Курсовая с практикой на тему Коррекционно-развивающая работа психолога по проблеме тревожности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
813999
Введение:
Проблема
тревожности – это одна из особенно актуальных в современной психологии по
причине информационных перегрузок и напряженного ритма жизни, а также по
причине увеличения количества тревожных детей, которые отличаются усилением обеспокоенности,
тревожности, уровня агрессии, неуверенности, эмоциональной нестабильности.
Тревожность обладает
ярко выраженной возрастной спецификой, которая может проявляться в ее
источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Она оказывает
воздействие не только на образовательную деятельность, однако, также и на личностное
развитие в целом, в частности на детей младшего школьного возраста. Для
проведения коррекционно-развивающей работы и понижения уровня тревожности требуется
знать факторы её появления.
Проблему
тревожности исследовали многие педагоги и психологи: А.М. Прихожан, Е.И. Рогов,
А. Е. Савина, И. Захаров, А. О. Прохоров, Ж. М. Глозман, В.В. Зоткина, В.В.
Суворова, Л.И. Божович, А.И. Захаров, Б.И. Кочубей и другие.
Именно
тревожность, как отмечают практические психологи, и многочисленные ученые, лежит
в основе многих психологических проблем, включая многие нарушения психического
развития.
Так как
сегодняшние дети развиваются в обществе, абсолютном противоречий, переходное
положение нашего окружения содействует отклоняющемуся эмоциональному развитию
личности. Наиболее общим признаком эмоционального неблагополучия является
тревожность.
Тревожные
дети могут отличаться страхами и тревогой, появляющимися у них, причем в тех
ситуациях, в которых ребенку ничего не грозит. Они отличаются особой
чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Зачастую они также
характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание
неблагополучия со стороны окружающих.
Актуальность
темы определяется тем, что среди младших школьников распространены
эмоциональные нарушения и проявления её неустойчивости. Именно они являются
причиной возникновения неврозов и различных эмоциональных расстройств, что
влечет за собой не успешность в учебной деятельности. По данным причинам
психологи используются разнообразные средства коррекции эмоционально-личностных
расстройств у детей.
Объект
исследования: проблема тревожности детей младшего школьного возраста.
Предмет
исследования: коррекционно-развивающая работа психолога по проблеме тревожности
детей младшего школьного возраста.
Цель
исследования – теоретически обосновать и практическим путем проверить
эффективность использования коррекционно-развивающей работы, направленной на
коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста.
В
соответствии с поставленной целью определены следующие задачи.
1. Проанализировать понятие «тревожность» в
психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности проявления тревожности у детей
младшего школьного возраста.
3. Изучить методы и приемы коррекции тревожности у детей
младшего школьного возраста.
4. Провести исследование тревожности детей младшего школьного
возраста.
5. Представить содержание коррекционно-развивающей работы по
проблеме тревожности детей младшего школьного возраста.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения
поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ психологической, педагогический и методической литературы
и научно-педагогических исследований по проблеме, синтез, обобщение,
классификация, систематизация.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использовать результаты
опытно-экспериментальной работы в социально — педагогической практике, в
деятельности педагогов — психологов школьных учреждений.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Тревожность
является фактором, ограничивающим поведение человека в различных ситуациях.
Достаточно сложно проследить проявления тревоги в поведении человека, что,
несомненно, свидетельствует о существовании феномена тревоги.
Проанализировав
исследования различных авторов, можно сделать вывод, что проблема тревожности у
младших школьников продолжает оставаться достаточно актуальной и на данном
этапе развития тревожность не рассматривается как устойчивая характеристика, а
предполагает следствие негативных взаимоотношений с окружающими.
Можно
выделить следующие методы и приемы коррекции тревожности в младшем школьном
возрасте: психогимнастика, музыкотерапия, арт-терапия, кукольная терапия,
проективное рисование, «сочинение рассказов», метод реципрокного торможения,
метод активного нервно-мышечного расслабления. Каждый метод представляет собой
комплекс приемов, направленных на: повышение самооценки ребенка, привитие веры
в свои силы, обучение ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться,
создавать комфортные для себя условия; умение управлять собой в ситуациях,
вызывающих наибольшее беспокойство.
Исследование
было организовано и проведено с учащимися второго класса. В
опытно-экспериментальной работе принимали участие 14 школьников. Работа
проводилась в три этапа.
При
проведении исследования использовался следующий психодиагностический
инструментарий для выявления уровня тревожности – тест CMAS детский вариант
шкалы явной тревожности (CMAS, адаптированный А.М. Прихожан), который помогает
определить общий уровень тревожности ребенка.
