Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коррекционно педагогическая работа дефектолога по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 8

1.1. Основные подходы к изучению эмоциональной сферы личности 8

1.2. Специфика развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР 13

1.3. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития 18

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22

2.1. Организация и методы исследования 22

2.2. Методика проведения игр в развитии эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития 24

2.3. Результаты исследования и рекомендации по использованию игр в развитии эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психологического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о своём самочувствии, желаниях, нуждах. [13] Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности.

Дошкольный возраст – самый главный этап, который закладывает основу эмоциональной сферы ребенка. [10] Он является периодом приобщения к миру общечеловеческих ценностей. Это время установления первых отношений с людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального состояния и поступков других людей формирует у ребенка эмпатию. [15] Одной из важных характеристик личности ребёнка с задержкой психического развития (далее – ЗПР) является незрелость его эмоциональной сферы. [25]

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО) указаны требования к содержанию коррекционной работы и/или инклюзивного образования, где одним из направления работы является обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы. Также, одним из направлений является освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [32].

У ребёнка с ЗПР наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта.

Комплексное изучение ЗПР развернулось в отечественной дефектологии в 60-е гг. Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с нормативно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики. Проблема ЗПР у детей всесторонне изучалась. В исследованиях М.С. Певзнер [20], В.И. Лубовского [30], Е.М. Мастюковой [16] и других ученых был уточнен клинический состав данной нозологии. В психолого-педагогических исследованиях были изучены психологические особенности детей, особенности формирования у них различных представлений, знаний и навыков (В.И. Лубовский, [30]; Е.А. Стреблева, [31] Н.М. Фишман [33]).

Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования отечественных ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы (Т. А. Власова [6], М.С.Певзнер [20] и др.).

В отечественной психологии накоплен обширный опыт, позволяющий рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Л.И. Божович[2], Г.И. Жаренкова[8], К.Э. Изард[9], Е.И. Изотова [10] и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Однако, практический опыт и программы, которые нацелены на формирование и развитие эмоциональной сферы дошкольников, которые предлагают В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева [30]., в том числе и для детей с ЗПР, показывают, что в основном используются игры, упражнения, различные этюды.

Именно поэтому актуально использование игр в развитии эмоциональной сферы детей с ЗПР.

Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать содержание коррекционно – педагогической работы дефектолога по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности.

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР.

Предмет исследования: методы и приёмы развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности.

Исходя из цели, объекта, предмета, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР.

3. Раскрыть методы и приёмы развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

4. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

5. Разработать содержание коррекционно – педагогической работы дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

6. Разработать методические рекомендации по развитию эмоциональной сферы у детей с ЗПР в процессе игровой деятельности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация; эмпирические — педагогический эксперимент, диагностический метод, наблюдение.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Волчок», город Сургут.

Структура курсовой работы. Курсовая работа содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей; устойчивостью и специфичностью страхов; трудностями в передаче эмоций мимическими средствами;

• самооценка детей с ЗПР ниже, чем у нормально развивающихся сверстников;

• мотивация на успех у детей с ЗПР снижена, более остро воспринимают неудачи.

Итак, эмоционально-волевая сфера у детей с задержкой психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Эти особенности необходимо учитывать дефектологу при развитии эмоциональной сферы таких детей с помощью игр.

Из диагностики видно, что у большинства детей преобладает средний и низкий уровень эмоционального развития. У этих детей отсутствует выразительная мимика, представление об эмоциях, выразительность эмоциональных проявлений. Словами такие дети эмоциональное проявление выразить не могут. По графическому изображению эмоции людей затрудняются определить У каждого ребенка свой уровень эмоционального состояния, поэтому в следующем параграфе будет приведено содержание сборника сюжетно – ролевых игр для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

В практической части нашей работы был разработан комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для эмоционального развития ребенка педагоги дошкольной организации должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе организации сюжетно-ролевых игр. Таким образом, эмоциональное развитие у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при определенных условиях, а именно в проведении сюжетно-ролевых игр, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

1.1. Основные подходы к изучению эмоциональной сферы личности

Проблеме исследования эмоциональной сферы придавалось большое значение ввиду того, что именно в этой сфере развиваются такие важные качества личности, как чуткость в отношении к другим людям, их переживаниям, собственное эмоциональное самоощущение, которое отражает целостное отношение человека к миру.

Встречаются два подхода к пониманию эмоций, а именно, «эмоции» и «чувства» как синонимы одного значения [32].

В частности, Е.П. Ильин указывает на то, что чувства являются продуктом развития элементарных эмоций. В то же время в других работах эмоции, чувства и переживания рассматриваются как разные по значению [11].

В частности, Л.И. Божович отмечает, что эмоции и чувства детей органически связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не тождественны, ведь эмоция – это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности, а чувства – это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции – радость, любовь, гордость, печаль, гнев, стыд и др [2].

Разделяя точку зрения ученого, Е.П. Ильин добавляет, что эмоциональная сфера является интегрированным образованием, в состав которого входят не только эмоции, чувства, но и эмоциональные состояния, и определяет их как специфический вид психического состояния, проявление эмоционального явления в форме настроения, аффекта, страсти, фрустрации, стресса [11].

На сегодня нет четкого определения понятия «эмоциональная сфера». По мнению Е.П Ильина, эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональное состояние (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоционально устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно четкие дифференцирующие признаки [11].

Эмоциональную сферу В.М. Минаева интерпретирует как целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни [17].

Эмоциональная сфера осуществляет активацию, мотивацию и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, которые решают простые и сложные адаптационные задачи [17]. Основу эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Впрочем, большинство ученых эмоциональную сферу рассматривают как одну из основных регуляторных систем, обеспечивающую активные формы жизнедеятельности организма [17].

Эмоциональная сфера рассматривалась в рамках следующих подходов:

1. В контексте мотивационного подхода эмоциональное развитие считается основной стороной формирования личности, поскольку эмоции связаны с важными мотивационными процессами, потребностями и их удовлетворением. Рассматривает их как систему К.Э. Изард и трактует эмоции как сложный психический процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживающие аспекты. По мнению ученого, вследствие врожденных механизмов, лежащих в их основе, некоторые эмоции, организованные иерархически [9].

2. Сторонники когнитивного подхода доминирующую роль в эмоциональном развитии личности отдают когнитивным процессам, которые обеспечивают обработку эмоциональной информации В когнитивных теориях эмоция рассматривается как система сигналов о нарушениях психической деятельности субъекта, то есть сигнальной функции эмоций. Однако это назначение эмоций не выполняется самостоятельно, а осуществляется во взаимосвязи с другими функциями [20].

3. Значительное внимание представителей деятельностного подхода уделялось изучению взаимосвязи эмоций и мышления. Так, А. Валлон эмоции и мышление рассматривал как тесно связанные между собой, однако принципиально разные процессы. Связь мышления и эмоций объясняется тем, что давние эмоции были предшествующей формой мышления, выполнявшей простейшие жизненно необходимые его функции. То есть, по мнению автора каждая человеческая эмоция является аналогом логического оценочного суждения о предмете или явлении [4].

В контексте деятельностного подхода эмоциональная сфера соотносится с понятием эмоционального развития, заключающимся в закономерном (последовательном) формировании личностных и эмоциональных новообразований

4. С позиций психодинамического подхода понятие эмоциональная сфера интерпретируется неоднозначно: в различных концепциях эмоции представлены в конструктивных и деструктивных значениях, а следовательно, могут рассматриваться в альтернативных диагностических позициях [3].

По классификации В.С. Мухиной к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции, которые включены во все психические процессы и состояния человека. То есть любые проявления ее активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [18].

В научных трудах А.А. Реана выделено три уровня разнообразных проявлений эмоциональной сферы личности[23].

К первому уровню, ученый относит органической аффективно-эмоциональную чувствительность, что связано с физическими ощущениями удовольствия-неудовольствия, обусловленными органическими потребностями, которые могут быть как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).

Ко второму, более высокому уровню эмоциональных проявлений, относятся предметные чувства (эмоции), соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Предметность чувств находит свое выражение в зависимости от предметной сферы, к которой принадлежат, ‒ интеллектуальные, эстетические и моральные. Это уровень осознанного переживания отношения человека к миру.

К третьему уровню, относятся обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство высокого, трагического и т.д. Обобщенные чувства отражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. В качестве первичного инструмента опосредования эмоции есть предметное поле (то есть человек учится управлять собственными переживаниями через овладение их предметами) [33].

Сложность структуры эмоциональной сферы в условиях нормального развития находит свое отражение в исследованиях Е.И. Изотовой, где комплексное представление об эмоциях определено как динамическое образование аффективно-когнитивных компонентов: когнитивная составляющая представлена совокупностью знаний об эмоциональной жизни человека (причины эмоций и эмоциогенных ситуаций, экспрессивный эталон эмоций разных модальностей, содержание различных эмоциональных переживаний), а аффективная – знаком и интенсивностью эмоционального отношения ребенка [22].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы