Курсовая с практикой на тему Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Понятие национальной безопасности и ее сферы 6
1.2. Национальные интересы России: понятие и виды 14
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 26
2.1. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности 26
2.2. Конституционная безопасность государства 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
Актуальность темы исследования заключается в том, что за последнее десятилетие в России произошли значительные изменения в осмыслении проблемы национальной безопасности и становления конституционных правовых основ обеспечения национальной безопасности современного российского государства. Развитие концептуальных и конституционных основ обеспечения национальной безопасности России нашло отражение в доктринах и нормативно-правовых актах, которые официально приняты и действуют в настоящее время. Главную роль в определении конституционных правовых основ обеспечения национальной безопасности современного российского государства играет ее Конституция.
Конституция РФ выступает одновременно основой и источником правовых норм в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Уже в ее преамбуле установлены базисные принципы формирования государственности в России, ее развития и функционирования, которую волеизъявлением образует народ. Так, в ней установлено, что Конституцию принимает многонациональный народ, который соединен общей судьбой на своей территории. Это значит, что имеет место население и определенная территория, которые соединены вместе. Ведь население и территория выступают основой национальной безопасности, так как люди, формируя государство, становятся нацией.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года. Стратегия признается основным документом планирования развития системы обеспечения национальной безопасности России, в котором изложены порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Это основа для конструктивного взаимодействия органов власти государства, юридических лиц и общественных объединений для защиты национальных интересов России и обеспечения безопасности человека, общества и государства.
Предметом исследования является национальная безопасность Российской Федерации, ее Концепция и структура. Объектом работы являются правовые нормы, в том числе утратившие силу, международно-правовые и нормативно-правовые акты зарубежных государств; научные труды отечественных ученых, позволяющие раскрыть исследуемые вопросы.
Исследование показало, что проблема имеет среднюю степень разработанности в науке. Отдельно можно отметить научные труды таких авторов, как И.Б. Кардашова, Савицкий А.Г., В.С. Хижняк, Я.В. Цитович, Г.В. Лисовская, В.А. Хажироков, А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев, А.Г. Кравченко. Особо интересным представились исследования А.С. Миловидовой, которая проводит технико-юридический сравнительно-правовой анализ новой стратегия национальной безопасности России; С.С. Санниковой, которая раскрывает понятие и сущность угрозы национальной безопасности государства и мер по борьбе с ними.
Нормативную базу составили в первую очередь Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О безопасности», Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», а также прочие нормативно-правовые акты, позволяющие раскрыть тему исследования. Нормативно-правовые акты, утратившие силу были использованы для ретроспективного анализа исследуемой проблемы. Акты зарубежных государств рассмотрены с целью сравнительно-правового анализа предмета исследования.
Методологической основой являются диалектический метод познания, а также используемый на его базе ряд частно-научных методов: исторический, сравнительно-правовой анализ, аналогия, обобщение, описание.
Практическая значимость работы состоит в возможном применении выводов исследования в учебной и научной деятельности.
Целью работы является исследование национальной безопасности Российской Федерации, ее Концепции и структуры. Цель работы предопределила постановку следующих задач:
— раскрыть понятие национальной безопасности и ее сферы;
— рассмотреть понятие и виды национальных интересов России;
— раскрыть понятие и источники угрозы объектам национальной безопасности;
— проанализировать конституционно-правовую сущность национальной безопасности;
— раскрыть понятие конституционной безопасности государства ;
— проанализировать правовую политику Российской Федерации в сфере национальной безопасности;
— систематизировать исследованный материал.
Структурно работа состоит из двух глав, поделенных на параграфы.
Заключение:
В результате реализации постановленных в работе задач была достигнута ее основная цель — проведено исследование национальной безопасности Российской Федерации, ее Концепции и структуры.
В ходе исследования были раскрыты понятие национальной безопасности и ее сферы; рассмотрены понятие и виды национальных интересов России; раскрыты понятие и источники угрозы объектам национальной безопасности; проанализированы конституционно-правовую сущность национальной безопасности; раскрыты понятие конституционной безопасности государства; проанализированы правовую политику Российской Федерации в сфере национальной безопасности.
Национальную безопасность государства расценивают как синоним военно-оборонной политики, как важной цели национальной безопасности именуют самосохранение нации как особенной культурной, политической, исторической общности, что подразумевало бы защиту строя государства, идеалов нации, традиций, образа жизни. Для теории национальной безопасности Российской Федерации в силу культурной и исторической самобытности государства не принципиально разведение понятий государственной и национальной безопасности.
Национальные интересы в методологическом отношении представляют собой первооснову инструментария исследования обеспечения национальной безопасности.
В 1992 году впервые был принят Закон Российской Федерации «О безопасности», определивший не национальные интересы, а жизненно важные интересы как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».
Избегая отождествления «национальных интересов» и «потребностей», в настоящем исследовании было предложено вести речь о сущности национального интереса, являющегося предметной формой выражения национальных ценностей, в основе которого лежат объективные потребности развития личности, общества и государства. Учитывая, что национальный интерес есть интерес нации как двуединство суверенного территориального государства и гражданского общества, сущность его заключается в отношении, выражающем стремление государства и гражданского общества к достижению самосохранения государства.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассмотрен широкий перечень внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, при этом объясняется, что причины их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.
Было установлено, что под угрозой национальной безопасности понимается непосредственная угроза жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные границы и относится к основным национальным ценностям (суверенитету, государственности, территориальной целостности).
Главную роль в определении конституционных правовых основ обеспечения национальной безопасности современного российского государства играет ее Конституция.
Конституция РФ выступает одновременно основой и источником правовых норм в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Очередным всплеском внимания к вопросам национальной безопасности было обозначено опубликование новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Современное конституционное развитие России в сложившихся геополитических условиях требует более тщательного внимания к вопросам обеспечения национальной безопасности.
Помимо широкого круга внутренних и внешнеполитических выводов, который может следовать из текста документа, для настоящего исследования представила интерес также его юридико-техническая составляющая.
Так, стратегии национальной безопасности получают свое юридическое признание различными способами: в стране может существовать единый закон о национальной безопасности, стратегия может утверждаться органами законодательной или исполнительной власти, утверждение стратегии может быть отнесено к компетенции президента. Было отмечено не свойственное Российской Федерации обращение (вступительное слово, предисловие) от имени лица, ответственного за подготовку стратегии.
Как представляется, такой подход не в полной мере оправдан: раз уж должностное лицо и так было ответственно за подготовку документа и подписало его, то все его видение в целом и содержится в документе. Зачем же добавлять некую преамбулу, место которой в системе правового регулирования не в полной мере определено. Представляется, что в случае со стратегией национальной безопасности весь текст документа итак наполнен таким ценностным содержанием. Исследование позволило сделать вывод, что эффективно было бы изложить указанные тезисы в рамках публичных выступлений по поводу принятого документа, а не расширять его текст.
Фрагмент текста работы:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Понятие национальной безопасности и ее сферы
В период после распада Союза Советских Социалистических Республик на уровне законодательства впервые понятие национальной безопасности было установлено в Законе РФ от 05 марта 1992 года «О безопасности» . Так, безопасностью именовалось состояние защищенности важных интересов человека, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Законодатель подчеркивал именно жизненно важные интересы. При этом под ними подразумевалась сумма потребностей, удовлетворение которых нерушимо обеспечивает возможности и существование прогрессивного развития человека, государства и общества.
Указанным нормативно-правовым актом к главным объектам безопасности были отнесены:
— человек — его свободы и права;
— общество и его духовные и материальные ценности;
— государство, в частности его конституционный суверенитет, строй и целостность территории.
В науке предлагаются различные определения национальной безопасности. Исследуемое понятие, которая появилась в политологической и правовой литературе недавно, имеет давнюю историю, которая уходит корнями в Новое время. В частности, Концепции общественного договора Гоббса, Спинозы обосновывают заключение договора соображениями общей безопасности, которой угрожает безначалие состояния.
В противоположность Аристотелю и Гуго Гроцию Гоббс раскрывает личность, как существо эгоцентричное и антисоциальное, представляя государство и общество как производное от интересов человека. Считая, что в итоге грехопадения сущность человека искажается страстями тщеславия и эгоизма, люди живут из принципа «человек человеку волк». Личность в обществе ищет свое благо, но не чужое. Меж людьми, которые не сдержанны властью, господствует обоюдный страх, который проистекает из страха зла. Гоббс отмечал, что доказательством этого служит то, что люди на пустырях носят оружие; в домовладении хозяева запирают двери; государства, даже в мирном состоянии, всегда вооружены. Причина таких опасений состоит в части в естественном равенстве людей, из-за которого даже самый слабый с легкостью может убить самого сильного, хоть и в соперничестве, но основном в стремлении к обретению благ, которыми все не могут пользоваться все сразу.
В соответствии с политической философией Гоббса в естественном состоянии природа предоставила все всем и каждому. В связи с этим произошла война всех против всех (bellum omnium contra omnes ), так как на всезде возникают столкновения, и все считают все дозволенным. Меж тем всеобщая война противоречит главному началу природы человека — самосохранению. Люди подвержены постоянной опасности и испытывают обоюдный страх. Для избавления таких зол, сильные пытаются подчинить себе слабых и превратить их в орудия защиты. Однако, поскольку человеческие силы по сути одинаковые, надежда на безопасность является непрочной.
Война всех против всех вступает в противоречие с самой целью жизни человека, самосохранению, поэтому нужно искать мир, а когда нельзя обрести мир, необходимо искать хотя бы союзников в войне. Таким является естественный закон, иными словами предписание разума права. То есть, для того чтобы прекратить насилие и хаос, обеспечить безопасность и мир, люди заключают общественный договор и создают государственную власть. В противоположность естественному состоянию в государственном, гражданском состоянии, в которое люди переходят, для избегания вражды при помощи соглашения либо договора меж людьми, избирается глава либо верховный орган, который сможет обладать правами власти и положит окончит всеобщую войну. Такого правителя либо правящих Гоббс именовал сувереном.
Суверен гарантирует свободу, являющуюся правом делать все, что не запрещается законом. Долгом суверена является хорошее управление народом. Поскольку добровольного согласия мало для стабильной безопасности, нужно подавлять всплески эгоизма общей волей, которая бы нацеливала отдельных людей к общей цели и их держала страхом наказания от действий, который нарушают мир. Суверен — это носитель указанной воли и гарант безопасности.
Таким образом, государство в понимании Гоббса представляет собой единое лицо, воля которого, из-за договора многих, признается волей всех, поэтому употреблять способности и силы каждого для всеобщих защиты и мира. Собрание либо лицо, воле которого подчинены все остальные, именуется верховной властью; прочие называют подданные.
Таким образом, понятие безопасности включается в логику обоснования государства нового типа, то есть государства национального. Дело в том, пишут А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и А.Г. Кравченко, что замысел национального государства, который появился в Новое время, в период времени с XVI по XVII века, предшествовал замысел империи-государства. Замысел того, что у нации должно иметься собственное государство, которое охватывает всю нацию, сформировался недавно.
До буржуазных революций люди считали себя причастным не национальным государствам, а клану либо племени, городу- государству либо сюзерену, церкви, династическому государству. В течение веков политическим вектором являлось не национальное государство, а мировая империя, которая включала разные этнические группы и народы на базе общих цивилизации, религии. Так развивались Западная и Восточная Римская империи.
В Новое время замысел национального государства, где под нацией воспринималась, более договорная, политическая общность, нежели этническая группа, которая достигла в своем развитии необходимости своего государства, была очень востребованной для революционной перемены устройства государства, которое основано на сословной монархии, что в результате значительно повлияло на политическую организацию в обществе и привело к формированию политических свобод и прав.
Попытки рационально обосновать новый тип государственного, политического устройства, которое основано на республиканской форме правления, приводят к понятию национальной либо общей безопасности, которому в новой доктрине правового государства и общественного договора отведена роль базовой категории в развитии логики доктрины государства.