Итоги,
полученные в ходе констатирующего этапа и исследования уровня тревожности учащихся
начальной школы, доказывают необходимость проведения коррекционно-развивающей
работы, направленной на коррекцию уровня тревожности детей младшего школьного
возраста.
На формирующем
этапе эксперимента была составлена и апробирована программы
коррекционно-развивающей работы по коррекции тревожности у детей младшего
школьного возраста. Проводился психологический тренинг с группой детей, состоящий
из 7 занятий. Продолжительность одного занятия составляла примерно 40-60 минут.
Также были
проведены беседы и воспитательная работа с родителями и педагогами, совместно с
педагогом-психологом. Суть воспитательной работы заключалась в том, что были
даны некоторые рекомендации в помощь ребенку от родителей и педагогов, для лучшей
адаптации, социализации и успеваемости.
Далее был
проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Повторная
диагностика проводилась с теми же детьми, учащимися второго класса, в
количестве 14 человек.
Исходя из
представленных сравнительных результатов, можно отметить, что после проведения
коррекционно-развивающей работы снизилось количество детей с очень высоким
уровнем тревожности (с 14,3% до 0%), уменьшилось количество детей с явно
повышенной тревожностью (с 50% до 42,9%). Также увеличилось количество детей с
нормальным уровнем тревожности (с 6,8% до 21,4%). Результаты свидетельствуют о
положительной динамике.
Итоги,
исследования уровня тревожности учащихся начальной школы, полученные в ходе контрольного
этапа, доказывают эффективность подобранной и апробированной
коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию уровня тревожности
детей младшего школьного возраста.
Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности
у детей младшего школьного возраста
1.1. Анализ понятия «тревожность» в психолого-педагогической
литературе
К числу
важнейших проблем, изучаемых в психологии, является проблема, связанная с
психологическим состоянием человека. Среди вероятных психических состояний
большое внимание уделяется таким состояниям, как «тревога» и «тревожность».
Впервые З.
Фрейд обратил внимание на проблему тревоги. Он ввел это понятие в психологию и
рассматривал тревогу как эмоциональное состояние, указывая на ее внутренние
предпосылки: чувство ожидания и неуверенности, чувство слабости и беспомощности.
Многие
психологи изучают понятие «тревожности» с различных позиций: в качестве
эмоционального состояния, в качестве сложного комплексного состояния, в
качестве личностной черты, в качестве свойства темперамента и др.
Б.Л. Ханин,
Р. Каттель, И. Шейр, И.Г. Сарасон и Ч. Спилбергер утверждали, что тревога может
проявляться в качестве эмоционального состояния (ситуативной тревоги) и в
качестве устойчивого свойства, индивидуально-психологической особенности,
проявляющейся в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревоги.
С точки
зрения Ф.Б. Березина тревожность может восприниматься в качестве сложного состояния,
обладающего различными проявлениями. И он представляет собой «тревожный ряд»,
включающий в себя несколько аффективных явлений, сменяющих друг друга в
определенной последовательности по мере нарастания тревоги: чувство внутреннего
напряжения, гиперестетические реакции, саму тревогу, как центральный элемент
рассматриваемого ряда, страх, ощущение неизбежности надвигающейся катастрофы,
тревожно-боязливое возбуждение [21].
Н.Д. Левитова
дала определение тревожности как психического состояния, которое вызвано вероятными
неприятностями, неожиданностями, переменами в привычной обстановке и
деятельности, задержкой приятного, желаемого и выражается в специфических
переживаниях (страхах, тревогах, расстройствах отдыха) [8].
С токи зрения
А.М. Прихожан, тревожность проявляется за счет переживания эмоционального неудобства,
связанного с ожиданием неприятностей, с предчувствием надвигающейся опасности
[4].
А. М. Прихожан
изучает проявления тревожности на нескольких уровнях:
¾ в соответствии с психологическим уровнем тревожность может ощущаться в качестве
напряжения, беспокойства, тревоги, нервозности и переживается как чувство
неуверенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества,
надвигающейся неудачи, неспособности принять решение;
¾ в соответствии с физиологическим уровнем тревожная реакция
проявляется в учащении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного
объема кровообращения, повышении артериального давления, повышении общей
возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные
раздражители приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Возможны следующие типы
тревожности:
¾ стойкая тревожность в любой области (тестовая, межличностная,
экологическая) – ее обычно называют специфической, частичной, парциальной;
¾ общая, генерализованная тревожность, которая свободно меняет
объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях
частичная тревога является лишь формой общего выражения [4].
Согласно
исследованиям психологического сообщества, уровень тревожности субъекта во всех
случаях должен отвечать требованиям текущей ситуации. Если происходит
несоответствие, то нарушается адаптивное поведение индивида, что способствует
возникновению психосоматических расстройств.