Курсовая с практикой на тему Корпоративная социальная ответственность бизнеса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества 7
1.1. Понятие и виды КСО 7
1.2. Виды КСО 10
1.3. Принципы формирования КСО 12
1.4. Преимущества реализации КСО 14
Глава 2. Сравнительный анализ западных и российских моделей КСО 17
2.1. Западные модели КСО 17
2.2. Опыт использования КСО российскими компаниями 22
2.3. Концепция развития КСО в России 25
Заключение 32
Список используемых источников 36
Приложения 39
Введение:
Одной из наиболее острых и актуальных проблем социально-экономического развития, стоящих в современных условиях перед Российской Федерацией, является максимально полное использование потенциальных возможностей всех видов экономических ресурсов и управления ими для обеспечения выхода нашей страны на траекторию устойчивого экономического роста, продолжения структурной перестройки и модернизации экономики, повышения эффективности ее функционирования. Безусловно, все это возможно только на основе ее дальнейшего совершенствования с учетом достижений, имеющихся в мировой хозяйственной системе и распространения принципов социальной ответственности бизнеса среди российских организаций при безусловном обеспечении защиты национальных интересов и проведении государством и его органами соответствующей социально-экономической политики.
Особая актуальность, теоретическое и прикладное значение исследования повышения эффективности функционирования предпринимательского сектора (бизнеса) на основе внедрения (использования) на практике принципов корпоративной социальной ответственности обусловлены рядом факторов.
Во-первых, все еще сохраняется актуальность проблемы преодоления обострившихся в 2014–2019 годах кризисных явлений и диспропорций в во многих отраслях экономики Российской Федерации, продолжения ее структурной перестройки, усиления социальной функции в деятельности хозяйствующих субъектов и государства.
Во-вторых, следует учитывать то, что успех социальных преобразований в обществе возможен только тогда, когда в них осознанно и ответственно заинтересованы и участвуют наиболее значимые общественные силы (государство, бизнес, общество в целом, а также его отдельные слои, группы или объединения).
В-третьих, если взаимодействие разнообразных экономических, политических, социальных субъектов имеет в своей основе принципы социального партнерства, то это неизбежно способствует созданию необходимых предпосылок для устойчивого поступательного развития государства.
В-четвертых, по мере усиления значимости неэкономических факторов, способствующих устойчивости общественного развития (например, таких, как экологическая безопасность, социальная стабильность и др.), актуализируются теоретические и прикладные аспекты социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности (бизнеса).
В-пятых, актуальность нашего исследования обусловлена также усилением процессов глобализации, в результате которых возрастает влияние крупнейших компаний на экономическое развитие. В этих условиях национальные государства, проводя свою регулирующую политику, неизбежно будут уступать мощному давлению международных (транснациональных) компаний, в том числе в части экономической независимости и социальной политики. Противостояние указанной тенденции возможно только при осуществлении согласованных действий, обеспечивающих достижение показателей социальной ответственности, соответствующих международным стандартам и принципам в сфере устойчивого развития.
Глобализация товарных и финансовых рынков, их превращение из национальных в мировые, предопределяет для хозяйствующих субъектов потребность во внедрении нововведений в самых различных областях их деятельности: в технике и технологиях, в организации труда и управлении и др. Сегодня они должны основываться на использовании передовых достижений управленческой науки и реальной практики. Пожалуй, центральным элементом всех этих проявлений выступает интеллектуальный капитал, что обусловливает особый формат требований к качеству рабочей силы и мотивации работников.
В этой связи научно обоснованный подход при решении управленческих проблем позволяет создать в организации благоприятные социально-психологические условия, положительным образом повлиять на эффективное развитие и укрепление деловых отношений со всеми заинтересованными сторонами, своевременно предотвратить (нейтрализовать) проявления социальной напряженности, конфликтов, не нарушая при этом базовых принципов экономической эффективности.
Учитывая все изложенные обстоятельства, целью данной курсовой работы является комплексное и всестороннее исследование феномена корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) в современных корпорациях.
Поскольку сформулированная подобным образом исследовательская цель крайне широка, необходимо ее детализировать в ряде конкретных задач, а именно:
раскрыть содержание КСО как распространенного явления в системе современного управления (менеджмента);
представить развернутую классификацию и характеристику видов КСО;
определить базовые принципы формирования КСО;
выявить преимущества реализации КСО;
рассмотреть зарубежный опыт реализации КСО;
выполнить анализ опыта использования КСО российскими компаниями;
рассмотреть концепции развития КСО в России
обозначить возможные направления совершенствования КСО и пути повышения эффективности в деятельности российских компаний.
Объектом данной работы является феномен корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса, а ее предметом – возможные пути (направления) повышения эффективности управления на основе внедрения принципов КСО в деятельности современных организаций (корпораций).
Заключение:
По итогам проведенного исследования можно сформулировать следующие результирующие положения и выводы, в том числе касающиеся определения их значения для решения наиболее значимых задач теоретического и практического характера, связанных с повышением результативности и эффективности управления современными корпорациями в ходе реализации ими в процессе хозяйственной деятельности основополагающих принципов корпоративной социальной ответственности.
Как показало проведенное нами исследование, единое и общепринятое определение социальной ответственности корпораций (или, иначе, бизнеса) в мировой и российской практике отсутствует. Это приводит к тому, что в научной литературе приводится огромное количество альтернативных трактовок данного понятия, т.е. разные исследователи понимают этот термин по-своему. Подобная ситуация препятствует формированию и закреплению правильного его понимания в среде российских бизнесменов, а в конечном итоге – не позволяет отечественным компаниям стать по-настоящему социально ответственными.
В отечественных и зарубежных исследованиях отмечается, что наиболее значимым в понятии корпоративной социальной ответственности корпораций следует считать добровольность их вклада в социальную сферу, т.е. по сути, вне рамок определенного законом минимума. В этом контексте исследование феномена КСО крайне актуально, ибо оно позволяет предпринять попытку выполнить анализ соответствия перспективных для бизнеса направлений социальной ответственности и реальных ориентаций отечественного предпринимательства. Осуществление бизнеса, основанного на принципах концепции КСО, реально позволяет избежать трансформации тех или иных социальных проблем в глубокий кризис, который может крайне негативным образом сказаться на судьбе конкретной компании.
Происходящая трансформация отношения со стороны субъектов бизнеса к социальной и экологической ответственности обусловлена, в первую очередь, возрастающей заинтересованностью самого бизнеса в обеспечении стабильности и устойчивости социальных отношений, поскольку всякая бизнес-структура выступает как социальная организация, в основе которой должна лежать система жизненных ценностей. Если разрушить какую-либо одну из составляющих этой системы жизненных ценностей, то может разрушиться и сама организация. В этой связи любая бизнес-структура должна стараться всячески оберегать сложившуюся систему жизненных ценностей посредством нейтрализации любых возможных отклонений от принятых социальных норм, выступающих выразителями ценностей самого бизнеса, и потому должна признать руководящие принципы, установленные обществом
Сложившийся на сегодня круг зарубежных моделей КСО связан с ключевой дилеммой: либо бизнес самостоятельно определяет меру своего участия в развитие общества, либо официальные и неофициальные институты производят согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования, предъявляемые к бизнесу.
Рассмотренная нами американская модель КСО связана с инициированием непосредственно самими корпорациями и предполагает максимальную их самостоятельность в определении конкретных проявлений общественного вклада. При этом на законодательном уровне такая деятельность поощряется, в результате социальные инвестиции оказываются крайне выгодными и для бизнеса, и для общества. Инструментами стимулирования выступают соответствующие налоговые льготы или зачеты, при этом само по себе государственное регулирование КСО минимально. В европейской модель КСО в большей мере присутствует государство, т.е. она активизируется посредством внедрения системы мер государственного регулирования в этой сфере. Наконец, в британской модели КСО сочетаются элементы американской и европейской моделей, но при этом для нее характерно существенное привлечение государства и различных общественных институтов в процессы согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик КСО.
В Российской Федерации традиционно большое внимание уделяется вопросам КСО бизнеса как инструмента оказания помощи наиболее уязвленным в социальном плане слоям общества. Основными формами проявления КСО стали благотворительность, спонсорство и меценатство. Впрочем, постепенно наше общество начинает приходить к пониманию того, что социальная ответственность предполагает собой отнюдь не только благотворительность.
Неполное понимание целостной концепции КСО и традиционное желание как можно быстрее отчитаться перед государством о достигнутых успехах (даже если их нет) являют собой существенную угрозу для становления полноценной российской модели КСО. Зачастую она превращается в «показуху» или «фейк», ничего не имеющие общего с реальным содержанием концепции КСО.
Российская модель КСО в большой мере все еще ориентирована на государство, собственников бизнеса и персонал конкретных компаний, однако по мере «взросления» общества неизбежно произойдет вовлечение местных сообществ, потребителей и других стейкхолдеров. Подход к КСО в нашей стране должен иметь более широкий и более прагматичный характер.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества
1.1. Понятие и виды КСО
В историческом контексте идеологические основы для возникновения концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) возникли как ответная реакция бизнеса на нараставшее давление со стороны сторонников «левых настроений» и набиравшего мощь профсоюзного движения примерно в последней трети XIX века. Появившиеся в тот период институты гражданского общества предъявили к предпринимательскому сообществу требования о предоставлении определенных социальных гарантий рабочим, а также об обеспечении охраны их труда. В дальнейшем упадок разного рода профессиональных объединений в середине прошлого века вновь актуализировал для владельцев бизнеса проблему поддержания лояльного отношения и укрепления мотивации наемных работников . Это с новой силой возродило к жизни идеи КСО. Именно с этих пор данное понятие прочно закрепилось в теории и практике корпоративного управления в США.
Первый этап был связан с его распространением преимущественно на вопросы социального обеспечения персонала корпораций, а также оказания содействия местным органам власти в формах партнерской помощи и механизма спонсорской поддержки. Уже на этом этапе прослеживалось переплетение проявлений КСО с реализацией PR-функций .
С 1960-х годов опыт взаимодействия бизнеса и общества стал эволюционировать в особую форму социального контракта или «набора писаных и неписаных правил и положений», устанавливающих модели поведения различных элементов общества» . Основные из них следующие: