Курсовая с практикой на тему Коррекционная работа по формированию и развитию связанной речи у детей с моторной алалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития
связанной речи у детей с моторной алалией. 5
1.1. Речевое развитие в онтогенезе. 5
1.2. Сущность понятия моторной алалии. Особенности связной
речи детей с моторной алалией. 10
1.3. Специфика формирования и развития связанной речи у
детей с моторной алалией. 14
Глава 2. Методические основы формирования и развития
связанной речи у детей с моторной алалией. 20
2.1. Методика формирования и развития связанной речи у
детей с моторной алалией 20
2.2. Средства формирования и развития связанной речи у
детей с моторной алалией 25
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 31
Введение:
Актуальность
исследования. Одним из самых сложных речевых нарушений,
при котором ребенок практически лишен языковых средств общения, является алалия
(от греч. А – нету, lalio – говорить) – отсутствие или грубое недоразвитие
речи, возникающее в результате органического поражения речевых зон коры
головного мозга и сопровождающееся трудностями в использовании (моторная форма)
или понимании (сенсорная форма) речевых высказываний.
Преодоление алалии без
длительной целенаправленной логопедической помощи невозможно. Исследователи
по-разному классифицируют алалии, но, в основном, опираются на специфические
механизмы и патогенез речевых нарушений. По мнению Г.А. Беловой-Давид,
Г. Гуцман, Р. Коэна, Н.М. Трауготт и др. механизмом нарушения
речи при афферентной моторной алалии является кинестетическая апраксия
(недостаточная точность отдельных произвольных движений), при эфферентной –
кинетическая (недостаточная плавность автоматизированных двигательных навыков).
При рассмотрении алалий Е.Ф. Соботович принимала во внимание
психолингвистическую структуру и механизмы речевой деятельности. На этой основе
она разделила моторную алалию на две формы: первая, для которой характерно преобладание
нарушения парадигматической системы языка (целостность); вторая, для которой
характерно преобладание синтагматической системы языка (последовательность
языковых единиц).
Изучением механизмов и
симптоматики алалии занимались такие выдающиеся ученые, как Г. Гуцман, М. Богданов-Березовский,
М. Трауготт, Р. Левина, Е. Соботович, М. Шеремет, В. Тищенко,
Н. Сичкарчук и другие. Однако на сегодняшний день вопрос формирования и
развития связанной речи у детей с моторной алалией остается не до конца
раскрытым.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью
коррекционной работы по формированию и развитию связанной речи у детей с
моторной алалией.
Объектом
исследования является связная речь у детей с моторной
алалией.
Предметом
исследования является коррекционная работа по
формированию и развитию связанной речи у детей с моторной алалией.
Целью
исследования является определение особенностей
коррекционной работы по формированию и развитию связанной речи у детей с
моторной алалией.
Достижение поставленной
цели предполагает решение следующих задач:
1. Описать речевое
развитие в онтогенезе.
2. Раскрыть сущность
понятия моторной алалии и рассмотреть особенности связной речи детей с моторной
алалией.
3. Рассмотреть специфику
формирования и развития связанной речи у детей с моторной алалией
4. Предложить методику
формирования и развития связанной речи у детей с моторной алалией
5. Выделить средства
формирования и развития связанной речи у детей с моторной алалией.
Методы исследования:
– анализ литературы по
теме исследования;
– синтез и обобщение;
– теоретическое
конструирование.
Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Развитие речи дошкольника
– это та составляющая процесса его формирования, без которой невозможно
дальнейшее обучение в школе, поскольку речь непосредственно влияет на развитие
интеллектуальной сферы личности.
Алалия – функциональное
нарушение тех центров и путей головного мозга, которые ответственны за
состояние речи, главным образом, это нарушение координации артикуляционных
движений. Этиология алалии чаще носит комплексный характер. В контексте
логопедии нейропсихологический подход является продуктивным и перспективным,
благодаря возможности интеграции педагогической деятельности и
нейропсихологических компетенций, используемых в логопедической работе. Такая
интеграция является значимой, поскольку позволяет при анализе особенностей
ребенка и квалификации его речевого статуса выявить механизмы и внутреннее
содержание тех процессов, которые традиционными логопедическими подходами
определяются по их внешним, симптоматическими проявлениями.
Методика формирования и развития связанной речи
у детей с моторной алалией должна основываться на учете педагогами системного
характера нарушений, использовании логоритмических занятий.
Также нами были разработаны рекомендации для
родителей, которые состоят в том, что работу с детьми необходимо проводить
постоянно, ненавязчиво, необходимо создавать положительный эмоциональный фон и
пр.
Средствами формирования и развития связанной речи у детей с моторной
алалией являются: двигательная релаксация; музыкально-спортивные игры и упражнения;
психоэмоциональная и соматическая (физически) релаксация; вокалотерапия
(пение); игра на детских шумовых и музыкальных инструментах и ритмичная
декламация; рецептивное (чувственное) восприятия музыки; музыкорисование;
двигательная драматизация под музыку; игра с игрушками; сказкотерапия;
рисование под музыку; театрализация; упражнения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития
связанной речи у детей с моторной алалией 1.1. Речевое развитие в онтогенезе Процесс развития речи
носит онтогенетический характер и происходит параллельно с физическим и
умственным развитием и служит показателем общего психофизического развития [8]. В связи с этим выявление речевой
патологии требует знаний особенностей онтогенеза речевого развития [1].
Согласно мнения Г. Розенгарда-Пупко
[20], в процессе формирования речи
выделяются два периода: 1) первый период ‒ подготовительный (до 2 лет); 2) второй
период определяется как период самостоятельного становления речи (от 2 лет и
далее).
А. Леонтьев в своих
исследованиях выделил четыре периода речевого развития [11], которые представлены на схеме ниже
(Рисунок 1): Рисунок 1. Периоды речевого развития
за А. Леонтьевым