Курсовая с практикой на тему Контекстуальный анализ текста доказательства признаков параллелограмма в учебниках геометрии 8 класса средней школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Особенности текста доказательств параллелограмма. 4
1.1. Особенности доказательства свойств
параллелограмма. 4
1.2. Анализ темы «Параллелограмм». 7
Глава 2. Особенности текста доказательства свойств
параллелограмма в учебниках геометрии 11
2.1. Анализ текстов доказательств теорем признаков
параллелограмма. 11
2.2. Методические особенности анализа текста доказательства
теорем.. 13
Заключение. 19
Список использованных источников. 21
Введение:
В современной школе в связи с появлением новых
учебников, новых подходов к изложению материала, возрастает интерес как к
математическому образованию в целом, так и к вопросам преподавания математики,
в частности геометрии.
Изучение четырехугольников в курсе геометрии основной
школы является разделом традиционным и достаточно важным во всех периодах
школьного образования. В курсе геометрии 7-9-х классов данная тема является
весьма актуальной, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте,
строят и изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади,
многоугольники. Кроме того, изучение многогранников, площадей и объемов также
базируется на этой теме.
Между тем при изучении темы «Параллелограмм» возникают
определенные трудности:
· при решении задач на построение;
· при применении определений, свойств и признаков
четырехугольников к решению практических задач, к доказательству теорем и т. п.
Соответственно возникает необходимость в поиске
наиболее эффективных форм и методов работы с теоретическим и задачным
материалом по данной теме. В связи с этим цель данного проекта: используя
технологические подходы в обучении математики ,разработать методику изучения
темы Параллелограмм»
Объектом исследования является процесс обучения
геометрии в основной школе.
Предмет – «Параллелограмм» в курсе геометрии основной
школы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие
задачи исследования;
1. Выявить особенности доказательства свойств
параллелограмма.
2. Проанализировать тему «Параллелограмм».
3. Представить контекстуальный анализ текста теорем «Свойства
параллелограмма»»
Для реализации цели и задач были использованы
следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ учебно-методической литературы теме
исследования.
2. Логико-математический анализ темы «Параллелограмм»
Заключение:
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года отмечает, что «…необходимым
условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы
образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального
развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны»[1].
Модернизация
школьного образования на первое место выдвигает требования к результатам
образования, поскольку потребность общества в инициативных, творчески мыслящих,
самостоятельных, способных к успешной социализации, активно адаптирующихся к
изменяющимся условиям молодых людей высока.
Решение
этой проблемы, в том числе лежит в области новой концепции урока, основанной на
реализации современных педагогических технологий обучения. Смысл которых в том,
что учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, а стимулирует ученика к
личностному росту, поощряет его творческую активность.
Данный подход стал отправной точкой в моей
работе, где для решения поставленных задач я использую различные современные
педагогические технологии.
Школьный курс геометрии занимает важное место в
математическом образовании учащихся. В ходе изучения геометрии у школьников
развивается пространственное воображение, логическое мышление. Они приобретают
навыки использования линейки, циркуля, прямого угла. Учащиеся убеждаются, что
теоретические положения, изучаемые ими, являются отражением реальной
действительности и находят отражение в практической деятельности людей.
В курсе геометрии 7-9 классов изучаются геометрические
фигуры на плоскости, причём основное внимание уделяется изучению
многоугольников и их свойств.
В ходе изучения темы «Многоугольники» вводится много
новых понятий, изучаются теоремы, вводятся понятие теоремы обратной данной,
решение задач требует от школьника актуализации имеющихся теоретических знаний.
Этот раздел школьного курса геометрии выполняет и
определенные мировоззренческие функции.
Итак, важно подчеркнуть, при доказательстве теорем ученики,
как показывает опыт, часто путают, признаки, свойства определения, неверно
строят логические цепочки, умозаключения.
Поэтому при работе с понятиями необходимо уже на этой теме
формировать дедуктивное мышление, учить построению схем, таблиц, выявлять
зависимости; делать правильные классификации, например, используя круги Эйлера.
В курсе планиметрии
основным способом, помогающим организовать материал, усвоить всю совокупность
свойств фигуры, является создание некоторого образа, связываемого с понятием.
В самом деле, что мы
представляем себе, когда произносим или читаем слово «параллелограмм». Обычный
параллелограмм, с диагоналями, которые в точке пересечения делятся пополам.
Создание такого образа
помогает многократное выполнение одного и того же чертежа, на котором все
свойства видны. Этому способствуют и такие методические приемы, как обзор всех
свойств, приводимых учителем, или опрос не по отдельным свойствам или теоремам,
а по
всей совокупности свойств
фигуры: «Перечислите все свойства прямоугольника» и т.д.
Таким образом, обучение
учащихся самостоятельному решению задач требует определенной методики изучения
теоретического материала курса, основанной на системном усвоении понятий.
Каждое понятие есть
некоторая система свойств и отношений, обладающая всеми признаками системы. В
различных учебниках изложение материала рассмотрено по-разному, по этому
учителю нужно сочетать свою работу с материалом изложения на страницах других
учебников с применением логического анализа понятий, составляющими которого
являются: анализ признаков объектов, определения и правила определений,
классификация понятий, обобщение понятий на основе сравнения, анализа и синтеза
знаний.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности текста
доказательств параллелограмма
1.1. Особенности доказательства
свойств параллелограмма
В связи с тем, что в настоящее время
осуществлен переход на новый образовательный стандарт, обучение в школе
подчинено единой цели — формированию универсальных учебных действий младших
школьников. Сформированность универсальных учебных действий обеспечивает
«умение учиться», способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности
обучающегося. Все это достигается путем как освоения обучающимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного,
активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки
рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных
действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с
активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется
многообразием и характером видов универсальных действий [6, 93с.]. Все это
влияет на организацию процесса обучения, обусловливает выбор содержания, а
также методов, приемов и средств, используемых в учебно- воспитательном
процессе.
Формирование универсальных учебных
действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе
изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности,
организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности
учащихся. Требования к формированию универсальных учебных действий находят
отражение в планируемых результатах освоения программ учебных
предметов в отношении
ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития
учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и
способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности
для формирования УУД.
В федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения особое место отводится задаче
формирования у учащихся универсальных учебных действий. «Эти действия
обеспечивают личностное развитие, наличие умений перерабатывать учебную
информацию, осуществлять саморегуляцию собственной интеллектуальной
деятельности на основе представления о своих интеллектуальных возможностях,
полноценное сотрудничество в процессе усвоения учебной информации и социальное
взаимодействие» [8].
Авторами концепции термин «универсальные
учебные действия» рассматривается в широком и узком значении [2, 11 с.].