Курсовая с практикой Юриспруденция Конституционное право

Курсовая с практикой на тему Конституционно-правовой статус Амурской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

1. Статус субъекта Российской Федерации — один из важнейших институтов конституционного права 4

1.1Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 4

1.2 Элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации 9

2 Характеристика Амурской области как субъекта Российской Федерации 13

2.1 Структура статуса субъекта РФ 13

2.2 Законодательная исполнительная и судебная власть Амурской области как субъекта Российской Федерации 16

Заключение 22

Список литературы 24

  

Введение:

 

Актуальность изучаемой темы обусловлена следующими факторами. Российская Федерация является носителем большого разнообразия видов субъектов (края, области, города федерального значения, республики, автономные области, автономные округа), что является наследием советского административно-территориальной устройства государства. Создание различных территориальных единиц было направлено на экономическое и социальное выравнивание уровня развития регионов страны. В результате политических и территориальных изменений начала 1990-х годов ряд территориальных образований получил новый статус, а административные единицы стали субъектами Федерации.

Вопросы федерализма в России, особенно связанные с изменением состава субъектов, являются главными и важнейшими вопросами развития и будущего страны, поскольку успешное их решение является залогом целостности государства и эффективной управляемости ее субъектов.

Целью данной работы является изучение конституционно-правового статуса Амурской области.

Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации;

— охарактеризовать элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;

— выявить структуру статуса субъекта РФ;

— исследовать законодательную исполнительную и судебную власть Амурской области как субъекта Российской Федерации.

Объектом данного исследования выступили конституционно-правовые отношения, характеризующие конституционно-правовой статус субъекта РФ качестве правовой категории.

Предмет исследования составили нормы конституционного права Российской Федерации, характеризующие отличительные особенности правового статуса субъекта Российской Федерации.

Методология. Методологическое основание данного исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.

Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Нормативная база исследования – общепризнанные принципы и нормы конституционного права, положения Конституции Российской Федерации .

Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы, списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данного исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В формировании и совершенствовании внутренней политики Российской Федерации в области государственного строительства, законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, в социально-экономической сфере, культуре и т.д. все большую роль играют его субъекты. Эта роль тем более усиливается, когда согласование интересов центра и регионов происходит на основе оптимального распределения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами .

Особенность различных субъектов Российской Федерации, их неравенство по уровню социально-экономического развития, размерам территории, численности населения отнюдь не означает неравенство их государственно-правовой природы, так как, различаясь фактически, субъекты Российской Федерации в конституционном отношении, включая их правовую природу, являются, по сущности, одинаковыми.

Для того чтобы компетенция субъектов Российской Федерации более четко была очерчена, необходимо определить в Конституции Российской Федерации или федеральном законодательстве перечень тех полномочий, которые, безусловным образом, находятся в исключительном ведении субъектов. Данный перечень не должен быть исчерпывающим, однако важность определения предметов ведения заключается в том, что названные сферы будут вычленены из предмета регулирования Федерации и дадут возможность субъектам Федерации более уверенно осуществлять правовое регулирование в обозначенных областях, не опасаясь федерального вмешательства.

Самой сложной и проблематичной сферой правового регулирования является сфера совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Безусловно, многообразие видов субъектов, а также специфика их социально-экономического, исторического развития, географического положения диктуют необходимость отражения в региональном законодательстве объективных правовых потребностей общества по предметам совместного ведения в формате конкретного субъекта. В связи с чем следует признать, что излишняя детализация федеральным законодательством вопросов совместного ведения не оставляет субъектам простора при удовлетворении собственных инициатив.

Правовое положение субъектов Российской Федерации в целом и Амурской области в частности является довольно динамичным. Изменение в его содержании осуществляется под воздействием различных факторов. В статье был проведен анализ динамики правового положения Амурской области за последние 10 лет. Достаточно серьезные изменения правового статуса Амурской области произошли в результате конституционной реформы 2020 года. В развитие сформированных позитивных тенденций трансформации правового положения Амурской области представляется возможным сформулировать следующие предложения:

— в целях консолидации структур гражданского общества, формирования, обеспечения деятельности и развития гражданского участия в выработке и реализации государственной политики в Амурской области наделить правом законодательной инициативы Общественную палату Амурской области;

— для эффективной реализации заложенных в ходе реформы в Конституции Российской Федерации и закрепленных в Уставе Амурской области правовых положений необходимо сформировать качественные организационно-правовые механизмы, предполагающие систему мер по реализации региональной политики по этим направлениям.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Статус субъекта Российской Федерации — один из важнейших институтов конституционного права

1.1 Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Обращаясь к нормам Конституции Российской Федерации можно четко проследить источник определения статуса субъектов РФ – это Основной закон России и основные законы самих субъектов.

Статья 65 Конституции Российской Федерации содержит перечень составляющих Федерацию субъектов . Перечисление территорий, составляющих государство, характерно для конституций многих государств, в основном федеральных (Австрия, Бельгия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты и др.). Таким образом, устанавливаются пределы юрисдикции государства. Кроме того, сам факт конституционного определения территории государства является существенной гарантией его территориальной целостности.

Российская Федерация является самым многочисленным федеративным государством по числу входящих в ее состав субъектов. Именно это обусловливает тот факт, что в перечне теоретических и практических проблем конституционного строительства в России на современном этапе государственно-эволюционных процессов, в условиях устойчивого развития федеративных отношений одним из важнейших остается вопрос о статусе субъекта Российской Федерации, о его конституционно-правовом содержании . Кроме того, элементный состав конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, а также вопрос о включении его правовой системы в конституционно-правовой статус субъекта Федерации до сих пор не определен.

Состав субъектов государства федеративного устройства, предполагает их общую численность, характеризующуюся соответствующим конституционно-правовым статусом и определенной системой отношений между ними, регулируемых нормами права в рамках государственно-территориального устройства.

Правовое регулирование процессов изменения состава субъектов Российской Федерации является важным шагом в создании правовых условий гармонизации и развития федеративного устройства России. В настоящее время субъекты Российской Федерации при сравнении имеют существенные несоответствия территориального, экономического и политического развития. Несовершенство федеративного устройства усугубляется наличием не только сложносоставных субъектов, а также различиями в правовом статусе.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения иного государства или его части. Конституция РФ устанавливает различный режим изменения состава РФ и изменения наименования субъектов РФ, вопросы которого предусмотрены статьей 137 Конституции РФ.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (далее – №6-ФКЗ) .

Действующим законодательством предусмотрены два способа образования нового субъекта: объединение существующих субъектов, с сохранением, либо без сохранения наименования одного из них, и принятие в Российскую Федерацию нового субъекта в результате присоединения иностранного государства или его части.

Согласно ч. 2 ст. 1 №6 — ФКЗ образование в составе РФ нового субъекта — предусматривает изменение состава субъектов Федерации согласно настоящему закону и не связанное с принятием иностранного государства или его части в состав России. Порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации определен статьей 5 Федерального конституционного закона, который осуществляется в результате объединения двух и более граничащих субъектов Российской Федерации.

Формирование нового субъекта Российской Федерации – это многоступенчатая процедура. Допустимость его осуществления устанавливается Конституцией Российской Федерации, а результатом его осуществления является изменение количества субъектов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон устанавливает следующие требования к образованию новых субъектов в составе Российской Федерации: во-первых, добровольное участие; во-вторых, соблюдение государственных интересов Российской Федерации; в-третьих, соблюдение принципов федеративного устройства; в-четвертых, соблюдение прав и свобод человека и гражданина; в-пятых, учет существующих исторических, экономических и культурных связей субъектов Российской Федерации; в – шестых, учет социально-экономических возможностей субъектов.

Объединение субъектов Российской Федерации является в настоящее время одной из наиболее обсуждаемых тем. С процессом укрупнения российских регионов связаны надежды на решение многих политических, экономических, национальных, социальных и иных проблем современной России .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы