Курсовая с практикой на тему Контроль и надзор в сфере объектов культурного наследия. Административно правовой статус
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Правовой статус органов
исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере объектов
культурного наследия 6
1.1 Цели и задачи государственной
культурной политики. Нормативно — правовые акты в сфере государственной охраны
культурного наследия. 6
1.2 Реализация конституционного права
на доступ к объектам культурного наследия. 9
1.3 Правовой статус и критерии оценки
объектов культурного наследия 14
Глава 2 Система органов
государственной охраны в Российской Федерации и Красноярском крае. Актуальные
проблемы в сфере охраны объектов культурного наследия. 23
2.1 Органы, осуществляющие
государственный надзор за состоянием,
содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной
охраной объектов культурного наследия в Российской Федерации и Красноярском
крае. 23
2.2 Реализация Стратегии
государственной культурной политики Российской Федерации и Красноярского края. 26
2.3 Актуальные проблемы в сфере
государственной охраны и сохранения
объектов культурного наследия. 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Введение:
Актуальность
исследования обусловлена тем, что для городов России с богатым историческим
прошлым в области архитектуры и строительства, например, таких как
Санкт-Петербург, Москва и других, в которых расположено значительное количество
объектов культурного наследия, являются актуальными вопросы пределов
осуществления своих прав собственниками и правообладателями объектов
культурного наследия.
Одно из таких прав
— право осуществить реконструкцию объекта культурного наследия.
Вопрос
правомерности и юридической возможности осуществления реконструкции объекта
культурного наследия стал в последнее время актуальным вследствие того, что
объекты культурного наследия представляют интерес для инвестиций, и в рамках
таких инвестиций зачастую существует необходимость приспособления объекта
культурного наследия для современного использования и осуществления
реконструкции в рамках такого приспособления.
Государственная
охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является
одной из приоритетных задач государства (абз. 4 преамбулы к Федеральному закону
от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее — Закон об
объектах культурного наследия)).
Для выполнения
этих задач законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на
выявление, учет и сохранение объектов культурного наследия.
В пространстве современных городов – экономическом,
социальном, культурном – объекты культурного наследия (памятники истории и
культуры) занимают важное место.
Они являются подлинными свидетелями исторических событий,
воплощают в себе знания и умения своих создателей и их эстетические
предпочтения, обладают неоспоримой значимостью для развития общества в целом
(используются в культурно-просветительских и образовательных целях), а также
выступают в качестве объектов многочисленных научных исследований.
В Российской Федерации создана единая система
государственного управления и контроля над памятниками истории и культуры.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Объекты культурного и природного наследия России находятся в
ведении различных инстанций, в зависимости от их значения
и формы их охраны.
Главным законом, регламентирующим сферу охраны памятников и
культуры, является федеральный закон «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 № ФЗ-73.
Качество сформированного образа городов, в большей степени,
определяется широким разнообразием наполнения городского пространства. При этом
основу многообразия городской среды представляют объекты, созданные в различные
исторические эпохи.
Сохранение отдельных зданий и целых комплексов — представителей
художественных стилей и исторических эпох — есть важная составляющая
формирования облика современного города.
Объектом настоящего исследования является система (комплекс)
государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры).
Предметом – правовая политика государства, направленная на
организацию охраны культурного наследия (памятников истории и культуры).
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать состояния
и тенденций развития административно — правового статуса охраны объектов
культурного наследия, разработке предложений по совершенствованию
и систематизации законодательства, регламентирующего специальные
административно — правовые режимы объектов культурного наследия
и предусматривающего административную ответственность за нарушение режимных
правил.
В рамках задач, поставленных в работе, предстоит изучить правовое регулирование государственной охраны культурного наследия в
Российской Федерации и Красноярском крае, выявить проблемы
государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия.
В частности, для достижения поставленной цели требуется
решить следующие задачи:
1. Выявить цели и задачи государственной культурной
политики. Изучить нормативно-правовые акты в сфере государственной охраны
культурного наследия.
2. Исследовать возможности реализации конституционного права
на доступ к объектам культурного наследия.
3. Провести анализ правового статуса и критериев оценки
объектов культурного наследия.
4. Проанализировать деятельность органов, осуществляющих
государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием,
популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в
Российской Федерации и Красноярском крае.
5. Изучить порядок реализации Стратегии государственной
культурной политики Российской Федерации и Красноярского края.
6. Выявить актуальные проблемы в сфере государственной
охраны и сохранения объектов культурного наследия.
Объектом исследования является совокупность объектов
культурного наследия Красноярского края.
В качестве предмета работы выступают контроль и надзор в
сфере объектов культурного наследия Красноярского края с точки зрения
административно-правового статуса.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза,
сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы,
объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Любые потери
культурного наследия неизбежно отражаются на всех областях жизни.
Памятники
искусства легко становятся жертвами времени, природных стихий, социальных
катаклизмов, борьбы идеологий.
К сожалению,
утрат, печальных, порой невосполнимых, за всю историю человечества было
действительно немало, начиная от величайшей Александрийской библиотеки,
уничтоженной религиозными фанатиками, до православных храмов, взорванных в
период воинствующего атеизма.
Понятие культурное
наследие занимает ключевое положение в современном понятийно-терминологическом
аппарате сферы охраны культурного наследия.
Оно используется в
важнейших международных документах: прежде всего, в Конвенции ЮНЕСКО (1972) и
Федеральном законе об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации (2002).
Содержание понятия
охватывает не только уникальные архитектурные и историко-культурные объекты, но
и ансамбли, исторические ландшафты, а также традиционные технологии и
специфические формы хозяйствования.
Приоритетное значение для определения
семантики основных понятий в сфере охраны культурного наследия имеет уровень
научных знаний, прежде всего, исторических, становление и развитие археологии как
науки о древностях, активизация такой области знаний о памятниках зодчества как
архитектурная критик
Концептуальной
базой этих программ стала система уникальных историко-культурных и природных
территорий (единицей охраны, согласно этой концепции, является не памятник и
даже не ансамбль, а территория).
Архитектурно-историческая
среда представлена как некая целостность, она самоценна, и без ее исследования
и учета в новых проектах застройки дальнейшее развитие российских городов может
привести к необратимым негативным последствиям.
Системный подход,
рассматривающий памятники в историческом или природном контексте, начал
реализовываться в ряде исследований, которые выполняются на стыке
культурологии, географии и регионалистики (культурная география).
Культурная жизнь
страны при этом понимается как синтез процессов, каждый из которых формирует
уникальный культурный облик различных территорий.
Важнейшим понятием
культурной географии становится культурный ландшафт.
Весьма полезными
для более широкого осмысления понятия памятник представляются предложения,
содержащиеся в трудах тартуско-московской семиотической школы, в частности
концепция «культурного текста как генератора смыслов».
Использование этой
концепции позволяет проанализировать понятие «памятник» во всем многообразии
его социально-культурных взаимосвязей.
Не стоит забывать, что данная деятельность не ограничивается
только сохранением и исследованием объектов культурного наследия. Памятники
истории и культуры в настоящий момент достаточно широко вовлечены в систему
хозяйственных и производственных связей и отношений современного общества. По
отношению к ним реализуются права собственности, а также возможность извлекать
доходы от их эксплуатации.
Не всегда экономические интересы собственников и пользователей
объектов культурного наследия (если рассматривать объекты недвижимого
имущества, то есть памятники архитектуры и градостроительства) согласуются с
необходимостью сохранения памятников и в интересах общества. В целях наилучшего
сохранения объекта культурного наследия, полностью выводить его из
экономической жизни нельзя – это, как показывает опыт, постепенно приводит к
разрушению и утрате объекта культурного наследия.
Следует решить определённый ряд проблем, вязанных с
обеспечением оптимального функционирования в пространстве города (как
экономическом, так и социально-культурном). Выбор верного решения данных
проблем повысил бы эффективность использования объектов культурного наследия,
а также обеспечил сохранение таких объектов для последующих поколений.
Фрагмент текста работы:
1. Правовой
статус органов исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере
объектов культурного наследия
1.1 Цели и задачи
государственной культурной политики. Нормативно — правовые акты в сфере
государственной охраны культурного наследия.
Культурная политика — это действия,
осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и
общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие
всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан Российской
Федерации и формирование личности на основе присущей российскому обществу
системы ценностей.
В современном российском законодательстве в отношении
недвижимых культурных ценностей, созданных в прошлом, применяется термин
«объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской
Федерации». Этот термин является относительно молодым. Для 90-х годов прошлого
века была характерна неустойчивость понятий, используемых в нормативных
правовых актах для обозначения недвижимых памятников истории и культуры.
В ряде актов, наряду
с данным понятием, использовались другие термины: «объекты историко-культурного
наследия», «объекты исторического и культурного наследия». К особой категории
относились «особо ценные объекты культурного наследия народов Российской
Федерации».
С 2001 года термин «объекты культурного наследия» уже прочно
укоренился в российском законодательстве. Это связано с тем, что в 2001 году
были приняты несколько важнейших федеральных законов, в которых уже учитывался
новый понятийный аппарат рассматривавшегося в Государственной Думе ФС РФ
проекта отраслевого Федерального закона «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
С принятием в июне 2002 года Федерального закона № 73-ФЗ
можно говорить об окончательном обновлении понятийного аппарата,
сформировавшегося в советскую эпоху.
В правовой оборот были включены новые понятия и их определения. Следует
подчеркнуть, что современное понимание термина «памятник истории и культуры» не
соответствует его пониманию в значении, определённом Законом СССР 1976 г. «Об
охране и использовании памятников истории и культуры» (позднее — одноименным
Законом РСФСР 1978 г.).
В рамках настоящего исследования государственная культурная
политика рассматривается с точки зрения сохранения объектов культурного
наследия.
Дать определение культурному наследию также сложно, как и
самой культуре. Разнообразие характеристик культурного наследия детерминируется
целями и задачами исследования или управления.