Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика профессионального обучения

Курсовая с практикой на тему Контроль и оценка знаний учащихся в процессе профессионального обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретический анализ контроля и оценки знаний в
профессиональном образовательном процессе. 6

1.1. Характеристика основных видов и
методов контроля. 6

1.2. Оценка результатов учебных
достижений. 9

1.3. Организация и проведение
итоговой аттестации. 14

2. Методика контроля знаний и умений при
проведении экономических дисциплин  17

2.1. Анализ программы Экономики для
студентов факультета экономики и технологии. 17

2.2. Описание показателей и критериев
оценивания компетенций на различных этапах их формирования в ходе реализации
экономических дисциплин. 25

2.3. Тест как типовое контрольное
задание для оценки знаний, умений и навыков обучающихся, полученных при
изучении экономических дисциплин. 27

3. Современные подходы к оцениванию достижений
учащихся. 36

Заключение. 44

Список использованных источников. 46

Приложения. 50

 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования
. В свете происходящего перехода от знаниевой модели
образования к компетентностной общепризнанно, что на всех ступенях образования
показателем высоких образовательных достижений является не репродукция
информации, полученной в образовательном учреждении, а те умения и навыки,
которые необходимы учащимся для успешной реализации жизненных и
профессиональных стратегий после его окончания. В связи с этим актуальным
является поиск таких средств, которые позволят оценить способности обучающихся
выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и
получать необходимые знания, решать проблемы, то есть всего того комплекса
задач, которые создают фундамент успешного осуществления любой деятельности.
Этот поиск приводит к необходимости использования в оценке учебных и
образовательных достижений обучающихся комплексного подхода, современных
средств контроля и оценивания учебных достижений обучающихся.

В
соответствии с новыми образовательными целями сам процесс оценивания
индивидуальных образовательных достижений обучающихся призван учитывать
характер обучения, предполагающий большую степень самостоятельности в освоении дисциплин
и уровней изучения материала, возможность формирования индивидуальных
образовательный траекторий, широкое применение прогрессивных педагогических
технологий, прежде всего проектных, исследовательских, практикоориентированных,
а также учитывать многообразие форм, в которых осуществляется обучение, включая
сетевые и дистанционные.

Степень разработанности проблемы. Тема
контроля и оценки образовательных результатов занимает в последнее время важное
место в образовательных дискуссиях, поэтому в научно-методической литературе
уже опубликованы целая серия теоретико-методологических, дидактико-методических
исследований (работы Н.Л. Винниченко, Е.Г. Гуренкова, В.К. Загвоздкин, С.И.
Поздеева, Е.Б. Путинцева, А. А.Шехонин, В.А. Тарлыков, И.В. Клещева, И.Н.
Медведева, О.И. Мартынюк, С. В. Панькова, И. О. Соловьева, Е.А. Мартьянов, А.В.
Иванов, Л.Н. Чипышева, Л. В.Голоднова, Т.И. Горелова, Т. Г.Новикова, А. С.
Прутченков и др.). В существенным проблемным областям в области технологии
контроля можно отнести отсутствие конкретных моделей для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений, эклектичность представленных
материалов.

Объект
исследования
процесс
контроля и оценивания образовательных достижений
.

Предмет
исследования
– методика контроля
и оценивания образовательных достижений обучающихся в профессиональном обучении
.

Цель исследования – выявить
возможности и условия использования средств контроля и оценки образовательных достижений обучающихся в профессиональном обучении
(на примере
дисциплины ОП.01 Экономика организации в
рамках программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по
специальности ФГОС СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Гипотеза
исследования
. Использование тестов в качестве средства контроля и оценки образовательных достижений обучающихся
в профессиональном обучении будет эффективным и методически
обоснованным, если:

1.  Педагог
владеет и успешно использует технологию тестирования (компетентен в организации
работы по созданию и использованию тестов в контроле и оценке достижений
обучающихся).

2.  Реализуется
комплексное использование технологии тестирования в сочетании с современными
интерактивными способами и формами контроля учебных достижений обучающихся
(наряду с ситуационными, практикоориентированными заданиями типа кейсов).

Задачи
исследования
:

      
охарактеризовать основные виды и методы
контроля в образовательном процессе;

      
осветить основные подходы к оценке
результатов учебных достижений;

      
выявить особенности организации и
проведения итоговой аттестации;

      
проанализировать программы экономики для
студентов факультета экономики и технологии;

      
описать показатели и критерии оценивания
компетенций на различных этапах их формирования в ходе реализации экономических
дисциплин;

      
раскрыть сущность теста как типового
контрольного задания для оценки знаний, умений и навыков обучающихся,
полученных при изучении экономических дисциплин;

      
рассмотреть современные подходы к
оцениванию учебных достижений обучающихся.

Теоретической и методологической основой
исследования являются
деятельностный подход к познанию и обучению (Л.C.
Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, П.И. Чернецов и др.), системном
подходе к обучению (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, М.С. Каган и др.),
личностно – ориентированном подходе к обучению (Е.В. Бондаревская, И.С.
Якиманская и др.).

Методы исследования: для
решения поставленных задач были использованы следующие теоретические и
эмпирические методы исследования:
обобщение
профессионального опыта, педагогическое наблюдение, изучение учебной
документации и результатов деятельности.

Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
результате проведенного исследования были сформулированы следующие основные
выводы.

Реализация
компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания
обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных
результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся.

Одним
из базовых положений ФГОС является формирование мотивации к обучению, развитие
самостоятельных способов получения и критического осмысления информации,
познанию творчества в течение всей жизни. Содержательно изменения в требованиях
стандарта сводятся к переносу акцента с предметных знаний, умений и навыков как
основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие
самостоятельности учебных действий, что с неизбежностью порождает проблему
формирования адекватной новым целевым ориентирам системы оценивания учебных
достижений обучающихся, а точнее – не только учебных, но и шире –
образовательных.

В последние годы на федеральном уровне были предприняты действенные шаги
по развитию тестирования как одной из важнейших дидактических технологий. Хотя
богатый образовательный потенциал России, научно-педагогический опыт уже
проведенных теоретических и эмпирических исследований в данной области
используется не полностью, актуальность обращения к нему обострилась и
достаточно хорошо осознается в связи с решением о создании в России своих
собственных измерителей качества знаний, умений и навыков. На уровне
Министерства образования России был принят ряд решений о сертификации качества
педагогических материалов. Накоплен опыт создания отдельных современных
нормативных тестов, начаты исследования в области критериального тестирования,
более адекватного гуманистической образовательной парадигме. Складываются
благоприятные предпосылки для тестового контроля знаний на всех уровнях и для
всех типов образовательных учреждений России. Но для этого необходим переход от
методологии создания отдельных тестов к методологии и технологии создания
тестовых систем контроля не только результатов, но и хода педагогического
процесса в различных образовательных областях.

На
примере разбора текущего и итогового контроля по дисциплине Экономика были
рассмотрены варианты применения их при освоении дисциплины.

Таким
образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретический
анализ контроля и оценки знаний в профессиональном образовательном процессе

 

1.1. Характеристика основных видов и методов контроля

С
переходом от знаниевой к компетентностной парадигмы образования с особой
остротой встает вопрос об адекватном новой системе обучения инструментарии
оценки учебных достижений (более точным является использование в качестве
терминологического базиса определение не учебных, а образовательных достижений,
включающих метапредметные, предметные и личностные результаты).

В
современной дидактике можно выделить следующие основные подходы к оценке
достижений обучающегося:

    
подход, основанный на комплексной оценке
результатов образования: учебные и личностные достижения обучающегося, то есть
комплексный подход;

    
подход, ориентированный на оценку
способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач, то
есть системно-деятельностный подход;

    
подход, основанный на использовании
накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику
индивидуальных образовательных достижений обучающегося, то есть технология или
метод портфолио;

    
подход, основанный на оценке динамики
образовательных достижений обучающихся, то есть мониторинговый подход;

    
подход, сочетающий внешнюю оценку и
самооценку, то есть интегративный подход;

    
подход, включающий в качестве основы
электронную информацию об учебных и личностных достижениях обучающегося, то
есть информативный подход.

Отметим,
что в последние годы при доминировании системно-деятельностного и
компетентностного подхода в образовании, провозглашенного ФГОСами, активно
используются многие из перечисленных подходов в комплексе, так как они по сути
зачастую дополняют друг друга, акцентируя внимание на каком-то из аспектов
оценивания.

В связи с ростом требований к содержанию образования, к формам его
организации, педагогическим технологиям и методам обучения растут и требования
к современным средствам оценки образовательных результатов. Хотя оценивание
является вспомогательным структурным компонентом учебного процесса, тем не
менее, именно уровни образовательных результатов обучающихся, определяемые
посредством КИМов (контрольно-измерительных материалов), КОСов
(контрольно-оценочных средств), считаются показателем того, насколько успешно
занимаются обучающиеся и работают педагоги, насколько эффективно функционирует
образовательное учреждение и вся система образования в целом. Следовательно,
уже при планировании содержания и темпов обучения необходимо задавать и
оптимальные средства оценивания.

В теории управления качеством обученности и образовательных процессов в
целом применяется целый комплекс понятий – таких, как оценивание (оценка,
отметка), диагностика, мониторинг.

Под оцениванием понимается собственно процесс сравнивания имеющегося у
обучающегося объёма знаний (формируемых компетенций) с тем объёмом, который
должен быть в соответствии с запланированных в образовательной программе
(ФГОСе). Оценка трактуется, как, с одной стороны, качественный или
количественный результат, подтверждающий соответствие/несоответствие объёма
знаний (точнее, совокупности компетенций, заложенных в соответствующем ФГОСе)
компетентностным требованиям образовательной программы, а с другой стороны, как
способ определения этого объёма знаний или уровня усвоения обучающимся учебной
информации. Наконец, отметка, представляющая собой производное от оценки,
является количественным показателем достигнутого образовательного результата.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы