Курсовая с практикой Иностранные языки Лингвистика

Курсовая с практикой на тему Корпусное исследование лексической сочетаемости лексемы «мозг» в научных текстах русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ЗНАЧЕНИИ СЛОВА 5
1.1. Значение слова как лингвистический феномен 5
1.2. Типология словесных смыслов и значений 6
ГЛАВА 2. СОЧЕТАЕМОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНЫХ КОНТЕКСТОВ 8
2.1. Понятие о словесной сочетаемости в лингвистике 8
2.2. Особенности сочетаемости лексемы «мозг» в русскоязычных научных текстах 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Смысловая структура знаменательного слова – это сочетание лексического значения (индивидуального) и тех абстрактных значений, которые характеризуют видоизменения его в связях с другими словами. Эти абстрактные значения, сопровождающие лексическое значение знаменательного слова в конкретном случае его употребления, называются грамматическими значениями.
Грамматическое значение, или граммема, или грамматическая сема, не является принадлежностью одного слова, оно объединяет грамматически целые группы и классы слов. Например, разные по лексическому значению существительные стол, дуб, ковер, солдат, герой имеют одинаковые грамматические значения: именительного падежа, единственного числа, выражающие принадлежность к мужскому роду. Эти и все другие существительные объединяются также в одном классе слов с общим значением предметности. Итак, грамматическое значение относится к лексическому как общее к частному.
Грамматика оперирует только общими грамматическими значениями, которые формируются в каждом классе слов на основе возможных функций слова в конкретных условиях употребления его в предложении.
Необходимость исследования функционирования грамматических значений в современном русском языке обусловливает актуальность темы работы.
Цель работы: исследование особенностей сочетаемости лексемы «мозг» в русскоязычном научном тексте.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
— определить сущностные характеристики лексической сочетаемости;
— выявить и охарактеризовать социально-культурные факторы лексической сочетаемости.
Объектом исследования являются лексические значения современного русского языка.
Предметом исследования являются особенности лексической сочетаемости слова «мозг» в русскоязычном научном тексте в современном русском языке.
Методы исследования: культурно-исторический, структурный, компаративный.
Практическое значение результатов работы состоит в возможности их использования в дальнейших исследованиях, посвященных проблеме русской грамматики.
Структура исследования отвечает его цели и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Грамматические значения, как и лексические, обнаруживаются в словах, ставших объектами изучения различных лингвистических дисциплин, однако по сравнению с лексическими значениями, которые являются конкретными в каждом случае употребления, грамматические значения абстрактные, общие, они органично входят в семантический план любого слова и обязательно сопровождают и поддерживают его в грамматической системе.
По принципу обобщения в пределах каждой части речи объединяются разные слова по признаку именно грамматического значения – рода, числа, падежа (в существительных), времени, способа, лица (в глаголах). Способом выражения грамматического значения слова является понятие, обозначаемое термином «грамматическая форма», то есть речь идет о грамматическом видоизменении слова, его морфологической разновидности. Грамматические формы выступают лишь в сопоставлении двух или нескольких слов между собой в определенном отношении, что и составляет содержание того или иного грамматического значения.
Смысловая структура знаменательного слова – это сочетание лексического значения (индивидуального) и тех абстрактных значений, которые характеризуют видоизменения его в связях с другими словами. Эти абстрактные значения, сопровождающие лексическое значение знаменательного слова в конкретном случае его употребления, называются грамматическими значениями.
В данной работы мы рассмотрели возможности сочетаемости лексемы «мозг» в русскоязычном научном тексте на примере статьи «Человеческий мозг как фрактальная голограмма внешнего нелинейного мира». В русскоязычном научном дискурсе лексема мозг тяготеет к намного более частотному сочетанию с другими существительными, при которых она выполняет объектную функцию. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ЗНАЧЕНИИ СЛОВА

1.1. Значение слова как лингвистический феномен
В процессе изучения и понимания окружающего мира в сознании человека формируются концепты и категории, как результат классификационной деятельности. Концепты и категории это конечные результаты данных процессов концептуализации и категоризации, которые лежат в основе когнитивных способностей человека.
Некоторые ученые акцентируют внимание на том, что понятие «концепт» берет свое начало в сфере математики 80-х годов, откуда успешно перешло в направления лингвистики и литературы. Капустина С.В. же в своей монографии говорит что история термина «концепт» представляет собой «связующее звено» между эпохами Средневековья и Миллениума». В связи с этим литературовед предлагает периодизацию развития концепт-теории.
Первым этапом выделено зарождение понятия. Своим происхождением оно обязано концептуальному направлению философии, сформированному на трудах П.Абеляра. Второй этап развития концептологии связан с трудами В.С. Библера, Н.А. Бердяева. Третий этап охватывает конец ХХ-начало ХХΙ веков, когда концепт уже исследуется не только в философии, но в широком ряде гуманитарных дисциплин.
Н.Д. Арутюнова определяет концепт как понятие практической философии, которое есть результатом взаимодействия традиции, фольклора, идеологии, жизненного опыта, религии, понимания искусства и набора ценностей. Концепты формируют «своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром».
Для А.А. Залевской концепт – это «спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека».
В.И. Карасик определяет концепты как базовые культурные образования , выражающие объективное содержание слов, участвующие в различных сферах бытия человека.
Основоположником семантико-когнитивного направления является
Е.С. Кубрякова. По ее мнению концепт – это «единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека». Также Е.С. Кубрякова называет концепт содержательной единицей памяти, отраженной в психике человека.
В современном литературоведении остается актуальной проблема соотношения концепта и лексического значения слов. О соотношении этих понятий впервые поднял вопрос С.А. Аскольдов. На современном этапе исследований данная проблема освещена в работах З.Д. Поповой, В.В. Колесова, И.А. Стернина.
Концептуально-культурологическое течение в литературоведении в соответствии с исследованиями ученых-литературоведов изучает концепт через призму слова: по их мнению, за каждым именем – знаком – словом стоит именно концепт. Следовательно, ученые исследуют художественное произведение как систему знаков – текст, который отражает индивидуальное сознание автора. Вместе с тем концепт художественных произведений стал предметом исследования и в литературоведении, где это понятие имеет не только особенное наполнение, но и особую сферу существования. Это положение делает актуальным исследование, основанное на необходимости определения концепта как категории литературоведения и, соответственно, пояснение острой необходимости его подробного использования в литературоведении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы