Конституционное право зарубежных стран Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Конституционный контроль в республике Франции и в России сравнительная характеристика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Конституционный контроль: теоретические основы.. 6

1.1. Понятие,
сущность и содержание конституционного контроля. 6

1.2. Субъекты
конституционного контроля. 11

2.
Характеристика конституционного контроля в Российской Федерации и в Республике
Франция. 13

2.1.
Конституционный Совет Франции как орган осуществляющий конституционный контроль. 13

2.2.
Конституционный контроль в Российской Федерации и зарубежных странах.
Сравнительно-правовой анализ. 18

Заключение. 26

Список используемых
источников. 30

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы.

Принятие
конституции и закрепление в ней норм и положений о ее первостепенном значении в
правовой системе государства и высшей юридической силе на всей его территории
представляется важнейшим шагом на пути к становлению в стране условий
конституционной законности, предполагающей обязательное соответствие любого
принимаемого нормативно-правового акта конституции, как основному закону.

Конституция
в каждом демократическом и правовом государстве − это нормативный правовой акт,
который имеет высшую юридическую силу, и обладает прямым действием на всей
территории и верховенством.

Это
юридически закрепленный документ, который является важнейшей частью правовой
системы государства, ее стержнем.

Конституция
− самый стабильный нормативный правовой акт, обладающий важнейшими юридическими
свойствами, среди которых особое значение имеет на сегодняшний день ее особая
правовая охрана, в коей задействованы почти все органы государственной власти:
Президент РФ, парламент (Федеральное Собрание) и Правительство РФ, также особый
орган конституционного контроля − Конституционный Суд.

Вопреки
тому, что значительное внимание к такой проблеме как правовая охрана
Конституции в обобщении и конституционному контролю в частности, в России в
наше время однообразного подхода в определении сущности и понятия
конституционного контроля в российской юридической науке так и не получилось. В
общем это все связано с таким фактором как то, что конституционный контроль −
очень сложное и многообразное явление, которое никак нельзя описать, с использованием
какой-то одной формы его проявления.

Стоит
отметить, что в зависимости от политического режима, территориального деления,
формы правления, устройства государственной власти и ее разветвления, а также
других внутригосударственных факторов форма, порядок, органы и виды
конституционного контроля разнятся серьезным образом.

Именно
поэтому представляет научный и практический интерес рассмотрение
функционирования конституционного контроля в Российской Федерации и некоторых
зарубежных странах, с целью проведения сравнительно-правового анализа.

Целью
данной курсовой работы является изучение конституционного контроля в республике
Франции и в России, проведение сравнительной характеристики.

Исходя
из заявленной цели были поставлены следующие задачи:


рассмотреть понятие, сущность и содержание конституционного контроля;


изучить субъекты конституционного контроля;


охарактеризовать Конституционный Совет Франции как орган осуществляющий
конституционный контроль;


провести сравнительно-правовой анализ конституционного контроля в Российской
Федерации и во Франции.

Объект и предмет
исследования.

Объектом данного
исследования выступил конституционный контроль в качестве правовой категории.

Предмет исследования
составили нормы российского и зарубежного законодательства, характеризующие
конституционный контроль в Российской Федерации и в Республике Франция.

Состояния научной разработанности проблемы курсовой
работы. Вопросами изучения конституционного контроля занимались такие авторы
как:  Безруков В.Б., Пунтус С.А., Бородин
В.В., Волков Р.Н., Гасанова К.К., Линев А.Н., Дуллуев З.А., Жирова Е.Н. и
другие.

Методология. Методологическое основание данного
исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной
действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в
развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального
аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное»,
«явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность
и возможность» и др.

Формально-логический метод отразил применение при написании
данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез,
индукция, дедукция)

Нормативная база исследования – общепризнанные принципы и
нормы конституционного отечественного и зарубежного законодательства.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, в
котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух
глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность
рассматриваемого  в данной работе
вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной
литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании
данной курсовой работы.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Конституционный контроль в собственном смысле слова
мог возникнуть лишь тогда, когда вместо принципа суверенности парламента
возобладала бы идея верховенства конституции, и конституционный контроль
осуществлялся бы специальным органом, независимым от законодательной и
исполнительной властей [7, 20].

Понятие «конституционный контроль» безусловно связано
с конституцией, охраной конституционно закрепленных норм и принципов,
обеспечением установленного баланса полномочий различных органов власти, а
также с задачей обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод
человека и гражданина.

Из этого следует, что главная миссия конституционного
контроля — обеспечение верховенства и стабильности конституции, сохранение
конституционного разделения властей и гарантирование защиты конституционно
закрепленных прав и свобод человека.

Любые правоотношения внутри страны должны
осуществляться в рамках конституционно закрепленных норм, начал и целей. Эта
задача может быть реализована только посредством надежной системы
конституционного контроля. Без этого невозможно обеспечить нормальное развитие
общества, гармонизацию интересов общества и его членов. Понятие
конституционного контроля часто отождествляется с понятием конституционного
надзора, однако контроль и надзор — термины не идентичные [5].

Н.В. Витрук, рассматривая конституционный контроль как
функцию власти в правовом государстве, относит его к специфической функции
компетентных государственных органов по обеспечению верховенства Конституции в
системе нормативных актов, ее прямого непосредственного действия в деятельности
субъектов общественных отношений [10].

Таким образом, конституционный контроль — это особый
вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке
законов и иных нормативных актов на предмет соответствия конституции данной
страны. Эта форма контроля предполагает, что определенные органы, должностные
лица, обнаружив нарушающий конституционные нормы акт, правомочны своей властью
отменить его. Признание закона (или его части) неконституционным приводит к
отмене или объявлению его недействующим.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что
конституционный контроль на сегодняшний день существует во многих зарубежных
странах, в том числе и Российской Федерации, каждой из стран присуще свои
особенности в реализации действий этого института, но самое главное, само
присутствие судебно — конституционный контроля дает право на развитие
справедливого осуществление правосудия.

Конституционный
контроль представляет собой проверку и приведение в соответствие нормативных
актов Конституции, посредством осуществления особой формы судебной
деятельности.

Конституционный
контроль реализовывается судебными органами, основной функцией которых является
осуществление правосудия.

Итак,
перейдем к особенностям конституционного контроля в Российской Федерации.

Для
начала, нужно напомнить, что именно Конституция является самым стабильным
нормативно-правовым актом, обладающим важнейшими юридическими свойствами.

В
связи с чем, особое значение имеет ее особая правовая охрана, в такой защите
задействованы практически все органы государственной власти:

Президент
РФ,

парламент
(Федеральное Собрание),

Правительство
Российской Федерации,

Конституционный
Суд.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Конституционный
контроль: теоретические основы

 

1.1. Понятие,
сущность и содержание конституционного контроля

 

Очень
часто сущность конституционного контроля понимают через такую категорию как
правовая охрана Конституции. В этом подходе решающее и важнейшее значение играет
принцип правового государства и форм обеспечения  этого самого государства. Верховенство
Конституции − неотчуждаемый элемент правового демократического государства. С
одной точки зрения, такой принцип как приоритета конституционных норм есть
частный случай верховенства закона, а с другой точки зрения, приоритет
конституционных норм имеет самую особую роль в осуществлении верховенства того
самого закона, основы, главной конституционной ячейки. Причем в каждом
государстве функционирует огромная система, предназначенная обеспечить
верховенство основополагающего закона, которая называется системой правовой, т.
е. юридической охраны Конституции.

Осуществление
охраны Конституции может организовываться в многих формах. К слову, некоторые
ученые выделяет некоторые формы конституционного контроля:

использование
властных прерогатив Президентом РФ, компетентными органами (субъектами) права
законодательной инициативы;

признание
и обеспечение особого порядка (более сложного) внесения предложений и
пересмотра текста действующей Конституции РФ;

прямой
конституционный надзор (это когда компетентный орган государственной власти
находит акт неконституционным, но в то же время сам не отменяет этот акт);

косвенный
конституционный надзор (когда правомочные органы государственной власти (суды
общей юрисдикции) имеют право временно не применять законы (если, вдруг, они не
соответствуют главному закону страны) и могут обращаться за подтверждением их
конституционности в Конституционный Суд РФ);

предварительный
и последующий конституционный контроль (это когда компетентные органы не только
могут выявить несоответствие актов (пока не вступивших или, возможно, уже
вступивших в юридическую силу) Конституции РФ, но и могут отменять то, что не
соответствует главному закону страны);

официальное
нормативное и казуальное конституционное толкование;

конституционно-правовое
судебное разрешение споров о компетенции (это между субъектами федерации,
органами власти а также управления и т. д.);

конституционная
экспертиза правоприменительной практики (это когда Конституционный Суд РФ
рассматривает дела по жалобам на нарушения основных свобод и прав граждан РФ)
[8].

Итак,
конституционный контроль является деятельностью Конституционного Суда РФ по проверке
соответствия Конституции РФ положений действующих нормативных правовых актов
(законодательства), а еще осуществлению иных полномочий этого органа судебной
власти.

Из
предыдущего определения, а следовательно из общего назначения, который присущ
вышеназванному органу, следует выделить некоторый ряд признаков, которые
характеризуют конституционный контроль как особый и очень важный вид социально
значимой правовой деятельности, а именно:

1.
Конституционный контроль осуществляется уполномоченным на то государственным
органом власти – Конституционным Судом РФ. Кроме него вышеупомянутую
деятельность не может выполнять ни один государственный орган власти или ни
одно общественное объединение. Другие контролирующие органы государственной
власти при обнаружении несоответствий федеральных нормативных правовых актов и
законодательства положениям Конституции РФ могут обращаться

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы