Курсовая с практикой на тему Коррекционно педагогическая работа дефектолога по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 8
1.1. Основные подходы к изучению эмоциональной сферы личности 8
1.2. Специфика развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР 13
1.3. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Методика проведения игр в развитии эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития 24
2.3. Результаты исследования и рекомендации по использованию игр в развитии эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Актуальность исследования. Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психологического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о своём самочувствии, желаниях, нуждах. [13] Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности.
Дошкольный возраст – самый главный этап, который закладывает основу эмоциональной сферы ребенка. [10] Он является периодом приобщения к миру общечеловеческих ценностей. Это время установления первых отношений с людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального состояния и поступков других людей формирует у ребенка эмпатию. [15] Одной из важных характеристик личности ребёнка с задержкой психического развития (далее – ЗПР) является незрелость его эмоциональной сферы. [25]
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО) указаны требования к содержанию коррекционной работы и/или инклюзивного образования, где одним из направления работы является обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы. Также, одним из направлений является освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [32].
У ребёнка с ЗПР наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта.
Комплексное изучение ЗПР развернулось в отечественной дефектологии в 60-е гг. Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с нормативно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики. Проблема ЗПР у детей всесторонне изучалась. В исследованиях М.С. Певзнер [20], В.И. Лубовского [30], Е.М. Мастюковой [16] и других ученых был уточнен клинический состав данной нозологии. В психолого-педагогических исследованиях были изучены психологические особенности детей, особенности формирования у них различных представлений, знаний и навыков (В.И. Лубовский, [30]; Е.А. Стреблева, [31] Н.М. Фишман [33]).
Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования отечественных ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы (Т. А. Власова [6], М.С.Певзнер [20] и др.).
В отечественной психологии накоплен обширный опыт, позволяющий рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Л.И. Божович[2], Г.И. Жаренкова[8], К.Э. Изард[9], Е.И. Изотова [10] и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Однако, практический опыт и программы, которые нацелены на формирование и развитие эмоциональной сферы дошкольников, которые предлагают В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева [30]., в том числе и для детей с ЗПР, показывают, что в основном используются игры, упражнения, различные этюды.
Именно поэтому актуально использование игр в развитии эмоциональной сферы детей с ЗПР.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать содержание коррекционно – педагогической работы дефектолога по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР.
Предмет исследования: методы и приёмы развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности.
Исходя из цели, объекта, предмета, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР.
3. Раскрыть методы и приёмы развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
5. Разработать содержание коррекционно – педагогической работы дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по развитию эмоциональной сферы у детей с ЗПР в процессе игровой деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация; эмпирические — педагогический эксперимент, диагностический метод, наблюдение.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Волчок», город Сургут.
Структура курсовой работы. Курсовая работа содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
Заключение:
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
• эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей; устойчивостью и специфичностью страхов; трудностями в передаче эмоций мимическими средствами;
• самооценка детей с ЗПР ниже, чем у нормально развивающихся сверстников;
• мотивация на успех у детей с ЗПР снижена, более остро воспринимают неудачи.
Итак, эмоционально-волевая сфера у детей с задержкой психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Эти особенности необходимо учитывать дефектологу при развитии эмоциональной сферы таких детей с помощью игр.
Из диагностики видно, что у большинства детей преобладает средний и низкий уровень эмоционального развития. У этих детей отсутствует выразительная мимика, представление об эмоциях, выразительность эмоциональных проявлений. Словами такие дети эмоциональное проявление выразить не могут. По графическому изображению эмоции людей затрудняются определить У каждого ребенка свой уровень эмоционального состояния, поэтому в следующем параграфе будет приведено содержание сборника сюжетно – ролевых игр для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
В практической части нашей работы был разработан комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для эмоционального развития ребенка педагоги дошкольной организации должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе организации сюжетно-ролевых игр. Таким образом, эмоциональное развитие у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при определенных условиях, а именно в проведении сюжетно-ролевых игр, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1. Основные подходы к изучению эмоциональной сферы личности
Проблеме исследования эмоциональной сферы придавалось большое значение ввиду того, что именно в этой сфере развиваются такие важные качества личности, как чуткость в отношении к другим людям, их переживаниям, собственное эмоциональное самоощущение, которое отражает целостное отношение человека к миру.
Встречаются два подхода к пониманию эмоций, а именно, «эмоции» и «чувства» как синонимы одного значения [32].
В частности, Е.П. Ильин указывает на то, что чувства являются продуктом развития элементарных эмоций. В то же время в других работах эмоции, чувства и переживания рассматриваются как разные по значению [11].
В частности, Л.И. Божович отмечает, что эмоции и чувства детей органически связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не тождественны, ведь эмоция – это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности, а чувства – это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции – радость, любовь, гордость, печаль, гнев, стыд и др [2].
Разделяя точку зрения ученого, Е.П. Ильин добавляет, что эмоциональная сфера является интегрированным образованием, в состав которого входят не только эмоции, чувства, но и эмоциональные состояния, и определяет их как специфический вид психического состояния, проявление эмоционального явления в форме настроения, аффекта, страсти, фрустрации, стресса [11].
На сегодня нет четкого определения понятия «эмоциональная сфера». По мнению Е.П Ильина, эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональное состояние (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоционально устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно четкие дифференцирующие признаки [11].
Эмоциональную сферу В.М. Минаева интерпретирует как целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни [17].
Эмоциональная сфера осуществляет активацию, мотивацию и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, которые решают простые и сложные адаптационные задачи [17]. Основу эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Впрочем, большинство ученых эмоциональную сферу рассматривают как одну из основных регуляторных систем, обеспечивающую активные формы жизнедеятельности организма [17].
Эмоциональная сфера рассматривалась в рамках следующих подходов:
1. В контексте мотивационного подхода эмоциональное развитие считается основной стороной формирования личности, поскольку эмоции связаны с важными мотивационными процессами, потребностями и их удовлетворением. Рассматривает их как систему К.Э. Изард и трактует эмоции как сложный психический процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживающие аспекты. По мнению ученого, вследствие врожденных механизмов, лежащих в их основе, некоторые эмоции, организованные иерархически [9].
2. Сторонники когнитивного подхода доминирующую роль в эмоциональном развитии личности отдают когнитивным процессам, которые обеспечивают обработку эмоциональной информации В когнитивных теориях эмоция рассматривается как система сигналов о нарушениях психической деятельности субъекта, то есть сигнальной функции эмоций. Однако это назначение эмоций не выполняется самостоятельно, а осуществляется во взаимосвязи с другими функциями [20].
3. Значительное внимание представителей деятельностного подхода уделялось изучению взаимосвязи эмоций и мышления. Так, А. Валлон эмоции и мышление рассматривал как тесно связанные между собой, однако принципиально разные процессы. Связь мышления и эмоций объясняется тем, что давние эмоции были предшествующей формой мышления, выполнявшей простейшие жизненно необходимые его функции. То есть, по мнению автора каждая человеческая эмоция является аналогом логического оценочного суждения о предмете или явлении [4].
В контексте деятельностного подхода эмоциональная сфера соотносится с понятием эмоционального развития, заключающимся в закономерном (последовательном) формировании личностных и эмоциональных новообразований
4. С позиций психодинамического подхода понятие эмоциональная сфера интерпретируется неоднозначно: в различных концепциях эмоции представлены в конструктивных и деструктивных значениях, а следовательно, могут рассматриваться в альтернативных диагностических позициях [3].
По классификации В.С. Мухиной к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции, которые включены во все психические процессы и состояния человека. То есть любые проявления ее активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [18].
В научных трудах А.А. Реана выделено три уровня разнообразных проявлений эмоциональной сферы личности[23].
К первому уровню, ученый относит органической аффективно-эмоциональную чувствительность, что связано с физическими ощущениями удовольствия-неудовольствия, обусловленными органическими потребностями, которые могут быть как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).
Ко второму, более высокому уровню эмоциональных проявлений, относятся предметные чувства (эмоции), соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Предметность чувств находит свое выражение в зависимости от предметной сферы, к которой принадлежат, ‒ интеллектуальные, эстетические и моральные. Это уровень осознанного переживания отношения человека к миру.
К третьему уровню, относятся обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство высокого, трагического и т.д. Обобщенные чувства отражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. В качестве первичного инструмента опосредования эмоции есть предметное поле (то есть человек учится управлять собственными переживаниями через овладение их предметами) [33].
Сложность структуры эмоциональной сферы в условиях нормального развития находит свое отражение в исследованиях Е.И. Изотовой, где комплексное представление об эмоциях определено как динамическое образование аффективно-когнитивных компонентов: когнитивная составляющая представлена совокупностью знаний об эмоциональной жизни человека (причины эмоций и эмоциогенных ситуаций, экспрессивный эталон эмоций разных модальностей, содержание различных эмоциональных переживаний), а аффективная – знаком и интенсивностью эмоционального отношения ребенка [22].