Курсовая с практикой на тему Коррекционно-развивающая работа психолога по преодолению проблем в поведении обучающихся (с практикумом)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты нарушения
поведения несовершеннолетних и проблемы его психологической коррекции. 5
1.1. Понятие нарушения
(отклоняющегося) поведения, их виды и причины 5
1.2. Младший подростковый возраст как
наиболее чувствительный к возникновению нарушения поведения. 9
1.3. Основные направления
психологической коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. 15
2. Экспериментальное изучение
девиантного поведения подростков. 20
2.1 Организация и методы исследования. 20
2.2 Анализ результатов исследования. 22
2.3 Коррекционные занятия,
направленные на преодоление девиантного поведения у подростков. 29
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 33
Введение:
На сегодняшний день
коррекция поведения детей является актуальной и социально значимой в системе
образования. Тревожным сигналом является рост числа детей с нарушением в
поведении, проявляющемся в агрессивных и асоциальных поступках, конфликтных,
деструктивных действиях, аддиктивных тенденциях, отсутствии интереса к учебе и
т. п. Очень часто недопонимания приводят к агрессивному поведению, создаются
конфликтные ситуации и это влияет на общую успеваемость класса. В настоящее
время проблема агрессии и конфликтных ситуаций набирает темп, потому что мы
сталкиваемся с ними каждый день в повседневной жизни.
Нарушения поведения,
проявления агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая
волнует педагогов и родителей. Здесь играет немалую роль предупреждение и
коррекция нарушений в поведении школьников. За несколько лет значительно
увеличилось количество детей с нарушениями поведения, различными девиациями,
что связано с изменениями, происходящими в нашем обществе. По данным НЦ
Психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского
Российские школьники
стали на 20% чаще страдать психическими расстройствами, количество чрезвычайных
ситуаций и ситуаций связанных с нарушением поведения у детей в образовательных
учреждениях увеличилось на 70% за 5 лет.
Актуальность: в последнее
время возникает проблема снижения обучаемости, одной из причин этого можно
назвать поведение учащихся, агрессивность и конфликтные ситуации среди
обучающихся, с целью устранения этой проблемы необходима разработка
коррекционно-развивающей программы для коррекции поведения школьников.
Цель: Изучить способы и
методы психологической коррекции, у подростков с нарушениями поведения
обучающихся в школе
Задачи:
Охарактеризовать понятия
агрессивность и конфликтность
Заключение:
Девиантное
поведение обычно проявляется с самого раннего возраста. Причины такого поведения, могут быть следующие: социальные, психологические,
биологические и педагогические факторы. Биологические включают в себя: низкий уровень
интеллектуального развития; черепно-
мозговая травма или мозговая инфекция;
отклонения в активно-волевой сфере; физические дефекты: заячья губа, волчья пасть, различные
дефекты носа, ушей.
Для воспитания
этих качеств следует помнить, что
подросток может быть жестоким,
поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими.
Таким образом,
проанализировав и обобщив полученные нами в ходе обследования подростков данные, мы можем констатировать
следующее: все испытуемые склонны
противопоставлять свои нормы и ценности групповым; большинство опрошенных подростков:
— имеют предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения
своего психического состояния;
— можно охарактеризовать как рискованных, жаждущих
острых ощущений, имеющих садо-мазохистские
тенденции и низко ценящих свою жизнь;
— не
имеют выраженных агрессивных тенденций, не приемлют насилие как средство решения проблем;
— имеют слабо
развитый волевой контроль
эмоциональной сферы;
— отличаются низкой
склонностью к делинквентному поведению;
— имеют тенденцию к совершению самоубийства.
После проведения диагностики, опираясь на полученные результаты, нами были разработаны коррекционные занятия, направленные на преодоление
девиантного поведения у подростков по 6 параметрам, которые были наиболее
выражены у испытуемых подростков.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты нарушения поведения
несовершеннолетних и проблемы его психологической коррекции
1.1. Понятие нарушения (отклоняющегося) поведения, их виды и
причины
Социальную значимость проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения, особенно культурально-неодобряемых его форм, трудно переоценить.
Во всем мире отмечается устойчивый рост агрессивных форм поведения, безразличия и жестокости, алкоголизма, наркозависимости, деликвентности, самоубийств. Данные тенденции характерны, в первую очередь, для Российской Федерации. Если
использовать понятийный аппарат Э.
Дюркгейма, современная Россия переживает период аномии, когда старые ценности
утратили свою актуальность, а новые еще не сложились. Сложившийся нормативный вакуум в какой-то части и послужил
условием, катализатором, а в ряде случаев и причинной широкого
распространения девиаций поведения. Сегодня изучение девиантного поведения является междисциплинарной проблемой, решаемой в
рамках педагогики, генетики, биологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии, и собственно психологии. На стыке этих и ряда других
наук в настоящее время активно формируется
новый междисциплинарный подход – девиантология. Проблема социально-психологических отклонений является
одной из ключевых
в практике социальной работы, социальной педагогики и психологии. Социально-психологическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция, социально-педагогическая профилактика и сопровождение и терапия
социально-психологических отклонений невозможна без глубокого знания и понимания
психологических механизмов формирования девиантного поведения [11].
Девиантное, или
отклоняющееся поведение – это, прежде всего, некая форма поведения личности.
В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня
активности человека.
Поведение определяется как присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой,
опосредованное их внешней
и внутренней активностью.
Под внешней
активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки,
высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими
поведения считаются: мотивация и целеполагание, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.
Таким образом,
под поведением понимают
процесс взаимодействия личности
со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних
действий и поступков.
Это позволяет
сделать вывод, что существенным свойством
человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути –
оно формируется и реализуется
в обществе.
Другим важным свойством поведения
являются индивидуальные особенности человека – биологические особенности (особенности ЦНС, принадлежность
к системе болезнь-здоровье и т.д.), личностные особенности (темперамент, самооценка, уровень
притязания и др.). Кроме того, поведение тесно
связано с речевой регуляцией и целеполаганием.
Окружающая среда и личность
человека два тесно взаимосвязанных процесса, так или иначе влияющих друг на друга
Социальная среда влияет на человека, в свою очередь человек как-то реагирует на эти
воздействия – принимает условия среды, либо отвергает их. То есть, за счет поведения человек
социализируется, адаптируется в обществе.
Таким образом,
поведение личности отражает
процесс ее социализации
– интеграции в социум. Социализация, в свою очередь,
предполагает адаптацию к социальной среде
с учетом индивидуальных особенностей.