Курсовая с практикой на тему Копинг-стратегии и психологические особенности безработных
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Научно-теоретические подходы к изучению
копинг-поведения и психологических особенностей безработных. 7
1.1. Основные подходы к копинг-поведению.. 7
1.2. Психологические особенности безработных. 15
2. Результаты исследования проявления
копинг-поведения и психологические особенности личности в ситуации безработицы.. 27
2.1. Организация исследования. 27
2.2. Результаты исследования. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
Список литературы 51
Введение:
Практически каждый
человек в своей жизни переживал сильные стрессовые ситуации: обиды, потерю
близких, катастрофы и прочее. Исследования канадского физиолога Г. Селье
показали, что определенная степень стресса может быть даже полезным для личности,
так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к
изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он
перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и
физиологическим «поломкам» в организме. Высокий уровень психической
устойчивости к стрессам и эффективные способы его преодоления являются залогом
сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия
личности [2; 5].
Быстрые и весомые
социальные изменения значительно увеличивают число потенциальных факторов,
опасных для психологического здоровья человека, одним из которых является
безработица, которая провоцирует растерянность, депрессию, страх, ненужности,
потерю смысла жизни, изменение социального статуса, уровня жизни и социальных
связей, увеличение неорганизованного времени, непонимание значения собственной
активности в решении кризисной ситуации. Такая неблагоприятная жизненная
ситуация безработного, что сказывается на его психологическом самочувствии и
благополучии, заставляет определенным образом реагировать и преодолевать страх,
приспосабливаться к ситуации, искать новые возможности и перспективы
личностного развития. Но наряду с социальной нестабильностью общества,
особенностями рынка труда, становятся особенности копинг-поведения личности в
ситуации безработицы.
Проблема копинг-поведения
личности стала исследоваться в психологической науке в течение двадцати
последних лет. Необходимость обращения к данной проблеме обусловлена
интенсификацией жизнедеятельности людей, которая провоцирует возникновение в
них стрессовых состояний в различных жизненных ситуациях. Специфика поведения
человека в таких ситуациях может влиять на длительность неблагоприятных
условий; эмоциональное состояние, настроение; здоровье; работоспособность.
Сложные жизненные ситуации, неурядицы в профессиональной деятельности являются
главной причиной дисгармоничного развития личности, болезней, даже суицидов и
большая роль в предотвращении, ликвидации этих последствий возложена именно на
применение такого поведения. А умелое, правильное использование стратегий
копинг-поведения определяет дальнейшее гармоничное развитие личности,
способствует саморегуляции.
В широком смысле копинг
включает все виды взаимодействия субъекта с ситуацией, в частности, попытки
овладеть или смягчить, приспособиться или отклониться от требований стрессовой
ситуации. В узком смысле под копингом понимается стратегия и способ преодоления
человеком стрессовой ситуации. Изучение методологии копинга и копинг-поведения
является важной основой для разработки достоверных методов исследования, а
также для разработки технологий психологической поддержки человека в сложных
жизненных ситуациях. Ведь сегодня, несмотря на многочисленные исследования, в
научной литературе существуют определенные расхождения в понимании понятий
копинг, копинг-поведение и поэтому необходимо конкретизировать психологическое
содержание каждого из них. А детальное понимание методологической базы по
изучению проблемы копинг-поведения позволит четко понять его содержание и
сущность
Анализ последних
исследований и публикаций. Теоретико-методологическую основу исследования
составили: концепция Р. Лазаруса о роли когнитивных конструктов при изучении
копинг-стратегий [2]; общенаучная методология системного подхода к пониманию
личности (Л. Ф. Бурлачук, Г. С. Костюк, Б. Ф. Ломов, С. Д. Максименко, В. А.
Моляко, О. П. Санникова и др.); современные теоретические подходы и
эмпирические исследования по проблеме копинг-поведения (Л. И. Анциферова, О. Р.
Исаева, Б. Д. Карвасарский, т. Л.Крюкова, А. В. Поденко, А. А. Резникова, н.
в.родина, н. а.сирота, Т. А. Ткачук, В. М. Ялтонский, S. Folkman, S. Hobfoll,
R. Lazarus и др.) [1; 5; 6].
Несмотря на достаточную
научную разработанность, требуют более детального изучения особенности
копинг-поведения личности в ситуации безработицы.
Объект исследования —
психологические особенности безработных.
Предмет исследования —
копинг-поведение личности в ситуации безработицы.
Цель исследования —
проанализировать специфику проявления копинг-поведения и психологические
особенности личности в ситуации безработицы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что в ситуации
безработицы для человека будут свойственны такие психологические особенности
как невротизация и тревожность и характерны определенные копинг-стратегии.
в
ситуации взаимосвязаны с личностными особенностями.
Задачи исследования:
1. изучить специфику
конинг-поведения,
2. определить
психологические особенности базработных,
3. провести исследование
выбора копинг-поведения и личностных особенностей безработных.
Для решения поставленных
задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:
— теоретический анализ и
синтез научной литературы по теме исследования;
— эмпирические методы:
диагностика, наблюдение, опрос;
— метод математической
статистики (однофакторный дисперсионный анализ).
Научная новизна
исследования заключается в том, что:
— впервые выявлены особенности
совладающего поведения при безработице,
— в исследовании установлена
взаимосвязь между психологическими особенностями и копинг-поведением у
безработных. Практическая
значимость. Результаты исследования могут быть востребованы практическими
психологами, работающими в центрах службы занятости, а также всеми кто интересуется данной
проблемой.
Структура работы
состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, рекомендаций, заключения,
списка литературы и приложения.
Заключение:
Итак, исследование
особенностей копинг-поведения личности состоит в соответствии содержания,
структуры, классификации и основывается на анализе источников зарубежной и
отечественной психологической науки. Проведенный теоретический анализ научных
источников дает возможность определить копиг-поведение как индивидуальный
способ взаимодействия личности со сложной, кризисной, стрессовой ситуацией на
снижение влияния стресса.
Копинг-поведение является
определенной разновидностью социального поведения личности и включает в себя:
ситуационные, личностные, ресурсные компоненты. Установлено, что психическое и
физическое самочувствие человека зависит от выбора им поведенческих стратегий в
момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Использование активных или
пассивных поведенческих стратегий преодоления зависит от гендерных, возрастных,
межкультурных характеристик, сферы деятельности и жизненной значимости события
для человека.
Методологическая база
исследования копинг-поведения личности строится на трех подходах:
ситуационному, личностному, ресурсном, которые рассматривают ее по-разному: как
качества личности как динамический процесс, который определяется целым рядом
факторов; как Эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности к
стрессовым ситуациям. Итак, понятие копинга охватывает широкий спектр
человеческой активности-от бессознательных психологических защит до
целенаправленного, сознательного преодоления кризисной ситуации.
Характерными
особенностями копинг-поведения считают активность действий направленных на
прекращение стресса, планирование своих действий, оценка ситуации, поиск
социальной поддержки. Копинг – стили и копинг – стратегии рассматриваются как
отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых
личность преодолевает жизненные трудности. На выбор стилей и стратегий
копинг-поведения влияют: адаптационный потенциал личности, профессиональные,
гендерные и возрастные факторы
Изучение проблемы копинга
вызывает определенные методологические сложности во всех исследователей,
связано с разнообразием проявлений реакций преодоления и трудностями их
классификации, недостаточно четкими критериями для дифференциации
копинг-стратегий и психологических защитных механизмов, проблемами с
релевантности способов измерения копинга. Такое положение отечественных
исследований копинга можно рассматривать как одну из причин того, что в украинской
психологической литературе используются различные его толкования. В научной
периодике рядом с англоязычными заимствованиями «копинг» и «копинг-поведение»
используют понятие «Осваивая поведение» (или «освоения»), «преодолевающего
поведения» (или «поведение преодоления»).
Отмечено, что центральной
составляющей проблемы безработицы является ее личностная, чисто психологическая
составляющая. Влияние ситуации безработицы на личность обусловлено
деприваций одних потребностей (материальное обеспечение, самоуважение, общение
и т.д.) и возникновением других потребностей (в рабочем месте). Указанные
факторы способны приводить к существенным изменениям в психологии безработного.
Подчеркнуто, что личность,
оказавшаяся в ситуации безработицы, испытывает влияние множества различных
факторов. Те факторы, которые определяются психологией безработного
(организация времени, взаимоотношения с близкими, отношение к доходу и т.д.),
могут быть осознаны безработным и направлены на конструктивное преодоление
ситуации безработицы.
У
безработных, наблюдается выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая
различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство,
растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними»
и «внутренними» обстоятельствами. У них присутствует чувство собственной
неполноценности, затрудненность в общении, социальная робость и зависимость.
Источник стресса для
каждого был осознаваем, отсутствовал лишь необходимый доступ к
приспособительным ресурсам личности.
Ощущение внутренней
напряженности отражало наименьшую интенсивность тревоги, создавая
настороженность и тягостный душевный дискомфорт.
При нарастании внутренней
напряженности к ней присоединялись гиперестезические реакции, в виде
раздражительности и гневливости. Центральный элемент рассматриваемого ряда —
это собственно тревога, которая проявлялась чувством неясной, неопределённой
опасности.
У респондентов с высоким
уровнем наблюдается выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая
различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство,
растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными
«внешними» и «внутренними» обстоятельствами. У них присутствует чувство
собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальная робость и
зависимость. Для респондентов со средним и низким уровнем свойственен оптимизм
и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство
собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в
общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость. Это
эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием,
уравновешенностью, уверенностью, решительностью.
По результатам методики совладающего поведения, было
выявлено, основное различие в приоритетном применении стратегий совладания
состоит в том, что у них превалируют «конфронтационный копинг», «дистанцирование»,
«бегство/избегание, включающее в себя отрицания проблемы, фантазирования,
неоправданных ожиданий, отвлечения.
Положительное переосмысление
проблемной, стрессовой ситуации тоже больше присуще представителям ЭГ в силу
накопленного ими опыта прохождения проблемных ситуаций. Аналогично можно
рассмотреть и стратегии «избегание», «принятие ответственности»,
«конфронтация». Во всех трёх случаях, испытуемые, больше пользуются осознанными
копинг-стратегиями, нежели люди, пережившие потрею, используя уклонения при
решении проблем (избегание), признание своей роли в возникшей проблеме
(принятие ответственности) и включая упорство, упрямство, импульсивную
враждебность. Как при конфронтации.
В результате этих неадаптивных
психологических защит не реализуется в поведении отмеченная выше мобилизация
личностного адаптивного потенциала: она выражена только в когнитивных и
эмоциональных копинг-стратегиях, но слабо проявляется в поведенческих
механизмах.
Следовательно,
мы доказали гипотезу исследования. Правильный выбор методов преодоления стресса способствует более
быстрому устранению стрессогенных факторов, снижению уровня тревожности, улучшению здоровья, восстановлению
работоспособности.
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические подходы к изучению
копинг-поведения и психологических особенностей безработных 1.1. Основные подходы к копинг-поведению Первые психологические
исследования копинга, как поведения личности в условиях преодоления трудных
жизненных ситуаций, было проведено во второй половине ХХ века. Термин «coping»
впервые использовал в своих работах Л. Мерфи, который исследовал преодоления
детьми кризисов развития — активные усилия личности, направленные на овладение
трудной ситуацией или проблемой. Термин «coping» (с англ. — преодолевать;
выдержать, овладеть), был введен исследователем для обозначения стремления
индивида решить определенную проблему [8, с. 35].
В дальнейшем проблему
копинга продолжили разрабатывать в контексте изучения стресса и процессов,
направленных на преодоление стрессовых состояний так называемой
копинг-поведения.
В психологической
литературе понятие «копинг» чаще всего используется для описания характерных
способов поведения человека в различных жизненных и профессиональных ситуациях,
связанных с переживанием и преодолением стресса. Конечной целью копинга и
одновременно критерием его эффективности является снижение стрессогенного
влияния ситуации на личность и возвращение ее к нормальному уровню
функционирования [2].
Копинг-поведение, которое
часто рассматривается как синоним к понятию «копинг», реализуется с помощью
копинг-стратегий, выбор которых зависит от влияния различных факторов:
возрастных, половых, профессиональных, личностных, ситуативных. Сегодня
наиболее подробно исследованы и проанализированы личностные и ситуативные
детерминанты копинг-поведения.
Первые научные труды по
изучению феномена копинг-поведения начали появляться в зарубежной психологии
лишь со второй половины ХХ века. Впервые термин «копинг» использовал в 1962
году Л. Мюрфи. Он исследовал способы преодоления детьми требований, выдвинутых
кризисами развития. К ним прикладывались активные усилия личности, направленные
на овладение трудной ситуацией или проблемой. Термин coping при этом понимается
как стремление индивида решить определенную проблему [10].
Спустя четыре года, в
1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («психологический
стресс и процесс его преодоления») обратился к копингу с целью описания
осознанных стратегий преодоления человеком стрессовых ситуаций [14]. Он
определил копинг-поведение как сумма когнитивных и поведенческих усилий, которые
прилагает личность для ослабления влияния стресса» [9].
Немецкие ученые Х. Вебер,
Г. Хайнес, описывая копінгповедінку, использовали термин «bewaltigung»
(преодоление) [14].
В отечественной
психологической литературе понятие «копинг» определяется как овладевающее
поведение или психологическое преодоление. Копинг рассматривается как
индивидуальный способ преодоления человеком стрессовой ситуации и имеющихся
особитісно-средовых ресурсов [9].
По мнению С.
Нартов-Бочавер, копинг – это процесс, разворачивающийся во времени, поскольку
личность и среда образуют неразрывную динамический взаимосвязи, влияя друг на
друга [10].
Р. Лазарус говорит, что
копинг — это ответ человека на стресс, который возникает из-за отсутствия
баланса между восприятием запросов среды и индивидуальных ресурсов, доступных
для взаимодействия с этими запросами. Автор также утверждает, что стрессогенные
стимулы приводят к разной величине стресса у разных людей и в различных
ситуациях, в том числе и в профессиональной деятельности. Поэтому «преодоление»
выступает как применение поведенческих и когнитивных усилий для удовлетворения
внешних и внутренних требований [9, 14].
Со временем понятие «копинг»
стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные требования ситуации», но
и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось
прежним: копинг-это то, что делает человек, чтобы преодолеть стресс, объединяя
когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии. Мысли, чувства и действия
образуют копинг-стратегии, которые используются в разной степени при
определенных обстоятельствах [4; 5; 8].
Итак, копинг – это
поведенческие и когнитивные усилия, применяемые личностью, чтобы справиться с
отношениями «человек-среда» [9].
C. Карвер подчеркивает,
что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и
непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на
индивидуальных различиях в темпераменте, приобретаются в результате повторения
и не требуют сознательного контроля. Произвольные реакции являются врожденными,
осознанными.считает, что психологическое назначение «копинга» состоит в том,
чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации [4].
Такие исследователи, как
С. Нартова-Бочавер, А. Лібіна, Т. Крюкова, занимающиеся проблематикой
копинг-поведения, придерживаются отличных взглядов на эффективность различных
стратегий преодоления. Они подчеркивают, что копинг-стратегии по своей сути
могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными,
дисфункциональными [14].
А. Либина считает, что
неотъемлемой характеристикой копингповеденки является ее полезность:
преодоление определяется как» адаптивные, целенаправленные и потенциально
осознанные действия « [13].
Альтернативная точка
зрения Р. Лазаруса заключается в том, что копинг не всегда является
продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: реакции в ответ на
стрессовую ситуацию и контекста, в котором этот копинг реализуется [9]. Обобщая
и систематизируя понятие копинга, можно выделить три уровня его
функционирования: копинг-действия, копинг-стратегии и копинг-стили.