Курсовая с практикой на тему Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. История развития и правовой статус
Федерального Собрания РФ.. 5
1.1. История развития конституционно-правового
статуса Федерального Собрания РФ 5
1.2. Статус и положение Федерального собрания РФ в
системе органов государственной власти. 9
Глава 2. Особенности конституционно-правового
статуса палат Федерального Собрания РФ.. 15
2.1. Место Совета Федерации. 15
2.2. Статус Государственной Думы.. 22
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 30
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена тем, что Федеральное Собрание Российской Федерации
играет исключительно важную роль в системе государственной власти России.
Функционирование парламента является проявлением демократического устройства
общества, в котором представители народа исполняют его волю. В связи с этим,
можно утверждать об актуальности темы исследования, которая будет сохраняться
еще на протяжении длительного периода в будущей истории России.
Федеральное Собрание —
парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным
органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства
является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия,
в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на
народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные
решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип
народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания
законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской
Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом,
а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий
Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Анализируя научную литературу можно прийти к выводу, что Федеральное собрание
гармонично вписалось в конституционно-правовую систему Российского государства,
без него невозможно представить себе образ российского общества.
Объектом исследования курсовой
работы являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционно-правового
статуса Федерального Собрания РФ.
Предметом исследования курсовой
работы выступают нормы конституционного права, регулирующие статус Федерального
Собрания РФ.
Цель курсовой работы:
комплексный анализ конституционно-правового статуса Федерального Собрания РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение
следующих основных задач курсовой работы:
— рассмотреть историю
развития конституционно-правового статуса Федерального Собрания РФ;
— раскрыть статус и
положение Федерального собрания РФ в системе органов государственной власти;
— изучить место Совета
Федерации;
— проанализировать статус
Государственной Думы.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения,
содержащиеся в трудах правоведов по проблемам конституционно-правового
статуса Федерального Собрания РФ.
Методология и методы
курсовой работы. При исследовании конституционно-правового статуса Федерального
Собрания РФ, использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция
и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический,
системный, функциональный) методов познания. Кроме того, при анализе
нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы
познания: формально-логический, сравнительно-правовой метод.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ[1], федеральные законы РФ.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. [1] Конституция Российской Федерации:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская
газета. – 1993. — N 237.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и
выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы
и предложения в рамках представленной темы.
1. Законодательные
учреждения в России имеют многовековую историю — от веча, боярской думы,
дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского
народовластия и современных форм парламентской демократии. Парламент в
современном понимании в России появился на несколько столетий позже, чем в
передовых странах: только в самом начале ХХ века. Прошлый век стал основным
периодом развития парламентаризма в России.
2. В отличие от
других государственных органов Федеральное Собрание — сложный,
многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими
государственными и общественными институтами.
Федеральное Собрание Российской Федерации —
двухпалатный орган. Бикамерализм, то есть двухпалатная структура парламента,
свойственен федеративным государствам, так как одна из палат парламента
призвана отражать интересы субъектов федерации, в то время как другая —
интересы всего населения в целом.
3. Совет Федерации является
верхней палатой и выполняет одну из ключевых функций в процессе
государственного управления. В соответствии со статьей 95 Конституции РФ, Совет
Федерации, состоящий из членов, которые представляют интересы субъектов
Российской Федерации, является одной из двух палат Федерального Собрания.
Правовое регулирование формирования Совета
Федерации РФ трудно признать совершенным. Остаются пробелы в правовом
регулировании, имеются оценочные нормы, требующие дополнительного толкования.
Совет Федерации РФ начинает разрастаться за счет увеличения числа сенаторов, на
его формирование значительное влияние будет оказывать институт главы
государства.
4. Важной особенностью Государственной Думы является
то, что она совмещает в себе особенности, характерные для органа
государственной власти и особенности, соответствующие органу представительства
интересов населения государства. Таким образом, она выполняет три важные
функции:
1. Представительная функция: орган реализует
конституционные положения о демократической форме правления, суверенитете
народа и правах граждан управлять делами государства.
2. Законодательная функция: орган закрепляет
общеобязательные правила поведения в нормативных правовых актах, обеспечиваемых
силой государственного принуждения.
3. Контрольная: орган имеет полномочия ставить вопрос о
недоверии Правительству РФ и инициировать отрешение от должности Президента РФ,
а также назначать и отрешать от должности Председателя Центрального Банка
России, рассматривать годовой отчет Банка России.
Подведя итоги
вышесказанному, следует отметить, что проблемные вопросы формирования палат
Федерального Собрания, прежде всего, обусловлены совокупностью сложных и
противоречивых явлений в российской политической действительности. И поэтому
для преодоления указанных выше проблем при формировании палат Федерального
Собрания в современных реалиях целесообразно было бы не только принятие
соответствующих нормативно-правовых актов, но также необходимо:
1) повысить
профессиональные требования к кандидатам на пост члена Совета Федерации и
депутата Государственной Думы;
2) изменить гражданскую и
политическую культуру общества;
3) разрешить правовые
проблемы порядка формирования палат Федерального Собрания, в частности,
проблемы, нарушающие общепризнанные принципы демократизма.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История развития и правовой статус Федерального
Собрания РФ
1.1. История развития конституционно-правового статуса
Федерального Собрания РФ Первыми законотворческими органами, зафиксированными во
всемирной истории, были «совет четырехсот» (по законам древнегреческого
правителя Солона) и «совет пятисот» (по реформе его преемника Клисфена). Они
стали своеобразными прообразами будущих парламентов, летоисчисление которых
ведется с 1265 г., когда в Англии был учрежден специальный государственный
орган, называемый парламентом. Затем появились испанские кортесы, французские
штаты и другие законодательные органы, получившие общее название во всех странах
мира – парламент. Латинское слово parliamentum в тот период означало
послеобеденную беседу монахов. Этим же термином в ХII-ХIII вв. пользовались для
обозначения совещания монахов. В Англии слово parliament появилось вначале для
обозначения любого обсуждения. При Плантагенетах этим словом обозначали
«великие советы»[1].
Двухпалатная
структура современного Федерального Собрания имеет глубокие корни в
отечественной истории. В русских землях в качестве постоянных советов при
князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В
новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы
стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была
преобразована в Сенат — орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом
власти на время отсутствия императора.
Первыми
государственными учреждениями, в которых представительное начало играло
определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей
служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые
годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов.
Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и
мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы
взыскания налогов.
Следует
отметить, что функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно
совпадают с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными
парламентами стран Западной и Центральной Европы. Однако по мере укрепления
царской бюрократии (к концу XVII в. и далее) Соборы фактически стали исчезать.
При Екатерине Великой отголоском деятельности Земских Соборов стала работа
Уложенной комиссии — собрания депутатов всех сословий, земель и народностей
России для выработки нового законодательного уложения. С 1769 года более или
менее регулярно стал действовать Императорский совет, состоявший из ближайших к
императрице влиятельных сановников.
Первая попытка
создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в
Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора
Александра I трудами выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского были
разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который
должен был состоять из двух палат — Государственной думы и возглавляемого
императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный
совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все
законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были
обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума
тогда так и не была создана.
В последние
годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного
общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь.
Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III
задержали движение России к его созданию[2].
В самом начале
ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и
законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими
манифестами и указами осенью 1905 — зимой 1906 годов. Законодательная функция
возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый
Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет.
Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени
созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может
воспринять силы без одобрения Совета и Думы».
27 апреля 1906
года в Санкт-Петербурге начала свою работу Первая Государственная Дума. В её
состав избирались представители всех территорий, входивших в обширное
Российское государство. Тогда народные представители — люди разных сословий,
национальностей, вероисповеданий — впервые собрались вместе, чтобы участвовать
в решении важнейших проблем развития государства и общества, создавать новое
законодательство. Причём представительность и многонациональность стали
характеристиками, которые выгодно отличали Первую Государственную Думу России
от многих зарубежных парламентов того времени.
День 27 апреля
1906 года был сразу воспринят российским обществом как определяющий новый путь
развития, все понимали, что в России происходят глубокие политические и
общественные изменения. И это сразу сказалось на том, как работали первые
депутаты: без перерыва, 10 часов каждый день. Стремление почти каждого депутата
Государственной Думы высказать свою позицию было вполне понятно, потому что за
несколько месяцев до начала работы Государственной Думы в России была
провозглашена свобода слова.
Государственный
совет — верхняя палата первого российского парламента — формировался по
смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина —
избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного
совета от каждого губернского земского собрания), частично по
сословно-корпоративному принципу.
Первая
Государственная Дума поставила в свою повестку вопросы, которые во многом
определили работу парламентов многих государств в ХХ веке, — это и требование
отмены смертной казни, это и равноправие всех национальностей, это и
региональное самоуправление и много других принципиальных нововведений.
Первому
русскому парламенту был отмерен недолгий век — чуть больше десяти лет. В ходе
Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система
представительной власти, ею стали Советы[3].
С 1924 года в
Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная
функция принадлежала Съезду Советов. Для текущей работы он формировал две
палаты — Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены
пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который
формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо
от населения) — по 5 человек и от каждой автономной области или республики — по
1 человеку.
Конституция
1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы
палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае
разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае
отсутствия согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных
палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция
просуществовала вплоть до распада СССР.
Конституция
Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания —
двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета
Федерации. В соответствии со статьей 95 в состав Совета Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от
представительного и исполнительного органа государственной власти.
В 2012 году по
инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина был создан Совет
законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. Его целью стало
обеспечение единого правового пространства, координация законотворческой
деятельности региональных парламентов и обмен опытом.
Таким образом,
законодательные учреждения в России имеют многовековую историю — от веча,
боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета,
до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.
Парламент в современном понимании в России появился на несколько столетий
позже, чем в передовых странах: только в самом начале ХХ века. Прошлый век стал
основным периодом развития парламентаризма в России. [1] Тавитов Д.О. История парламента в
российском государстве // Актуальные проблемы права. Сборник научных
статей магистрантов. Под редакцией Б.Г. Койбаева. — Владикавказ, 2020. — С.
263-267. [2] Шеховцов В.А., Парин Д.В. Роль
парламента в системе государственной власти современной России // Закон и
право. — 2021. — № 1. — С. 36-38. [3] Щукин Д.В. Государственная дума россии
конца ХХ века: повседневная жизнь и практики взаимоотношений // Известия
Воронежского государственного педагогического университета. — 2019. — № 1 (282).
— С. 163-165.