Курсовая с практикой на тему Конституционно-правовой статус Законодательного собрания Краснодарского края
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Законодательная власть в системе государственной власти РФ 5
1.1Сущность и функции законодательной власти 5
1.2Особенности организации законодательной власти в субъектах РФ 15
Глава 2 Проблемы законодательной власти РФ и направления совершенствования её деятельности 21
2.1 Полномочия законодательного органа субъекта Российской Федерации 21
2.2 Законодательное собрание Краснодарского края 28
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Введение:
Актуальность темы исследования определяется современным этапом конституционного развития Российской Федерации. Факт принятия Конституции 1993 года стал началом развития современной российской парламентской системы. Региональные парламенты, которые стали создаваться в субъектах РФ, имеют значительные отличия от советских представительных органов субъектов.
В настоящий момент парламенты занимают важное место в системе органов государственной власти субъектов РФ. Это обусловлено тем, что они являются единственными органами власти в субъектах РФ, которые имеют право принимать законы — акты высшей юридической силы.
Парламент — высший представительный орган субъекта Федерации, выражающий волю и интересы народа, и претворяющий ее в жизнь. Они обладают значительными контрольными полномочиями, таким образом, играя существенную роль в обеспечении законности в субъектах РФ. Так, представительные органы субъектов принимают участие в назначении ведущих руководителей исполнительной власти, и соответственно, в значительной степени участвуют в управлении субъектами РФ.
Значимость региональных парламентов обусловлена необходимостью совершенствования организации и повышения эффективности их деятельности.
Целью курсовой работы является исследование структуры правового статуса законодательных органов субъектов РФ и формулирование рекомендаций, направленных на оптимизацию функционирования региональных парламентов.
Для достижения данной цели необходимо выполнить задачи исследования:
— исследовать сущность и функции законодательной власти;
— изучить особенности организации законодательной власти в субъектах РФ;
— проанализировать образ законодательной власти в сознании граждан современной России: постановка проблемы
-охарактеризовать содержание компетенции и организации работы регионального парламента на примере Законодательного Собрания Новосибирской области;
— выработать предложения по совершенствованию законодательства в этой области.
Объектом курсовой работы выступают правоотношения в сфере законодательной власти, которые связаны с закреплением правового положения представительных органов субъектов Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является правовой статус региональных парламентов России, в частности Законодательное собрание Краснодарского края.
Методологической основой настоящей работы являются диалектический метод познания, историко-правовой, сравнительно-правовой и логический методы.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых, занимающихся исследованием данной темы, среди которых: Реснянская О.С., Богданова Н.А., Быкова А.Г., Карасев А.Т. Марченко М.Н. и др.
Источниковедческую базу курсовой работы составляют действующее конституционно-правовое законодательство Российской Федерации и ее субъектов; постановления Конституционного Суда РФ; справочные материалы; труды отечественных и зарубежных авторов, содержащиеся в книгах, журнальных статьях, материалах научных конференций.
Структура курсовой работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы, функционирующие в рамках этих ветвей власти, самостоятельны.
Данный принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств.
Три ветви власти в России взаимодействует, ограничивая друг друга.
Эту схему взаимоотношений называют системой сдержек и противовесов.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, определение нормативной базы деятельности всех органов государственной власти, влияние на деятельность исполнительной власти, участие в формировании исполнительных органов, судебных органов России.
Важно, что правовой статус регионального парламента России — это совокупность установленных Конституцией РФ, федеральными и региональными законами, полномочий, прав и обязанностей органа по организации и обеспечению государственной власти и местного самоуправления, обеспечению экономического и социального развития, обеспечению прав и свобод граждан, определяющих его место в системе государственных органов.
Основными задачами законодательных органов субъектов являются: обеспечение законодательного регулирования общественных отношений по вопросам их предметов ведения; определение единой политики по вопросам экономического, социального, культурного развития субъекта; защита законных интересов населения в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами.
Основные функции регионального парламента: представительная, которая заключается в том, что он, являясь представительным органом государственной власти, выступает от имени и в интересах народа, выражает его волю и добивается ее проведения в жизнь. Законодательная — право принятия Устава субъекта, областных законов, создающих условия и гарантии для реализации прав и свобод граждан, определение меры поддержки граждан, хозяйствующих субъектов, осуществление разграничении компетенции органов государственной власти, обеспечение соответствующего финансирования из бюджета субъекта России; контрольная — реализуется им врезультате организации контроля за соблюдением и исполнением принятых законов субъекта, а также за исполнением областного бюджета.
Следует отметить, что парламентаризм в субъектах Российской Федерации развивается. То есть, можно говорить о том, что усиливается политическое влияние региональных парламентов. Это отражается на том, что усиливается процедура контроля представительного органа субъекта России за деятельностью исполнительных органов соответствующего субъекта.
В качестве итога дипломной работы можно сформулировать следующие выводы:
Во-первых, орган законодательной власти, являясь частью системы разделения властей, обладает самостоятельностью по отношению к другим.
Во-вторых, важнейшим условием успешного выполнения региональным законодательным органом своих функций является независимость. Парламент субъекта Российской Федерации не подконтролен исполнительной власти соответствующего субъекта. Никто не может вмешиваться в право регионального парламента субъекта на принятие законов, этим обеспечивается независимость законодательного органа в осуществлении своей главной функции. Независимость парламента не абсолютна. Эти ограничения подразумевает принцип разделения властей и система «сдержек и противовесов».
В-третьих, региональный парламент субъекта РФ имеет исключительное право на принятие законов. Так, ни один другой орган государственной власти не обладает таким же правом на отдельно взятой территории. Поэтому законодательные органы субъекта могут в рамках своей компетенции влиять на развитие субъекта.
В- четвертых, самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, поэтому при осуществлении своей деятельности представительный орган, тесно взаимодействуя с исполнительной и судебной ветвями власти, не зависит от них.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Законодательная власть в системе государственной власти РФ
1.1 Сущность и функции законодательной власти
В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок.
Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка.
Согласно норме статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации подразделятся на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей представляет собой организацию политической власти, основанную на независимости трех ее ветвей, но в то же время на их сдерживании друг друга через систему, которая именуется «системой сдержек и противовесов» и взаимодействии высших органов государства .
Также в одном из своих Постановлений Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что данный принцип является одним из общих принципов демократического правового федеративного государства, который препятствует концентрации функций разных ветвей власти в каком-либо одном органе .
Основными задачами принципа являются совершенствование и оптимизация деятельности всех структур государства, которые, в свою очередь, необходимы для улучшения эффективности всего механизма управления государством .
Современная теория разделения властей получила большое развитие в связи с появлением трудов английского мыслителя Джона Локка и французского – Шарля Луи Монтескье.
Д. Локк в своем произведении «Два трактата о государственном правлении», написанном в 1690 году, анализирует ветви власти, дает им подробную характеристику. Он считал, что законодательная власть является главенствующей, так как она издает законы, соответственно, является для всех обязательной для исполнения. В свою очередь, исполнительная и судебная подчинены ей .
Ш. Монтескье не только дальше развивал идею о разделении властей, но и дополнил ее, написав о том, что ветви власти должны взаимно сдерживать друг друга .
По Ш. Монтескье, законодательная власть – это, прежде всего, представительный орган, членами которого являются представители из каждого крупного пункта. Он обладает правом собираться и распускать себя по собственному волеизъявлению .
В Российском государстве теория разделения властей была известна уже с XVIII века, но обширный интерес возник лишь во второй половине 80-х годов XX века во время перестройки, которая была толчком к началу формирования конституционно-правовой политики .
В первый раз данный принцип был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990-м году, что послужило причиной внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 года . В настоящее время нормы статей 10 и 11 Конституции Российской Федерации посвящены законодательному закреплению принципа разделения властей.
В доктринальных источниках часто используется термин «представительная (законодательная) власть», при этом термин «законодательная власть» заключается в скобки, таким образом отмечается природа парламента. А.Т. Карасев и А.В.Савоськин — авторы одноименной научной статьи – отмечают, что, на их взгляд, не случайно в норме статьи 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации прежде всего определено как представительный, а уже затем как законодательный орган .
Также следует отметить, что в нормативно-правовых актах, например, в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184- ФЗ в скобках, наоборот, используется термин «представительная» власть.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на большое количество научных работ по данной теме, в доктрине отсутствует полное определение «представительной (законодательной) ветви власти».
Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти.
На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры.
В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.
Признаки законодательной власти:
1. Системность;
2. Набор функций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей;
3. Коллегиальность;
4. Представительство интересов, выборность.
Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями.