Курсовая с практикой на тему Конъюнктура рынка потребительских товаров: сущность, факторы и показатели формирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы исследования конъюнктуры рынка потребительских товаров 3
1.1 Сущность конъюнктуры рынка потребительских товаров 4
1.2 Факторы и показатели формирования конъюнктуры рынка потребительских товаров 8
2 Современное состояние потребительского рынка в России 12
2.1 Анализ состояния и тенденции развития потребительского рынка в России 12
2.2 Анализ состояния и тенденции развития потребительского рынка г. Кемерово (или в Кемеровской области) 23
2.3 Прогноз развития потребительского рынка в России 30
Заключение 41
Список литературы 41
Введение:
В классической экономике, которая базируется на исследованиях А. Смита и Д. Рикардо, принято рассматривать рационального человека. Считается, что он может с легкостью оценить полезность блага. Существует два основных подхода к ее измерению: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). Представители первого подхода (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) считали возможным выведение дискретной или непрерывной функции полезности товара для отдельного потребителя.
Цель работы – изучить сущность, факторы и показатели формирования конъюнктуры рынка потребительских товаров.
Задачи работы:
1 Теоретические основы исследования конъюнктуры рынка потребительских товаров
2 Современное состояние потребительского рынка в России Объект работы – потребительские предпочтения в экономической теории.
Предмет работы – экономическая теория.
Методологическая основа исследования состоит из общих научных методов познания: анализа, синтеза, аналогии, функциональных, системных и структурных подходов, абстракции и конкретизации.
Новизна научного исследования отражена в широком охвате и разработке целого ряда вопросов научно-теоретического и практического характера, формировании новых выводов и положений по обеспечению прав потребителей.
Структура работы представлена введением, основной часть, заключением и списком литературы.
Заключение:
Оценка промышленных рынков в настоящее время чрезвычайно важна и важна для понимания проблем функционирования экономических агентов. Структура рынка во многом определяет поведение отдельных фирм, соответственно, необходимо понимать, какие типы структур возможны, как они формируются, что определяет, как может влиять государство.
В настоящее время в России процессы трансформации продовольственного розничного рынка носят весьма противоречивый характер. С переходом российской экономики на рыночные формы управления предприятия, занимающиеся розничной торговлей продуктами питания, в подавляющем большинстве функционируют как компании с частной собственностью.
На основе статистических показателей, относящихся к отрасли розничной торговли продуктами питания, можно говорить об очевидной ее стагнации, связанной с кризисными явлениями в российской экономике.
В целом на российском рынке преобладают «мягкие дискаунтеры»/экономичные супермаркеты. Отметим, что приросту совокупной выручки дискаунтеров способствовало развитие бывших франчайзи «Пятерочки», которые начали работать под собственными брендами.
Стоить отметить, что в настоящее время популярность «жесткого» дискаунтера увеличивается в связи с повышением роли ценового фактора для покупателей, что позволяет прогнозировать рост выручки магазинов такого формата в 2018 г.
В г. Кемерово осуществляют деятельность 736 объектов, в т. ч. 503 объекта общедоступной сети на 18587 посадочных места, из них: 194 – кафе, 184 — закусочных, 93 — бара, 32 — ресторана.
Широко распространены предприятия категории фаст-фуд, бары и кофейни. В объектах организованы детские комнаты, постоянно проводятся мероприятия, посвященные праздничным датам.
Множество предприятий оказывают услугу доставки блюд и кулинарных изделий по заказу.
В 2017 году открылось 52 объекта (в том числе вновь открытые 4, после реконструкции 48) на 1613 посадочных места, при этом создано 283 рабочих места.
Сфера бытового обслуживания включает 1229 объектов бытового обслуживания с приемной сетью и филиалами различных организационно-правовых форм собственности.
Тенденция последнего времени – сокращения доли иностранных компаний на рынке розничной торговли РФ. Данный факт обуславливает повышение прибыли отечественных розничных сетей за 2019 год показатель продемонстрирует рост примерно на 3%.
Российский рынок относится к категории развивающихся, для которых характерно развитие крупных розничных сетей за счет угнетения малого бизнеса. Особенно ярко данная тенденция была продемонстрирована в кризисный период, отмеченный массовым уходом мелких игроков и модернизацией сетевого ритейла.
В качестве негативного фактора для представителей иностранного ритейла можно отметить решение правительства РФ о повышении ставки НДС с 1 января 2019 года до 20% (текущее значение 18%).
Еще одним фактором, ограничивающим рост сектора, эксперты называют бедность жителей села. Согласно данным статистики, более 2/3 населения сельских районов не могут себе позволить приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования, даже на кредитные средства.
Несмотря на все отмеченные неблагоприятные факторы, рынок российского ритейла остается привлекательным для бизнеса благодаря своему размеру (144 млн. человек – крупнейший в Европе) и высокой доле городского населения (74%), сконцентрированного большей частью в крупных городах с развитой и современной деловой инфраструктурой.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы исследования конъюнктуры рынка потребительских товаров
1.1 Сущность конъюнктуры рынка потребительских товаров
Анализ спроса и предложения в нише экономики помогает определить текущие позиции компании и разработать стратегию по преодолению конкуренции.
Изучение сегмента экономики — неотъемлемая часть развивающегося предприятия. Это основа для планирования бизнеса и составления прогнозов продаж. При этом собирается информация из всех потенциально важных источников: торговых точек, покупателей, производства и смежных сфер деятельности, что позволяет:
Выявить сильные и слабые стороны конкурентов в отрасли.
Подробно изучить потребности конечных потребителей.
Исследовать ассортимент предприятия и понять, как повысить его конкурентоспособность.
Составить прогнозы по дальнейшему развитию производства и сбыта.
Обозначить перспективные направления для инвестирования средств.
Понятие конъюнктуры рынка подразумевает экономическую ситуацию на текущий момент с учетом ряда характеристик, которые используют для определения ситуации и условий работы в рамках сегмента экономики, где работает компания:
ценообразование (розничное и оптовое);
объемы продаж в отрасли;
уровень спроса на продукт;
конкуренты и их маркетинговая активность;
производственные мощности и запасы сырья.
Основной показатель — это влияние спроса и предложения на объем реализаций и динамику ценообразования. Он показывает реальное состояние дел в отрасли и перспективы ее развития.
Спрос — это потребность всех покупателей региона в конкретных товарах и услугах на данный момент. Он зависит от менталитета, уровня доходов населения и установленных предприятием цен.
Спрос показывает максимально возможный объем продаж в рамках сегмента экономики, это то количество изделий, в котором клиенты нуждаются и которое могут купить.
Показателем можно управлять, поскольку он состоит из потребностей и наличия денежных средств у покупателей. Чтобы стимулировать этот фактор применяют различные методики: прямое стимулирование, создания ажиотажа на брендовую продукцию и иные способы продвижения своего продукта.
Предложение — способность компаний производить необходимый ассортимент за период времени. Оно является вторым важным фактором в исследованиях экономики.
Все выпускаемые изделия служат для удовлетворения потребностей целевой аудитории. Конъюнктура рынка изучается для того, чтобы понять, как текущая деятельность предприятий влияет на развитие или изменение спроса и предложения. Она показывает, что делать для экономии ресурсов бизнеса и максимального удовлетворения потребностей клиентов. Данные используются для управления производством и коммерческой структурой, в постановке задач и планировании.
Прогноз по полученным данным будет всегда краткосрочным, т. к. собираются они на текущий момент. В разрезе квартала и года он не актуален, поэтому используется только для анализа в краткосрочной перспективе.
Каждый сегмент экономики оценивается при помощи анализа определенных показателей, которые указывают на состояние дел с производством продуктов и структурой продаж. При оценке отдел маркетинга использует их в том числе для прогнозирования ситуации на ближайшее время (в рамках квартала или двух). Чтобы провести исследование, маркетологи используют следующие показатели конъюнктуры рынка.
1. Динамика ниши и деловая активность Первоочередной интерес вызывают масштабы ниши в денежном исчислении, размерах товарооборота, количестве организаций, которые работают в отрасли. Эти данные также выражают наличие конкуренции и степень рисков по инвестициям в бизнес. По конкурентам обязательно собирается информация по их числу и способам продвижения продукции, далее их деятельность мониторится ежемесячно. По результатам прогнозируется динамика развития отрасли и скорость изменения тенденций.
2. Данные о производстве Основной показатель производственной деятельности — это индекс физического объема продукции. Он расскажет о темпах изготовления и количестве выпускаемых товаров.
В совокупности с ним вычисляются цены компаний поставщиков на весь выпускаемый ассортимент и уровень безработицы, так как он влияет на обеспеченность рабочей силой. Эти факторы конъюнктуры рынка, как правило, оценивают через статистические службы, данные которых публикуются в открытом доступе.
Для дополнительных уточнений заказывается оценка у маркетинговых агентств или проводится своими силами.
3. Показатели торговой деятельности условно делятся на две группы: внутренние продажи; внешняя экономическая деятельность. При исследовании внутренних факторов в первую очередь рассматривается уровень дохода населения и динамика его развития (рост, снижение, стагнация).
Цифры по каждому региону публикуются в специальных статистических справочниках. Далее оценивается объем потребности у покупателей по выбранной группе товара. Его данные определяют емкость существующего рынка и платежеспособность целевой аудитории — классический спрос и предложение.
При определении платежеспособности учитывается потребительское кредитование, но без статистики по ипотеке и автокредитам. В качестве дополнительных данных обязательно изучаются размер среднего чека по реализациям и параметры рентабельности продукции. Исследование внешней торговли направлено на сбор данных по импорт/экспорту и их соотношению — торговому балансу. В частности, рассматривается наличие дефицита между ввозом и вывозом продукции.
4. Ситуация в банковском секторе. Ситуацию в банковской сфере характеризует следующий набор факторов:
Тенденции на финансовых биржах: наибольший интерес представляют акции и облигации крупных компаний и поставщиков близких к изучаемой отрасли.
Изменения валютных курсов, которые оказывают сильное влияние на стоимость комплектующих и любую внешнеэкономическую деятельность.
Рассматривается динамика курса и его влияние на конкурентоспособность товаров.
Стоимость кредитов для бизнеса и общий объем кредитования.
С учетом инфляции прогнозируются изменения ставки на разные уровни конъюнктуры рынка, общеэкономический, товарный и отраслевой.
Такая система показателей позволяет при изучении отрасли рассмотреть экономическую ситуацию со всех сторон и понять благоприятна ли обстановка для ведения бизнеса. Оценка получается комплексной и дает ответ на вопрос, какие маркетинговые действия необходимо проводить для выполнения новых агрессивных целей.