Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с ЗПР Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста у детей с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1.
Теоретическое изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у
детей дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития. 6

1.1. Задержка
психического развития, понятие и основные особенности в дошкольном возрасте. 6

1.2. Понятие
и специфика общения в дошкольном возрасте в отечественной педагогике. 14

1.3.
Особенности коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. 22

Глава 2.
Эмпирическое исследование особенностей формирования коммуникативных навыков у
детей с задержкой психического развития. 26

2.1.
Организация исследования уровня сформированности коммуникативных навыков у
детей с задержкой психического развития. 26

2.2.
Обработка и анализ полученных результатов. 31

2.3.
Направления коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития. 35

Заключение. 41

Список
литературы.. 43

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
На сегодняшний день в Российской
Федерации протекает становление новой системы образования, которая будет
ориентироваться на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы можем
видеть стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных
технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей.

При этом важным моментом является изменение образования в
дошкольных организациях, которое должно соответствовать Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Тем самым важная задача дошкольного воспитания заключается в
развитии коммуникативных навыков дошкольников и воспитание у детей способностей
положительного общения со сверстниками и взрослыми.
Общение
между детьми является необходимым условием для психического развития
дошкольников. А потребность в общении с раннего возраста становится основной
социальной потребностью ребенка.

Важное значение и
актуальность имеет изучение развития детей в системе построения межличностного
общения со сверстниками, особенно в период дошкольного возраста, поскольку он
представляет собой один из ответственных периодов воспитания ребенка. Этот
период является временем для первоначального становления личности детей, наряду
с этим в общении ребенка со сверстниками появляются довольно сложные
взаимоотношения, которые оказывают существенное влияние на развитие личности.

Задержка психического
развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии
детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в
подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно
заметной становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период
существуют большие диагностические возможности.

В медицине задержка
психического развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной
недостаточности, главными особенностями которой выступает замедленный темп
психического развития, личностная незрелость, грубые нарушения познавательной
деятельности. Однако в большинстве случаев задержка психического развития имеет
стойкую, хоть и слабо выраженную, тенденцию к обратимому развитию, которое
возможно лишь при условии специального обучения и воспитания.

Важным
моментом в развитии дошкольников является формирование у них коммуникативной
деятельности, которое у детей с задержкой психического развития предполагает
выведение на уровень оптимальных возрастных возможностей. Именно в дошкольном
возрасте протекает становление коммуникативной функции, однако у детей с
задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии
коммуникативной деятельности, в связи с чем существует необходимость изучения
особенностей ее протекания для преодоления существующих проблем.
Все это способствует тому, что от
педагога требуется организация учебно-воспитательного процесса таким образом,
чтобы развитие каждого дошкольника было не только интеллектуальным, но и
способствовало полноценному развитию коммуникативных навыков.

Степень
изученности темы
. Значимость изучения проблем психического
развития, в частности коммуникативного, детей с ЗПР отмечают такие
исследователи как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына
и другие. Данный вопрос глубоко изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К.
Вилюнас, В.С. Дерябин, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е.
Изард, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В.
Симонов и др.

Множество
исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования
коммуникативных умений у дошкольников их общения. Среди них можно выделить
работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина,
Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова,
К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого.

Цель
исследования
заключается в изучении особенностей
развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития в процессе коррекционно-педагогической работы.

Поставленная цель
предполагает необходимость решения следующих задач исследования:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

После внедрения в
воспитательно-образовательный процесс федерального государственного
образовательного стандарта, были изменены формы и методы организации
воспитательной деятельности с дошкольниками, которая будет способствовать их
социализации. Так, социализация личности ребенка в обществе сверстников, а также
их личностное развитие становится приоритетным направлением деятельности, а
процесс игровой деятельности при этом является эффективным средством.

Современный этап развития
общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое
значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении
которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как
центральное звено развития ребенка.

Под общением мы понимаем
определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются
разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для
достижения общего результата. Культура общения – предусматривает выполнение
ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса, а
также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Целенаправленное
комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на
обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и
сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном
познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

Коммуникативные навыки – необходимое условие
психологического развития ребенка с задержкой психического развития. Общение со
сверстниками играет важную роль в жизни старшего дошкольника. У детей с задержкой психического развития
нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп
общения. Для них сверстник, находящийся вне семейных уз, не имеет субъективной
значимости. «Чужой» сверстник – достаточно безразличный, не имеющий личностного
значения объект.
Владея достаточно большим запасом слов для
построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с
задержкой психического развития фактически
лишены возможности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не
рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются
дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

Таким образом, у данной
категории детей среди личностных контактов преобладают наиболее простые. У дошкольников
с
задержкой
психического развития
наблюдается снижение потребности в общении со сверстниками, а
также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Также отмечается, что они безразличны к оценкам сверстников в свой адрес, а
также и к их эмоциональным состояниям. У таких детей нет явных предпочтений в
общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. У детей с
задержкой
психического развития
отсутствует осознание себя в системе отношений с другими, что
приводит к формированию ряда негативных качеств, которые значительно усложняют
вхождение ребенка в нормальную социальную жизнь.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста у детей с задержкой
психического развития

1.1. Задержка психического развития, понятие и основные
особенности в дошкольном возрасте

Формы психических расстройств разделяются на два больших
класса, которые представлены ретардацией (запаздывание или приостановка
психического развития того или иного происхождения) и недоразвитием
(разнообразные формы умственной отсталости). Ретардация может быть либо тотальной,
либо частичной, когда проявляется незрелость отдельных функций, сторон психики,
навыков чтения, письма или свойств личности.

Задержка психического развития представляет собой группу
расстройств, которые могут быть различными по этиологии, патогенезу и
клиническим представлениям, выражающиеся в состоянии легкой интеллектуальной
недостаточности, занимающее среднее положение между олигофренией и
интеллектуальной нормой
[5].

Основными особенностями задержки психического
развития
является то, что она проявляется в
снижении темпа развития, однако, при работе с которой возможна положительная
динамика, вплоть до выравнивания, достижения возрастной нормы. При этом признаки
нарушения зачастую обнаруживаются только при подготовке к поступлению в школу,
и отставание при
задержке психического развития может проявляться не обязательно во
всех сферах
[3].

Определим причины отставания в развитии, среди которых
следует выделить следующие:

·                  
Органические
повреждения;

·                  
Функциональная
недостаточность центральной нервной системы;

·                  
Нарушения
во внутриутробном развитии либо во время родов;

·                  
Хронические
соматические заболевания;

·                  
Длительная
депривация.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы