Курсовая с практикой на тему Конституционно-правовые основы деятельности средств массовой информации. Правовое регулирование цензуры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 6
§1. Законодательные нормы, регламентирующие деятельность СМИ в Российской Федерации 6
§2. Общие принципы конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации 20
ГЛАВА II. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 24
§1. Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации 24
§2. Теоретические понятия власти и имиджа 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Актуальность темы. Среди огромного разнообразия инструментов воздействия на всех и каждого одно из центральных мест занимает массовая информация, поэтому государство не может обойтись без правового контроля над массовой информацией в современном мире.
Для поддержания общественного порядка, необходимо систематизированное и чёткое управление массовой информацией. Правовые нормы должны организовывать деятельность средств массовой информации так, чтобы конституционные права граждан на свободу слова и информации удовлетворялись в полном объёме. В том числе органам государственной власти нужно своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку общественной жизни и реагировать на объективные процессы в информационном пространстве с целью эффективного управления в этой сфере.
В условиях обширной вовлечённости населения в информационные отношения связанные с потреблением продукции массовой информации, а также развитием технологий государству всё сложнее контролировать сферу массовой информации учитывая как свои интересы, так и учитывать интересы граждан и соблюдать их конституционные права на свободу слова и информации.
В сложившейся общественной — политической ситуации государство всё чаще воздействует на сферу массовой информации, что выражается в создании всевозможных реестров запрещённой информации, ограничении доступа к сайтам в сети интернет и других действий направленных на ограничение свободы информации
Всё это поднимает вопросы конституционно-правового регулирования сферы массовой информации, законность осуществления которой, непосредственно влияет на возможность построения развитого информационного общества со свободными и независимыми средствами массовой информации.
Теоретическая база и степень научной разработанности работы послужили труды таких отечественных ученых-правоведов, как: Бачило И.Л., Братановский С.Н., Ковалева Н.Н., Гуев А.Н., Жирков Г.В., Блюм А. В.
Объектом исследования являются общественные правоотношения в сфере конституционно-правового регулирования СМИ.
Предметом исследования является законодательство о средствах массовой информации, порядок его реализации органами государственной власти.
Целью исследования является комплексное изучение конституционно-правового регулирования СМИ в РФ.
В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
Проанализировать систему законодательства в области регулирования средств массовой информации.
Определить субъектов конституционно-правового регулирования в сфере массовой информации в Российской Федерации.
Рассмотреть основные виды злоупотреблений массовой информации.
Определить проблемы применения мер ответственности в области средств массовой информации.
Методологической основой работы служат общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой.
Структура курсового исследования. Курсовая работа состоит из Введения, Главы 1. Основы конституционно-правового регулирования в сфере массовой информации, параграфа 1.1. Законодательные нормы, регламентирующие деятельность СМИ в Российской Федерации, параграфа 1.2. Общие принципы конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации, Главы 2. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации, состоящая из параграфов 2.1 Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации, 2.2 Теоретические понятия власти и имиджа, Заключения и Библиографического списка.
Заключение:
Конституционно-правовое регулирование СМИ является важным элементом внутренней политики, которая направлена на контроль массовой информации с целью пресечения и предупреждения правонарушений в области средств массовой информации. Проанализировав законодательство в этой области можно прийти к выводу, что обширность контроля массовой информации и интернета в настоящий момент почти достигла той черты, после которой будет попираться конституционный принцип свободы мысли и слова, а также свободы массовой информации и недопущения цензуры. Что представляется довольно опасной тенденцией развития государственно- правовой политики в данной области. Так как недостаточная однозначность и объективность некоторых норм предусматривающих формы злоупотребления информацией открывает пространство для свободного трактования формулировок закона, что даёт формально правомерную возможность органам государственной власти злоупотреблять своими полномочиями по ограничению доступа к определённой информации и привлечению к ответственности. Хотя стоит сказать, что с увеличивающемся давлением со стороны государства на сферу массовой информации, увеличивается, и количество возможности обходить разного рода ограничения. Особенно это касается интернета, из которого полностью удалить или ограничить какую либо информацию практически невозможно, и это вызывает необходимость в реформировании и совершенствовании не только законодательства регулирующего сферу массовой информации, но и приёмов и методик работы с информационными технологиями.
Таким образом, средства массовой информации — это часть массовой коммуникации, которая отличается наличием постоянного специального аппарата для планирования, сбора, отбора, подготовки к распространению информации или ее производством.
СМИ — это социальный институт, обладающий такими признаками как публицистичность и обращенность к аудитории, быстрота, скорость распространения информации, определенная, заранее обусловленная периодичность, системность распространения сообщений, универсальность, всеобщность охвата массовой информацией. СМИ как социальный институт обладает теми функциями, которые предъявляет к ним общество, а именно — коммуникативная, информационная, ценностно-регулирующая и ряд других. Развитие СМИ как в России, так и за рубежом имеет свою историю. Но в целом же оно имеет такие общие признаки, как периодичность, целостность, системность, отражение времени и исторической эпохи. Так, в развитии СМИ в России ряд авторов выделяет три этапа, а ряд других — пять этапов. Но все они едины в одном — историко-правовой генезис СМИ в России — это сложный процесс становления средств массовой информации в стране.
В настоящее время возникает множество дискуссий по поводу сложившейся обстановки связанной с положениями законодательства о экстремизме. Например под так называемым в народе «оскорблениями чувства верующих» под которыми можно понимать практически что угодно.
Множество громких дел, о привлечении к уголовной или административной ответственности за репосты, высказывания в социальных сетях являются в частности побочным эффектом не проработанности положений законодательства в области массовой информации. В итоге для сохранения баланса интересов государства, общества, личности и соблюдения конституционных положений о запрете цензуры и свободе слова, необходимо реформирование законодательства о СМИ с целью придания ему той степени либеральности, которая подразумевалась конституцией, но в тоже время с сохранением возможности государства по влиянию на СМИ во избежание злоупотребления в сфере массовой информации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
§1. Законодательные нормы, регламентирующие деятельность СМИ в Российской Федерации
Законодательство о средствах массовой информации представляет собой систему нормативно-правовых актов разной юридической силы. Так как нормативно правовых актов прямо или косвенно регулирующих деятельность средств массовой информации большое количество то для лучшего понимания условно можно выделить 3 больших группы нормативных актов в области регулирования СМИ, по критерию относимости норм к области регулирования общественных отношений по поводу конституционно-правового регулирования СМИ, и их количеству в конкретном нормативно-правовом акте. Таким образом, условно можно разграничить все нормативно правовые акты прямо или частично регулирующие работу СМИ на 3 категории:
Нормативно правовые акты, определяющие роль СМИ как таковую. В частности правовой статус средств массовой информации, порядок их работы, регистрации, права и обязанности, а также основные ограничения, накладываемые на средства массовой информации, и не соблюдении которых может повлечь тот или иной вид юридической ответственности. Данную группу нормативно правовых актов можно назвать специализированными нормативными актами.
Нормативно правовые акты, содержащие нормы косвенно или прямо затрагивающие область правового регулирования СМИ, но в целом регулирующие другую область общественных отношений.
Нормативно правовые акты, содержащие в себе непосредственно санкции, предусмотренные за несоблюдение законодательства о СМИ.
Естественно некоторые нормативные акты нельзя отнести полностью к определённой категории, в некоторых случаях законодательные акты подпадают под данный критерий лишь в определённом процентном соотношении, поскольку одновременно в них содержаться пропорционально нормы, преобладание которых характерно для одной из предложенных категорий.
Первая группа норм.
При деятельности по уяснению системы норм регулирующих общественные отношения по поводу административно-правового регулирования СМИ, в первую очередь стоит говорить о Конституции Российской Федерации, так как данный нормативный акт обладает высшей юридической силой, что соответственно даёт Конституции Российской Федерации приоритет над всеми другими нормативными актами, регулирующими средства массовой информации.
Свобода слова и информации необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии провозглашённого в конституции, и совершенно необходимая составляющая естественной работы СМИ. Верховный суд в Постановлении Пленума Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Таким образом, Конституция Российской Федерации провозглашает принцип свободы слова, и свободы информации, а также ограничения связанные с использованием данных свобод. Эти положения развиваются и дополняются в нормативных актах меньшей юридической силы основным, из которых является Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации».
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее закон о СМИ) является основополагающим нормативным актом в области регулирования средств массовой информации и их правового регулирования.
Закон о СМИ закрепляет основные понятия, такие как массовая информация, средства массовой информации, издатель, главный редактор и так далее. Такое закрепление хотя бы частично должно способствовать более чёткой регламентации правового статуса участников оборота массовой информации.
В том, что можно назвать общей частью данного нормативного акта существует статья 4, которая играет крайне важную роль во всей системе законодательства о средствах массовой информации, так как она в общем виде определяет весь объём информации, которая может быть ограничена в обороте и те способы злоупотребления свободой массовой информации, за которые наступает юридическая ответственность. Данная статья предопреде6 положением, развивающим и дополняющим конституционное положение (статьи 29) об ограничениях свободы массовой информации.
Кроме того данное положение во многом предопределяет полномочия органов государственной власти в области административно-правового регулирования СМИ, так как полномочия эти в частности связана с мониторингом, контролем и надзором за соблюдением данных ограничений и привлечением виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Данное положение закона отсылает нас сразу к нескольким нормативным актам так или иначе входящих в первую группу нормативных актов в области правового регулирования. Ими являются: 1.Уголовный кодекс Российской Федерации ; 2.Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности «; 3. Федеральный закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму «; 4. Федеральный закон от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации»;
Каждый из вышеуказанных нормативных актов является частью системы законодательства о СМИ, которая представляет собой довольно обширную систему нормативно правовых актов, в которых хоть и частично содержаться те или иные ограничения, налагаемые на средства массовой информации. Хотя в общем виде блок законодательства, налагающий ограничения и запреты обозначен в законе о СМИ и как уже выяснено остальные акты не могут предусматривать ограничения для свободы массовой информации которые не предусмотрены в законе.