Методология и методы социологического исследования Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Конструирование идентичности волонтеров университета

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 1.
Теоретические основы исследования идентичности 1.1Понятие
«идентичность» в социологическом аспекте 1.2 Теоретические подходы к
конструированию идентичности 2.
Эмпирические исследования процесса конструирования идентичности студентов
волонтеров 2.1
Программа исследования «конструирование идентичности волонтеров» 2.2
Результаты
эмпирического исследования: основы конструирования идентичности волонтёров ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ
А (обязательное) Таблицы одномерного распределения ПРИЛОЖЕНИЕ
Б (обязательное) Анкета

  

Введение:

 

Актуальность данной темы заключается в том, что само понятие волонтерство
является одним из основных явлений многочисленных научных исследований, которые
основаны на различных подхода. И для изучения развития этого явления необходимо
обратить внимание в первую очередь как на психологические аспекты, так и на
культурологические взгляды, которые формируют идентичность волонтеров. Объектом исследования являются
волонтеры университета.

Предмет исследования: конструирование идентичности в
волонтерской организации университета.

Цель исследования: изучение важности
конструирования идентичности и ее проблем, а также ее влияние на
организационную деятельность волонтеров университета.

Задачи исследования:

1. Изучить основные подходы к понятию «конструирование
идентичности» в социологическом аспекте

2. Проанализировать теоретические подходы к
конструированию идентичности в современной науке

3. Описать методику организации
эмпирического исследования

Обзор источников. В работах
российских и зарубежных исследователей волонтерской деятельности раскрываются
различные аспекты волонтерства: благотворительность (И. Н. Айнутдинова, Л. К.
Иванова, Л. А. Кудринская, О. В. Решетников, А. С. Сорвина, Е. В. Субботинский,
Е. И. Холостова и др.); мотивация к бескорыстному активному поведению (Л. И.
Божович, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Н. Ю.
Слабжанин, Е. В. Субботский и др.); волонтерство как форма социальной практики
(Т. А. Адашова, Р. И. Амирова, Г. В. Бодренкова, Л. М. Корчагина, Е. Л. Щелкова
и др.); волонтерство среди молодежи

(С. В. Алещенок, Л. И. Багрянцева, Л. И. Батюк, Р. Х. Вайнола, П. Йордан,
А. Мехиа Кастильо, Е. В. Красавина, К. Л. Липканская, Е. А. Панова, О. Ф.
Петрова, Н. В. Черепанова, С. Г. Чухин и др.), культура корпоративного
волонтерства (У. П. Кретова, И. В. Лескова, С. В. Львова, М. А. Рябова, К. В.
Эйрик и др.).

Многие волонтеры специально обучаются в тех областях, где они работают,
таких как медицина, образование или аварийно-спасательные работы. Другие служат
по мере необходимости, например, в ответ на стихийное бедствие. Однако важны не
только характеристики этой деятельности, ее содержание, формы и методы, но
также цели и результаты волонтерской работы, эффективность которой
непосредственно зависит от организации всех звеньев на всех уровнях
волонтерства. Одним из наиболее важных факторов повышения эффективности
деятельности волонтерской организации является организационная идентичность ее
членов. Исследования показывают, что отсутствие надлежащей идентичности среди
членов любой организации может вызвать низкую ее производительность (О. В.
Евтихин, С. А. Куприянов, В. Г. Соломанидин, Г. В. Щекин и др.). Традиционно
среди научных исследований внимание вопросу идентичности уделяют значительное
внимание социологи и психологи. В современной науке и практике идентичность
стала одной из общих проблем ученых.

Общеизвестно, что волонтерская работа осуществляется в различных формах, а
также широким кругом разнообразных людей. Многие люди, участвующие в
волонтерской деятельности, проходят специальную подготовку в той области, в
которой они предпочитают работать, например, в области аварийно-спасательных
работ, оказания первой медицинской помощи, медицины и образования. По сути,
волонтерство охватывает практически все сферы жизни и доступно в таких
учреждениях, как больницы, школы, дома престарелых, научно-производственных
объединениях и военной области. Именно такой обширный спектр волонтерской
деятельности требует особого внимания к организации членов добровольческого
общества и создания особого, внутрикорпоративного имиджа, как фактора
эффективности работы волонтеров.

Тем не менее, усилия по развитию, укреплению и формированию
индивидуальности организации волонтерской деятельности и ее эффективное
функционирование особенно важно на сегодняшний день. В этом процессе, как
показывает практика деятельности многих известных добровольческих организаций,
немаловажную и, пожалуй самую эффективную роль играет организационная
идентичность всех ее членов, что способствует повышению качества работы
волонтеров по оказанию социально значимых действий, мотивации их на творческое
выполнения своих действий, приводит к инструментальным социальным изменениям
как для вовлеченного индивида, так и для общества.

К вопросам формирования идентичности обращались ученые-исследователи разных
областей. Зарубежные исследователи Дж. Марч и Г. Саймон определяют
корпоративную идентичность как безграничную верность и преданность членов
организации. Исследователи акцентируют внимание на том, что для полноценного
функционирования организации необходимо изучать корреляцию между мотивацией
участников рабочего процесса, их удовлетворенностью своей работой,
квалификацией, профессиональной позицией и корпоративной культурой. Зарубежные
исследователи Б. Е. Асфорт, У. Вагнер, Р. Ван Дик, Ю. Липпонен, Ф. А. Маел, М.
Рикет и др. указывают на зависимость высокого уровня деятельности организации
со степенью корпоративной идентичности ее членов. Со второй половины ХХ века
российскими учеными активно проводятся исследования в области миссии
идентичности в российских организациях различной формы и направления деятельности
(А. Н. Крылов, С. А. Куприянов, Н. Ю. Пименова, Н. Г. Хайруллина и др.).

Методы сбора и анализа данных. Был произведен
теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; для сбора
эмпирических данных был выбран метод анкетирования среди студентов волонтеров
МГУ им. Н. П. Огарева.

Практическая значимость исследования. Исходя из результатов
теоретического и эмпирического исследований, описаны механизмы конструирования
идентичности волонтеров университета. Данные рекомендации могут быть использованы
для повышения эффективности деятельности общественных организаций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические
основы исследования идентичности 1.1. Понятие «идентичность» в социологическом аспекте

В современном научной
терминологии, термин «идентичность» представляет собой широко используемое
понятие. Д. С. Коньков говорил о том, что если хорошо понимать определение
идентичность, то можно заметить, что оно хорошо объясняет жизненные стратегии в
процессе исследования поведения личности[1]. Именно с помощью
идентичности, как утверждает автор, различные решения и действия индивида представляют
собой последовательность жизнедеятельности человека, которая основывается на
современных тенденциях общества и их ценностях.

В работах Курта Левина о
теоретических подходах к изучению личности, Б. В. Зейгарник заметил одно
исследование о социальной идентичности[2]. В своих работах Курт
Левин говорил о том, что индивиды нуждаются в осознании ценностей, окружающих
их людей, чтобы поддерживать чувство собственного достоинства и удовлетворять
свои потребности. Согласно данной теории, социальная идентичность – это та
часть личности, которая определяется людьми, состоящими в той или иной группе.

В 1970-х годах Г.
Тэджфелем и Дж. Тернером была разработана теория социальной идентичности. Она описывала
условия, при которых социальная идентичность становится более важной, чем
индивидуальность человека. Теория также определяет способы, которыми социальная
идентичность может влиять на межгрупповое поведение людей[3].

Основы теории социальной
идентичности возникли в ранних работах А. Тэшфеля, который исследовал,
определенные процессы, приводящие к определенным социальным установкам индивида[4]. Выдвинутые ученым
предположения, положили начало к изучению малых групп, исследования которых,
были проведены А. Тэшфелом и его коллегами в начале 1970-х годов. В этих
исследованиях участники были произвольно распределены по разным группам. Исследование
показало, что участники отдавали предпочтение именно той группе, в которую они
были назначены. Учеными было выявлено, что предпочтение участников эксперимента
внутренней группе — над внешней отдавалось даже в том случае, если они не
получали никаких личных выгод от своего разделения в группе и не имели
отношений с членами обеих групп. [1] Коньков Д. С. Нужна ли
идентичность истории: к критике концепции идентичности /
Д. С. Коньков // Вестн. ТГУ. – 2016. – №409. – С. 79-84. [2] Зейгарник Б. В. Теория
личности Курта Левина: монография / Б. В. зейгарник. – М.: URSS,
2021. – 120 с. [3] Почебут Л. Г. Социальная
психология: учебник для вузов / Л. Г. Почебут. – СПб.: Питер, 2017. –
510 с. [4] Котова М. В. Стратегии
поддержания социальной идентичности: значение для теории социальной
идентичности и понимания межгрупповых отношений / М. В. Котова //
Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – Т. 13, №4. –
С. 691-711.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы