Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология образования

Курсовая с практикой на тему Копинг-стратегии у старших подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения копинг-стратегий у старших подростков 6
1.1 Представления отечественных и зарубежных ученых о копинг-стратегиях 6
1.2 Психологические особенности развития старших подростков 18
Глава 2. Эмпирическое исследование копинг-стратегий у старших подростков 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Результаты исследования 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 39

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы состоит в том, что зачастую условия жизнедеятельности индивида бывают экстремальными и провоцирующими развитие стресса. Это обусловлено различными политическими, социально-экономическими, экологическими, природными и др. факторами, негативно воздействующими на личность. Для совладания со стрессовыми ситуациями индивиду приходится вырабатывать так называемые копинг стратегии – поведение, направленное на сознательное овладение ситуацией для снижения стрессового воздействия.
Впервые термин «coping», от англ. «to cope» – успешно справиться, преодолевать, выдержать, совладать, был введен Г. Гартманом в 1958 году, который, формируя мысли З. Фрейда, показал потребность расширить исследование защитных механизмов изучением «свободных от конфликтов» способов разрешения человеком внутренних и внешних проблем». Позже название «coping» было использовано Л. Мэрфи в 1962 г. при исследовании способов преодоления детьми кризисов формирования. Закрепил данный термин А. Маслоу. Понятие копинга использовалось также в психологии стресса Р. Лазарусом, С. Фолкман и было определено как совокупность когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В российской психологии копинг-поведение переводят как психологическое преодоление стресса.
На сегодняшний день исследования копинга только начинают развиваться в различных прикладных аспектах психологической науки. Однако уже сейчас ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления человеком ситуаций в условиях неопределенных социальных условий жизни. Трактовка стратегий совладающего поведения в терминах отечественных и зарубежных теорий свидетельствует о том, что большинство отечественных авторов изучают совладающее поведение, связывая копинг с теми или иными личностными характеристиками – диспозиционный подход, в то время как ситуационные факторы совладания недостаточно изучены. Насущным является поиск новых методологических и технологических подходов. Недостаточно разработанными до настоящего времени являются существующие модели, основанные на социально-поддерживающих ресурсах среды.
Методологической базой исследования стали транзакциональная теория совладающего поведения – Р. Лазарус, С. Фолкман; отечественный подход к психологическому совладанию с трудными жизненными ситуациями – Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова; теории копинга в кризисных ситуациях – С.К. Нартова-Бочавер.
Объект исследования: процесс совладания со стрессовыми ситуациями.
Предмет исследования: особенности копинг-стратегий у старших подростков.
Цель исследования: выявить особенности копинг-стратегий у старших подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что наиболее характерными для старших подростков выступают такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы, принятие ответственности и поиск социальной поддержки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть представления отечественных и зарубежных ученых о копинг-стратегиях.
2. Представить психологические особенности развития старших подростков.
3. Подобрать диагностические методики, соответствующие цели исследования.
4. Выполнить эмпирическое исследование копинг-стратегий у старших подростков и проанализировать его результаты.
Методы исследования:
— анализ научной литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
— копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман;
— индикатор копинг-стратегий Д. Амирхана.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных эмпирических данных при составлении программы психологической коррекции совладающего поведения у учащихся в старшем подростковом возрасте.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема стресса является одной из наиболее фундаментальных для большинства отраслей психологии. Стресс – это объективная закономерность многих видов деятельности, оказывающая существенное влияние на личностное развитие и профессиональное становление субъекта, его качество жизни, соматическое и психическое здоровье. Стрессовые ситуации возникают в жизни каждого человека с завидной регулярностью. Способность человека управлять своим психоэмоциональным состоянием (стресс-совладающее поведение) позволяет справляться со стрессовыми ситуациями в относительно сжатые сроки и без вреда для психического здоровья. В связи с этим стресс-совладающее поведение выступает важным навыком для любого человека, поскольку позволяет ему оставаться активным, невзирая на стрессогенные условия.
По итогам выполнения курсовой работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить особенности копинг-стратегий у старших подростков.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены представления отечественных и зарубежных ученых о копинг-стратегиях;
— были представлены психологические особенности развития старших подростков;
— были подобраны диагностические методики, соответствующие цели исследования;
— было выполнено эмпирическое исследование копинг-стратегий у старших подростков и проанализированы его результаты.
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что наиболее характерными для старших подростков выступают такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы, принятие ответственности и поиск социальной поддержки.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения копинг-стратегий у старших подростков

1.1 Представления отечественных и зарубежных ученых о копинг-стратегиях

В рамках психологической науки при исследовании проблемы преодоления разнообразных ситуаций в жизни человека кроме термина «механизмы психологической защиты» используется так же понятие «копинг-механизмы» или «механизмы совладания» (с англ. coping – совладание). Данное понятие было внедрено в науку в 60-х годах прошлого века и использовалось для описания осознаваемых человеком стратегий борьбы с травмирующими ситуациями, а первую очередь со стрессом [3, c. 26-36].
Следовательно, базовым отличием «механизмов психологической защиты» от «механизмов совладания» выступает осознанность выбора «копинг-механизмов» в соответствии со временем и ситуацией.
Понятие «совладание» (копинг) стало широко использоваться в психологии с 1960-х гг. в связи с исследованием способов поведения личности в стрессовых ситуациях. Копинг изучался в рамках теории стресса (как механизм, направленный на его преодоление), в контексте адаптации (как деятельность человека по сохранению баланса между требованиями среды и внутренними ресурсами). На пересечении с идеями ситуационного подхода появилась область исследования совладания с трудными жизненными ситуациями.
На современном этапе развития психологической науки существуют определенные подходы к исследованию совладающего поведения. В качестве ведущих критериев при определении стратегий совладания в рамках зарубежной психологии принято считать направленность действий индивида, интенсивность совладания, адаптивность избираемых копингов и их модельные характеристики [30].
Возникновение термина «копинг» своими корнями уходит в 1962 год: именно тогда Л. Мэрфи [17] впервые использовал его при изучении проблемы преодолевания детьми кризисов развития. Впоследствии Р. Лазарус [13] оперировал этой терминологией при анализе событий, порождающих тревогу и в качестве осознанного совладания со стрессом. Стресс – термин для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры.
Первыми исследователями, предложившими ввести понятие «копинга» в психологию, были Р. Лазарус и С. Фолкман [13], которые создали соответственно дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их направленность на проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии, оперируя их равнозначной представленностью.
Проблемно-фокусированные стратегии ориентированы на рациональный анализ проблем, планирование разрешения проблем, что проявляется самостоятельным анализом ситуации, поиском информации и обращением к другим за поддержкой.
Эмоционально-фокусированные стратегии проявляются в эмоциональных реакциях на ситуацию, и направлены на то, чтобы отвлечься от проблемной ситуации путем ухода от действительности с помощью алкоголя, музыки, еды и т.д.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы