Курсовая с практикой на тему Конституционно-правовая сущность федерального устройства России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного
устройства. 6
1.1.Понятие и классификация моделей
государственного устройства. 6
1.2.Признаки и виды унитарных федеративных
государств. 10
Глава 2. Характеристика России как федеративного
государства. 14
2.1 Принципы и критерии построения российского
федерализма. 14
2.2. Понятие АТД, его виды,
юридические основы, значение для общественной жизни 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 43
Введение:
Формирование и усовершенствование правовых
общественных взаимоотношений с целью повышения их эффективности всегда являлось
одной из важнейших задач, изучаемых юридической наукой. Применительно к
федеративным взаимоотношениям
рассмотрение данного вопроса имеет особенную значимость.
Российская Федерация (далее – РФ) неизменно находится
в процессе государственного реформирования.
Причиной названного реформирования является стремление
к конкретизации конституционной модели федерализма.
Любое государство с федеративной формой
государственного устройства может столкнуться с такими, противоположными друг
другу проблемами, как приход государства к унитарной форме, так и сецессия
субъектов либо распад на отдельные государства.
Актуальность исследования можно определить важностью
осмысления теоретических представлений о сущности федерализма и определения его
конституционных основ и особенностей федерализма в РФ для совершенствования
проводимых в нашем государстве реформ, целью которых является построение
правового демократического, экономически сильного государства.
Существующие трудности государственного устройства
федерации имеют затяжной характер, а следовательно, необходимо проверить
факторы, послужившие возникновению такой ситуации. Размышляя о способах
улучшения таких негативных факторов в сфере федеративных отношений, следует
обратить внимание на важность такого процесса, который можно считать одной из
главных вопросов в конституционном праве.
Совершенно очевидно, что юриспруденция, в большей
степени сталкивается с трудностями возникающих в различных взаимоотношениях,
феноменами государственной власти и деятельности различных институтов, а также
вопросами по улучшению законодательства.
Проблема федерализации различных областей
взаимоотношений в России занимает центральное место. Ее причина кроется в
историческом развитии и неизменными проблемами современного государства с
федеративной формой устройства. Эта проблема также обусловлена и необходимостью
обобщения практики как правления в современной России, так и федеративного
устройства, учитывая зарубежный и отечественный опыт федерализма. Федерализм
или же федерацию возможно определить именно как форму децентрализации власти
государства, подразумевающую некое разграничение функций и полномочий между
субъектами федерации и органами государственной власти. Наша страна, в
соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция
РФ), является федеративным государством[1]. Одними
из главных конституционных основ являются принципы ее устройства, на основании
которых определены взаимоотношения между субъектами и федеральным центром.
Можно сказать, что именно поэтому, исследование российского федерализма
является особенно важным в контексте изучения теории государства и права. Все
это и обуславливает актуальность темы данной работы.
Объектом исследования данной работы является
реализация и соблюдение принципов федеративного устройства заложенных в
Конституции РФ.
Предметом исследования являются взаимоотношения
органов государственной власти РФ с органами власти её субъектов.
Проблемам российской государственности посвящены
работы ученых различных научных деятелей в сфере общественных наук, которые
использовались при написании данной работы. А это, научные труды таких ученых и
исследователей, как Лебедева В. А, Малько А. В., Хропанюк В. Н., Зорченко Е.
А., Фадеев В.И. и других.
Хотелось бы отметить, что специалисты, вникая в суть
некоторых явлений государственного устройства, как правило, не ставили перед
собой цель в разработке единого междисциплинарного подхода к проблеме
федеративного устройства России, вопросу статуса ее субъектов и правоотношений
между центром и субъектами.
При написании данной работы поставлена цель в
проведении анализа федеративного устройства РФ как основы государственного
управления.
Достижение поставленной цели, основывается на решении
следующих задач:
· рассмотреть понятие и виды формы государственного
устройства;
· определить понятие федеративного государства, его виды и признаки;
· рассмотреть становление федеративного устройства в России;
· изучить особенности и принципы российского
федерализма;
· рассмотреть системный подход к пониманию
федерализма;
· проанализировать разграничение компетенции в федеративной системе;
· провести анализ влияния формы федеративного устройства на реализацию государственного управления.
В ходе исследования использовались такие методы как
анализ, синтез, сравнения, метод системного подхода и другие.
Структурно работа представлена введением, двумя
главами, заключением и библиографическим списком. [1] Конституция Российской
Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г., с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. N 11-ФКЗ //
СЗ РФ. — 2014. — N 31. — Ст. 4398
Заключение:
1. Территориальное устройство
государства имеет многообразные формы, которые можно оценивать по-разному.
Важной задачей является эффективное формирование и функционирование
политической организации общества для выполнения общечеловеческих задач на
определенной территории. Территориальное устройство играет важную роль в
осуществлении организационно-управленческих, нормативно-правовых,
финансово-экономических функций государства. В целях эффективной разработки
государственной политики необходима система методов, подходов и инструментов
для оптимального развития общества. Объединение народа и государственной власти
создает формат определенного типа общества.
2. Унитарное государство – это
единое государственное образование. Для унитаризма характерно существование
единой конституции для всей страны и отсутствие деления на
административно-территориальные части. Не смотря на испытание временем,
унитаризм как форма государственного устройства, доказывает свою устойчивость,
однако и в нём проходят изменения, такие как передачи полномочий областям и районам,
и т.п..
Смысл и цель федерации, по мнению
ряда ведущих специалистов-федералистов, состоит в усилении правового
государства и демократии. И универсальность принципа федерализма в этом плане
при всех различиях сохраняется.В этой работе мы хотели показать, что федерация,
кроме как формы государственного территориального устройства ещё и является
одним из способов сдерживать народы в гармонии под контролем одного Не смотря
на свое малое количество в мире, государства-федерации доказали свою
устойчивость и жизнеспособность. Более того, в ряде случаев именно
федерализация страны явилась исключительным способом сохранения
государственного единства. Нам представляется, что востребованность
федеративной формы государственно-территориального устройства в XXI в. будет
только повышаться. На фоне массовых заявлений о «желании независимости»,
федерация станет одним из вариантом сохранить территорию и суверенитет.
3. Можно утверждать, что мотивы субъективного,
политического характера превалировали и продолжают превалировать при выборе той
или иной модели федеративного устройства. В этой работе хотелось бы отметить тот
факт, что сегодня в Российской Федерации сложилась особенная модель
федеративного устройства, которую можно обозначить как конституционную,
ассиметричную федерацию, базирующуюся на национально-территориальных принципах
с сильным влиянием суверенитета Федерации. Совпадают ли формальные
характеристики с реальными внутригосударственными отношениями? Да, совпадают.
Однако, несмотря на это, страна находится в состоянии, когда провозглашенная кооперативность с
реальным распределением полномочий ни только не реализуется, а даже
«саботируется» самой федерацией. Конституционное закрепление прав и полномочий
так и остаётся формальность, их заменяют федеральные законы центра. Принцип
федеративного государственного устройства не совпадает с реальным
взаимодействием центра и субъектов. Это оказывает серьёзное негативное влияние
на социально-экономическое развитие как субъектов, так и федерации, но и
создают почву для множества политических конфликтов
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты государственного
устройства 1.1.Понятие и классификация моделей
государственного устройства Для понимания понятия модели
государственного устройства, необходимо сказать несколько слов о понятии
государственного устройства в обществе и его характеристиках.
Территория любого государства всегда
определенным образом организована, разделена на части в целях повышения
эффективности управления государством и оптимизации взаимоотношений Центра и
регионов. Государственное устройство – это организация территории государства и
деление территории на составные части, взаимоотношение этих частей и их
правовое регулирование. Нельзя не согласиться, что государственное устройство —
важнейший элемент любого государства. Его значимость заключается в устройстве
территории и установлении связей Центра и регионов таким образом, чтобы
обеспечивалось бы эффективное осуществление государственной власти и снижалась
вероятность возникновения внутренних конфликтов. Государственное устройство
обусловлено различными факторами: размером территории, составом населения,
национальными традициями, особенностями формирования государства[1].
Форма государственного устройства
есть совокупность обобщенных критериев, характеризующих внутреннее строение
государства, его деление на составные части, отражающие также характер
соотношения государства в целом и отдельных его частей.
Иногда в литературе идет речь о
соотношении формы правления и формы государственного устройства, хотя это две
разные характеристики формы государства. Поскольку учреждение системы органов
государственной власти осуществляется в рамках территориального деления
государства, а компетенция органов государственной власти производна от
компетенции государства, представляется возможным форму государственного устройства
рассматривать как более фундаментальную категорию, чем форму правления.
Форма государственного устройства
показывает: [1] Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации:
учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп.
М.: Статут, 2017. – С.123.