекционно-развивающей работы по
проблеме тревожности детей младшего школьного возраста.

6.               
Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Для решения
поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ психологической, педагогический и методической литературы
и научно-педагогических исследований по проблеме, синтез, обобщение,
классификация, систематизация.

Практическая
значимость исследования заключается в возможности использовать результаты
опытно-экспериментальной работы в социально — педагогической практике, в
деятельности педагогов — психологов школьных учреждений.

Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тревожность
является фактором, ограничивающим поведение человека в различных ситуациях.
Достаточно сложно проследить проявления тревоги в поведении человека, что,
несомненно, свидетельствует о существовании феномена тревоги.

Проанализировав
исследования различных авторов, можно сделать вывод, что проблема тревожности у
младших школьников продолжает оставаться достаточно актуальной и на данном
этапе развития тревожность не рассматривается как устойчивая характеристика, а
предполагает следствие негативных взаимоотношений с окружающими.

Можно
выделить следующие методы и приемы коррекции тревожности в младшем школьном
возрасте: психогимнастика, музыкотерапия, арт-терапия, кукольная терапия,
проективное рисование, «сочинение рассказов», метод реципрокного торможения,
метод активного нервно-мышечного расслабления. Каждый метод представляет собой
комплекс приемов, направленных на: повышение самооценки ребенка, привитие веры
в свои силы, обучение ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться,
создавать комфортные для себя условия; умение управлять собой в ситуациях,
вызывающих наибольшее беспокойство.

Исследование
было организовано и проведено с учащимися второго класса. В
опытно-экспериментальной работе принимали участие 14 школьников. Работа
проводилась в три этапа.

При
проведении исследования использовался следующий психодиагностический
инструментарий для выявления уровня тревожности – тест CMAS детский вариант
шкалы явной тревожности (CMAS, адаптированный А.М. Прихожан), который помогает
определить общий уровень тревожности ребенка.

Итоги,
полученные в ходе констатирующего этапа и исследования уровня тревожности учащихся
начальной школы, доказывают необходимость проведения коррекционно-развивающей
работы, направленной на коррекцию уровня тревожности детей младшего школьного
возраста.

На формирующем
этапе эксперимента была составлена и апробирована программы
коррекционно-развивающей работы по коррекции тревожности у детей младшего
школьного возраста. Проводился психологический тренинг с группой детей, состоящий
из 7 занятий. Продолжительность одного занятия составляла примерно 40-60 минут.

Также были
проведены беседы и воспитательная работа с родителями и педагогами, совместно с
педагогом-психологом. Суть воспитательной работы заключалась в том, что были
даны некоторые рекомендации в помощь ребенку от родителей и педагогов, для лучшей
адаптации, социализации и успеваемости.

Далее был
проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Повторная
диагностика проводилась с теми же детьми, учащимися второго класса, в
количестве 14 человек.

Исходя из
представленных сравнительных результатов, можно отметить, что после проведения
коррекционно-развивающей работы снизилось количество детей с очень высоким
уровнем тревожности (с 14,3% до 0%), уменьшилось количество детей с явно
повышенной тревожностью (с 50% до 42,9%). Также увеличилось количество детей с
нормальным уровнем тревожности (с 6,8% до 21,4%). Результаты свидетельствуют о
положительной динамике.

Итоги,
исследования уровня тревожности учащихся начальной школы, полученные в ходе контрольного
этапа, доказывают эффективность подобранной и апробированной
коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию уровня тревожности
детей младшего школьного возраста.

Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности
у детей младшего школьного возраста

1.1. Анализ понятия «тревожность» в психолого-педагогической
литературе

К числу
важнейших проблем, изучаемых в психологии, является проблема, связанная с
психологическим состоянием человека. Среди вероятных психических состояний
большое внимание уделяется таким состояниям, как «тревога» и «тревожность».

Впервые З.
Фрейд обратил внимание на проблему тревоги. Он ввел это понятие в психологию и
рассматривал тревогу как эмоциональное состояние, указывая на ее внутренние
предпосылки: чувство ожидания и неуверенности, чувство слабости и беспомощности.

Многие
психологи изучают понятие «тревожности» с различных позиций: в качестве
эмоционального состояния, в качестве сложного комплексного состояния, в
качестве личностной черты, в качестве свойства темперамента и др.

Б.Л. Ханин,
Р. Каттель, И. Шейр, И.Г. Сарасон и Ч. Спилбергер утверждали, что тревога может
проявляться в качестве эмоционального состояния (ситуативной тревоги) и в
качестве устойчивого свойства, индивидуально-психологической особенности,
проявляющейся в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревоги.

С точки
зрения Ф.Б. Березина тревожность может восприниматься в качестве сложного состояния,
обладающего различными проявлениями. И он представляет собой «тревожный ряд»,
включающий в себя несколько аффективных явлений, сменяющих друг друга в
определенной последовательности по мере нарастания тревоги: чувство внутреннего
напряжения, гиперестетические реакции, саму тревогу, как центральный элемент
рассматриваемого ряда, страх, ощущение неизбежности надвигающейся катастрофы,
тревожно-боязливое возбуждение [21].

Н.Д. Левитова
дала определение тревожности как психического состояния, которое вызвано вероятными
неприятностями, неожиданностями, переменами в привычной обстановке и
деятельности, задержкой приятного, желаемого и выражается в специфических
переживаниях (страхах, тревогах, расстройствах отдыха) [8].

С токи зрения
А.М. Прихожан, тревожность проявляется за счет переживания эмоционального неудобства,
связанного с ожиданием неприятностей, с предчувствием надвигающейся опасности
[4].

А. М. Прихожан
изучает проявления тревожности на нескольких уровнях:

¾             
в соответствии с психологическим уровнем тревожность может ощущаться в качестве
напряжения, беспокойства, тревоги, нервозности и переживается как чувство
неуверенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества,
надвигающейся неудачи, неспособности принять решение;

¾             
в соответствии с физиологическим уровнем тревожная реакция
проявляется в учащении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного
объема кровообращения, повышении артериального давления, повышении общей
возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные
раздражители приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Возможны следующие типы
тревожности:

¾             
стойкая тревожность в любой области (тестовая, межличностная,
экологическая) – ее обычно называют специфической, частичной, парциальной;

¾             
общая, генерализованная тревожность, которая свободно меняет
объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях
частичная тревога является лишь формой общего выражения [4].

Согласно
исследованиям психологического сообщества, уровень тревожности субъекта во всех
случаях должен отвечать требованиям текущей ситуации. Если происходит
несоответствие, то нарушается адаптивное поведение индивида, что способствует
возникновению психосоматических расстройств.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы