Курсовая с практикой на тему Коррекционно-педагогическая работа по формированию произвольного внимания у дошкольников с ЗПР с использованием физических упражнений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ.. 5
1.1. Особенности развития произвольного внимания у детей
дошкольного возраста в норме и при ЗПР. 5
1.2. Способы коррекции нарушений в формировании
произвольного внимания у дошкольников с ЗПР. 11
1.3. Потенциал физических упражнений в процессе
формирования произвольного внимания у дошкольников с ЗПР. 17
Выводы по первой главе. 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР 22
2.1. Методики диагностики уровня сформированности
произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР. 22
Выводы по второй главе. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Актуальность темы
исследования. Сегодня принято выделять в структуре
познавательной сферы ребенка такие психические процессы, которые способствуют
обеспечению всестороннего формирования его личности. Данные психические
процессы делятся на три следующие группы: эмоциональные, познавательные,
волевые.
Чтобы развитие
познавательной деятельности ребенка происходило полноценно, необходимо
организовать слаженную, взаимосвязанную между собой работу всех психических
процессов, а именно: восприятия ощущений, воображения, памяти, речи, мышления,
внимания.
Заинтересованность
исследователей (А. Вудворс, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, Н. Берштейн и др.) из различных научных сфер проблемой развития
внимания, в частности, произвольного, была и на сегодняшний день остается очень
большой. Особенно значимым является развитие свойств внимания дошкольников с
нарушениями в развитии, в том числе и с задержкой психического развития.
Итак, на современном
этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится
проблеме развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития. Достижению данной цели способствуют физические упражнения.
Объектом исследования
является произвольное внимание старших дошкольников с задержкой психического
развития.
Предметом исследования
является использование физических упражнений в коррекционно-педагогической
работе по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста (6-7
лет) с задержкой психического развития.
Цель курсовой работы состоит
в рассмотрении особенностей коррекционно-педагогической работы по формированию
произвольного внимания у дошкольников с ЗПР с использованием физических
упражнений.
Задачи исследования:
1. Описать особенности
развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста в норме и при ЗПР.
2. Рассмотреть Способы
коррекции нарушений в формировании произвольного внимания у дошкольников с ЗПР.
3. Раскрыть потенциал
физических упражнений в процессе формирования произвольного внимания у
дошкольников с ЗПР.
4. Подобрать методики
диагностики уровня сформированности произвольного внимания у детей дошкольного
возраста с ЗПР.
Методы исследования:
анализ учебно-методической литературы по проблеме использования физических
упражнений для развития произвольного внимания; синтез и обобщение.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами материал
можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.
Структура данной курсовой
работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
Заключение:
Современный
процесс воспитания построен на развитии целостной гармоничной личности
воспитанника, а процесс становления личности воспитанника осуществляется в ходе
формирования всех психических процессов, в том числе и внимания.
Внимание является
психическим процессом, который дает нам возможность усваивать необходимую
информацию, получать новые знания умения и навыки. Основными свойствами
внимания являются: устойчивость и концентрация, переключение, объем.
Внимание активирует нужные
и притормаживает ненужные в данный период времени физиологические процессы,
способствует результативному усвоению информации, обеспечивает непроизвольную и
произвольную активизацию на необходимых в этот момент видах деятельности.
Одним из наиболее важных и
эффективных средств развития внимания являются развивающие игры. Игровая
деятельность всегда притягивает, особенно детей. Для того чтобы использование
развивающих игр привело к наиболее высоким результатам по развитию такого
психического качества как внимание, необходимо создание целой комплексной
системы развивающих игр, их последовательное методическое внедрение на
практике.
Изучив
состояние проблемы развития внимания в теории и практике, мы пришли к выводу о
том, что это проблема является актуальной для современного ДОО.
Игровой характер
упражнений оказывает благотворное влияние на моторику дошкольников,
способствует развитию внимания и памяти, созданию положительного эмоционального
настроя.
Используя физические
упражнения в работе с детьми с ЗПР, педагогу необходимо проводить занятия так,
чтобы они были посильны, привлекательные, разнообразные, чтобы правильно
дозировалась физическая нагрузка, стимулировалась их познавательная активность.
Благодаря этому, у дошкольников развивается интерес не только к процессу
выполнения движений, но и познавательный интерес, связанный с осознанием
двигательных действий. Последнее является важным условием коррекции умственного
развития, повышения уровня двигательных качеств и физической подготовленности
старших дошкольников с ЗПР.
Физические упражнения на
основе подвижных игр являются эффективным средством развития основных движений
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития считаем,
которые удовлетворяют потребность
детей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Кроме этого,
таких физических упражнений у дошкольников с ЗПР закрепляются и
совершенствуются различные умения и навыки из основных движений (ходьбы, бега,
прыжков, равновесия и др.). Необходимость быстрой смены ситуаций во время игры
или физического упражнения приучает дошкольников с ЗПР пользоваться своими
движениями в соответствии с той или иной ситуацией, учат концентрировать
внимание.
Отметим, что в
коррекционно-педагогической работе по формированию внимания у дошкольников из
ЗПР важна своевременна диагностика, поскольку знание педагогом уровня
сформированности внимания у детей позволяет подобрать адекватные и
целесообразные способы его коррекции.
Сегодня существует множество методик
для диагностики внимания старших дошкольников. Считаем, что для детей с ЗПР
подойдут различные игровые задания с картинками: задания на нахождение сходства
и различий картинок, поиск парных изображений; задания на определение
изменений, перестановок, произошедших на картинке; задания на нахождение
различных геометрических фигурок, «спрятанных» на картинке; задание на
нахождение нелепиц; задания на диагностику памяти и внимания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности развития
произвольного внимания у детей дошкольного возраста в норме и при ЗПР Для начала считаем
целесообразным раскрыть сущность понятия внимания о писать его виды.
В процессе познания мира
детям необходимо внимание, поскольку оно позволяет им сосредоточиться на
конкретных объектах, что дает возможность ребенку из потока информации, которую
он получает из окружающей среды непрерывно, выделить самую интересную и для
него значимую. Природа внимания заключается в том, что выбранный объект
обладает доминирующим значением. По этой причине увлеченные чем-то дети часто
могут не замечать происходящего вокруг.
Внимание –
психофизическая функция, которая обеспечивает процессы воспитания и обучения.
Внимание повышает уровень активации коры больших полушарий, его формируют
различные структуры головного мозга, к которым относится:
— генерализованная активация коры больших
полушарий (ретикулярный формация среднего мозга), которая вызывает процесс
непроизвольного внимания;
— локальная активация (лимбическая система и высший
корковый центр регуляции и контроля – в лобной области), которая осуществляет произвольное
внимание.
Нарушения
целенаправленного внимания – причина неуспеваемости дошкольников с нарушениями
интеллекта являются, поскольку недостаточность внимания отрицательно
сказывается на всех познавательных процессах, что является причиной снижения
эффективности овладения умениями и навыками, знаниями. Для большинства детей с
интеллектуальной недостаточность характерным является следующее:
– неустойчивое внимание;
– ослабленность внимания
к восприятию словесной (вербальной) информации;
– переключение с одного
вида деятельности на другой затруднено;
– снижена концентрация,
объём, плохое распределение внимания;
– рассеянность внимания;
– отвлекаемость от
выполняемой деятельности.
Причинами нарушения
внимания являются:
– плохое состояние
здоровья, хронические заболевания;
– ослабленная нервная
система;
– эмоциональная
перегрузка по причине большого количества положительных либо отрицательных
впечатлений;
– умственное либо
физическое переутомление;
– нарушения дыхания (к
примеру, аденоиды, поскольку, когда ребенок дышит ртом, его дыхание является
неглубоким, поверхностным, в следствии чего мозг недостаточно получает
кислорода, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на работоспособности,
снижает концентрацию внимания);