Право и организация социального обеспечения Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Конституционный суд РФ в обеспечении реализации социальных прав граждан

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1. Конституционные права граждан на
социальную защиту и социальное обеспечение
  4

1.1. Правовые аспекты социального
государства
. 4

1.2. Объем гарантированных социальных
прав: конституционно-правовой аспект
  8

2. Анализ функционирования
конституционных судов по защите социальных прав граждан Российской Федерации
. 17

2.1. Конституционно-правовая
ответственность за нарушение социальных прав граждан
  17

2.2. Деятельность конституционных
(уставных) судов субъектов Российской Федерации по защите социальных прав
граждан и их роль в механизме защиты этих прав
. 22

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 37

  

Введение:

 

Актуальность
изучаемой темы обусловлена следующими факторами.

Конституция
Российской Федерации в ст. 7, относящейся к основам конституционного строя,
провозглашает Российскую Федерацию социальным государством.

Таким
образом, социальный характер России закреплен на самом высоком из возможных
уровней и в рамках существующего конституционно-правового пространства
подвергнут сомнению быть не может.

Вместе
с тем вполне очевидно, что подобная конституционная норма может остаться
простой декларацией, если не будет сформировано четкое понимание того, что
такое социальное государство, каковы критерии признания государства социальным
и, наконец, какой объем социальных прав позволяет говорить о социальном
характере государства.

Актуальность
данных вопросов для России возросла в последние годы в условиях постоянно
снижающегося уровня жизни населения при одновременном снижении некоторых
социальных прав и гарантий. Для ответа на эти вопросы представляется
необходимым обратиться к сущности социального государства, а также защите
данных социальных гарантий судом.

Целью
данной курсовой работы является изучение роли Конституционного суда РФ в
обеспечении реализации социальных прав граждан.

Исходя
из заявленной цели были поставлены следующие задачи:


рассмотреть правовые аспекты социального государства;


изучить конституционно-правовой аспект объема гарантированных социальных прав;


охарактеризовать конституционно-правовую ответственность за нарушение
социальных прав граждан;


выявить особенности деятельности конституционных (уставных) судов субъектов
Российской Федерации по защите социальных прав граждан и их роль в механизме
защиты этих прав

Нормативной
основой работы является Конституция Российской Федерации и федеральное
законодательство, правоприменительная практика 
Конституционных судов Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.

Методологической
основой исследования является использование общих и частных методов научного
познания, таких как: диалектический, формально-логический, аналитический,
сравнительно-правовой, системный и другие методы научного познания.

Исходная
база исследования. В основу исследования роли конституционного суда в защите
социальных прав граждан, легли научные труды, 
представленные в классических и современных работах отечественных
ученых. В работе использованы законодательные и нормативные документы
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Структура
работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность
выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в
которых раскрывается сущность рассматриваемого 
в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка
использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных
при написании данной курсовой работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Права
и свободы человека и гражданина в настоящее время являются одним из ключевых
правовых институтов на нынешнем этапе развития государства, поскольку именно
они отражают главные гарантии защиты каждого отдельного члена общества и
общества в целом от неправомерного посягательства со стороны государственной
власти, что в свою очередь является неотъемлемой частью функционирования и
развития правового и социального государства, в задачи которого должна входить
защита и обеспечение соблюдения этих прав.

Права
и возможности человека в любой стране определяют условия жизни, отношения в
обществе и показывают степень защищенности человека. Культурные права — это
развитие каждого индивида в стране. Права могут различаться, но не могут быть
меньше прав, закрепленных в международных документах. Права человека ограничены
способностью каждого человека обладать и пользоваться конкретными общественными
благами: социальными, экономическими, личными, политическими и культурными.

За
последние несколько лет наметилась разработка механизмов повышения уровня жизни
населения. В 2018 году президент России Владимир Путин подписал указ "о
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года". Этот документ определяет основные направления
деятельности правительства до 2024 года, например, такие как: здравоохранение,
демография; жилищная и городская среда; экология; производительность труда и
поддержка занятости и др. Это свидетельствует о том, что развитие
социально-экономических прав является приоритетной целью для государства.

Права
в социальной сфере — это права, гарантирующие человеку возможности
удовлетворять свои жизненные потребности и получать защиту от государства в
отношении его свободы и социальных благ. Международный пакт связывает эти права
с идеалом свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды.

Данные
права, закрепляются в нормах как международного так и внутреннего права. Они
гарантируют адекватный уровень жизни, отражая статус различных социальных
групп, обеспечивают социальную свободу и социальную защищенность каждого
индивида, в свою очередь государство играет ключевую роль в реализации этих
прав. По своей природе, такие права являются универсальными, естественными и неотчуждаемыми.
Они дают возможность пользоваться социальными благами, определяющими конкретные
условия жизни человека и гражданина. Социальные права кроме всего прочего
характеризуются высокой степенью обобщенности и устойчивости.

Человек
имеет право распоряжаться собой, определять вид деятельности и развивать свою
личность. В социально-культурных правах обозначается, что каждый человек имеет
право на собственность, и никто не может лишиться этого. Право на экономическую
деятельность не прописано отдельным пунктом в конституции, но данный пункт
выходит из основного права экономической деятельности. В конституции многих
стран закреплено право человека на труд, но государство не обязано обеспечить
всех граждан рабочими местами. Для обеспечения этой возможности создаются
методы воздействия на предпринимателей по увеличению рабочих мест."

Очень
важно отметить, что социальные права регулируют нормативное закрепление
достойных условий жизни человека, определяют положение каждого в
профессиональной деятельности, условия труда и быта, занятость, благосостояние,
социальное обеспечение с целью создания условий, при которых человек может быть
свободен от страха и нужды. Их объем и уровень, на котором они могут быть
реализованы, в основном зависит от экономики государства и других ресурсов, а
потому гарантии их реализации развиты в меньшей степени, чем гражданские и
политические права первого поколения.

Данные
права охраняются государством.

Конституционная
ответственность за нарушение социальных прав и также свобод российских граждан
тесно связана с конституционной обязанностью государственной власти по их
постоянной защите. Вместе с тем меры ответственности за подобные нарушения не
могут определяться лишь конституционными санкциями, тогда как сфера применения
конституционной ответственности тесно связана с судебными и несудебными
способами защиты

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Конституционные права граждан на социальную защиту и
социальное обеспечение

 

1.1. Правовые аспекты социального государства

 

После
принятия Конституции Российской Федерации 1993 году на законодательно было
признано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1].
Такого рода трактование легло в основу создания нормативно-правовых актов всех
отраслей права и их последующей реализации, а также стало важной
характеристикой России в качестве правового государства.

Что
касается рассмотрения нашего государства с точки зрения социального, то
Конституция РФ данный аспект регламентирует следующим образом: социальное
государство подразумевает, что его политика направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Несмотря на
закрепление подобного положения на конституционном уровне, на наш взгляд,
Россия на сегодняшний день находится на стадии становления. Приоритетной
задачей перед органами государственной власти является необходимость
формирования общественной мысли о том, что представляет из себя социальное
государство как таковое, то, какими правами гражданин обладает и как ими
пользоваться в полной мере, чтобы в последующем была возможность создания
гражданского общества. Согласно одному из исследований, проведенным Кручининым
В.Н., провозглашение России социальным государством является преждевременным,
на что указывает не определенная окончательно доктрина устройства социальной
сферы России, в связи с чем проблема социального государства и его функций не
может считаться исследованной в полном объеме[2].

В
законодательстве России такие понятия, как «социальная защита» и «социальное
обеспечение» в законе не имеют закрепления, но в доктрине права социального
обеспечения проводятся обширные исследования в этой области. Так, с точки
зрения Галаганова В.П., под социальным обеспечением понимается гарантированная
система материального обеспечения граждан по достижении определенного возраста,
в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности,
воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях,
специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемую за
счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального
страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из
государственного бюджета РФ управомоченному органами в порядке, установленном
законодательством[3].

На
наш взгляд, указанное определение с наибольшей точностью отражает правовую
характеристику социального обеспечения и содержит особый субъектный состав,
присущий данному институту. Кроме того, для более глубокого осмысления данного
института важно непосредственно отличать социальное обеспечение от социальной
защиты.

Как
правило, указанные категории зачастую отождествляют, но такой подход не совсем
уместен. Связано это с тем, что в законодательстве СССР термин «социальная
защита» появился лишь в 90-е годы, в момент создания программы перехода
государства к рыночной экономике[4].

Ранее
же существовало именно социальное обеспечение и выражалось в качестве некой
«опеки» со стороны государства, в то время как после распада СССР и вступлении
России на путь самостоятельного государства широкое распространение получила
именно социальная защита, которая нашла свое отражение в форме государственной
социальной помощи[5].

Принципы,
которые выражают сущность социальной защиты как системы, регламентировались в
Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации от
4 августа 1993 года, которая на сегодняшний день свое действие утратила, но
положения которой активно применяются в исследованиях в области права
социального обеспечения[6].

В
связи с этим, под социальной защитой населения следует понимать совокупность
правовых, экономических и организационных мер государства в отношении
нуждающихся граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которую они не
могут самостоятельно преодолеть, с учетом поддержания необходимого
материального и социального положения этих лиц. Исходя из этого, можно провести
небольшое соотношение и указать, что социальное обеспечение является составной
частью социальной защиты населения, что объясняется тем, что социальная защита
регламентируется различными отраслями права (такими, как экологическое,
трудовое и др.), а не только правом социального обеспечения.

Право
граждан на социальное обеспечение закрепляется в ст. 39 Конституции РФ, которая
закрепляет положение о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом[7]. Если
раскрывать сущность права на социальное обеспечение, то Конституционный Суд РФ
отмечает: гражданам доступны различные виды помощи и поддержки, несмотря на то,
что Конституция РФ акцентирует внимание именно на материальное обеспечение со
стороны государства, что предполагает предоставление денежных средств к его
нормальному существованию[8].

Кроме
того, в доктрине существует мнение и о том, что право на социальное
обеспечение, закрепленное в ранее названной статье, не следует относить к числу
конституционных, аргументируя это тем, что Конституция РФ имеет прямое
действие, а права и свободы человека и гражданина являются непосредственно
действующими[9].

Однако,
на наш взгляд, такое мнение является необоснованным. Как правило, все права,
закрепленные в Основном законе государства, берут свое начало из закрепленной
на международном уровне доктрине защиты прав и свобод граждан, что является
достаточным основанием для признания такого права конституционным.

Так,
ст. 22 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. напрямую указывает, что каждый
человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на
осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного
развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях
через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в
соответствии со структурой и ресурсами каждого государства[10].

Таким
образом, конституционное предписание о гарантировании права обязывает государство
выполнять указанную функцию, в частности, путем создания соответствующего
правового регулирования.

На
основании всего вышесказанного мы можем констатировать, что Российская
Федерация достаточно обширный прорыв в области социального обеспечения, но
бесспорным является факт того, что право социального обеспечения требует более
четкого и конкретного закрепления. Как было сказано ранее, социальная защита
является более широкой категорией в сравнение с социальным обеспечением, и
имеет несколько иной субъектный состав. Несмотря на это, именно право на
социальное обеспечение находит отражение в Конституции РФ и гарантируется
государством, что, в свою очередь, предполагает особое правовое регулирование
различных видов социального обеспечения. Как правило, это осуществляется
посредством назначения денежных выплат, оказания социальных услуг,
предоставления различных социальных льгот.



[1] Конституция
Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30
декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г.
№2-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

[2] Кручинин, В. Н.
Социальное государство и его функции в условиях современной России //
Научно-исследовательские публикации. — 2013. — № 1. — С. 15-30.

[3] Галаганов, В.П.
Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф.
Образования / В.П. Галага нов. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский
центр «Академия», 2014. — 448 с.

[4] Галаганов, В.П.
Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф.
Образования / В.П. Галага нов. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский
центр «Академия», 2014. — 448 с.

[5] Зима В.В.
Социальное обеспечение как структурный элемент системы социальной защиты
населения // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 1. С. 35-39.

[6] Зима В.В. Социальное
обеспечение как структурный элемент системы социальной защиты населения //
Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 1. С. 35-39.

[7] Конституция
Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30
декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г.
№2-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

[8] Постановление
Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. № 20- П «По делу о проверке
конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской
Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской
Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 года» Справочная правовая система
«Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17163/ (дата обращения
20.06.2020).

[9] Сайфутдинова В.М.
О понятиях и признаках нематериальных благ / Актуальные проблемы российского
права в современных условиях: материалы VII всерос. науч.-практ. Конф.
Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики
Башкортостан. 2018. С. 51-57.

[10] Всеобщая
декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. в г. Париж. // Официальный
интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:
http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы