Методика преподавания РКИ Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Конкурсы как вид внеаудиторной работы по РКИ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1.
Внеаудиторная деятельность как фактор повышения учебной мотивации  6

1.1 Мотивация
деятельности учащихся и создание условий для ее реализации  6

1.2 Виды и
формы внеаудиторной работы в процессе обучения РКИ.. 14

ГЛАВА 2.
Конкурсные мероприятия как прием повышения мотивации изучения РКИ   21

2.1 Типология
конкурсных мероприятий по русскому языку, литературе и культуре  21

2.2 Принципы
формирования конкурсных заданий для изучающих русский язык как иностранный. 23

ГЛАВА 3.
Организация и проведение конкурса «Знатоки русского языка» для иностранных
студентов …….. факультета. 27

3.1
Организация и проведение конкурсов в процессе преподавания РКИ.. 27

3.2 Описание
конкурса «Лингвистические раскопки» для иностранных студентов …….. факультета. 30

Заключение. 41

Список
литературы.. 42

  

Введение:

 

Изучение методики
преподавания русского языка как иностранного становится важным условием и
составной частью подготовки студентов российских вузов к их будущей
профессиональной деятельности.

Овладение любым языком –
это напряженная, усердная и трудоемкая работа. Разумеется, что такая
интеллектуальная активность должна быть смотивирована. Вследствие этого, вопрос
мотивации становится более значительным для педагогов, психологов, методистов.
Статистика показывает, что существенная часть обучающихся слабо мотивирована к
овладению русского языка как иностранного. Причины подобной проблемы очевидны:
скудный запас лексики, языковой барьер, боязнь выражать мысли на иностранном
языке. Для устранения подобных причин требуются новые формы и методы обучения.
Стимулирование развития мотивации необходимо и возможно способами
психологически продуманных приемов. Вопросы развития мотивации являются
объектом пристального внимания методистов и психологов таких как: В.Д.
Шадриков, Г.В. Рогова, Е.П. Ильин, С.Ю. Головин, В.И. Ковалев, С.А. Рубинштейн,
Н.С. Пряжников, Г.Д. Юрченкова, Н.И. Гез, И.Л. Бим, Р. Франкен, В. Х. Вруми др.

Работа с иностранными
учащимися ведется преподавателем не только на уроках РКИ, но и во внеаудиторное
время. В период адаптации иностранных слушателей для повышения мотивации при
изучении русского языка очень важно поддерживать и повышать интерес к культуре,
обычаям и традициям страны, где им предстоит жить и учиться. Как говорится в
«Методике обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской
подготовки»: «Внеаудиторные мероприятия позволяют не только развивать речевые
навыки и умения студентов, но также формировать у них страноведческие знания,
расширять их кругозор, стимулировать интерес к изучению русского языка и
русской культуры» [1].

Конечно, данные цели
могут реализоваться только при стремлении иностранных слушателей научиться
коммуникации с помощью русского языка, узнать как можно больше о культуре,
обычаях, традициях и известных деятелях страны. Одним из видов внеаудиторной
деятельности, позволяющей развивать речевую компетенцию иностранных слушателей,
одновременно повышая знания об истории и культуре белорусского народа, является
конкурс. Конкурсы – это необходимые формы внеаудиторной работы, где главной
целью является развитие способностей по самостоятельному приобретению знаний,
умений, навыков студентов, ускорению процесса перехода от обучения к
самообучению — наивысшей ступени образовательного процесса.

Объект исследования
— внеаудиторной работы студентов РКИ.

Предмет исследования
– особенности организации конкурса как средства развития мотивации к изучению
русского языка как иностранного.

Цель исследования
– рассмотреть особенности организации внеаудиторной работы на примере курсов,
как средства развития мотивации к изучению русского языка как иностранного.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
особенности мотивационной деятельности студентов и создание условий для ее
реализации

2. Изучить виды и формы
внеаудиторной работы в процессе обучения РКИ

3. Изучить типологию
конкурсных мероприятий и принципы формирования конкурсных заданий по русскому
языку, литературе и культуре

4. Проанализировать
особенности организации и проведение конкурса «Лингвистические раскопки» для
иностранных студентов …….. факультета

В качестве основного метода
исследования
предлагается метод анализа методической и
психолого-педагогической литературы по заданной проблеме исследования, метод
моделирования.

Методологической основой
данного исследования
является деятельностный подход,
предлагаемый отечественными авторами Г.В. Роговой, Е.П. Ильиным, Л.И. Божович и
т.д.

Практическая значимость данной
работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в
процессе обучения русского языка как иностранного, а также на занятиях по
методике преподавания иностранных языков.

Структура работы
представлена следующим образом. Работа состоит из двух глав, введения,
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мотивация – это
динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического
управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию и
поддержку.

Основные мотивы изучения
РКИ: общение как социально-культурная потребность человека; долгосрочные планы,
связанные с построением семьи или бизнеса; профессиональная и образовательная
ориентация; любовь к языку и желание интеллектуального роста; атмосфера благоприятного
общения на занятии и любовь к своему преподавателю; доступ к средствам массовой
информации; знание языка как основного средства межкультурного общения;
трудности, вызывающие напряжённую работу познавательных сил; получение
положительной оценки как внешний, но необходимый фактор при оценивании знаний и
умений студентов. 

Одним из средств развития
мотивации к изучению русского языка, как иностранного является внеаудиторная
работа – это работа, которая проводится вне расписания аудиторных занятий и
предусматривает работу в кружках, участие в вечерах отдыха, экскурсиях,
посещение выставок и музеев, просмотр фильмов и спектаклей, встречи с
интересными людьми и т.д.

Первые формы
внеаудиторной работы, имеющие языковую и литературную направленность, – это
лингвистические и литературные кружки, салоны; средства массовой информации
(журналы, газеты, стенгазеты), викторины. В настоящее время в рамках изучения
языка проводятся разнообразные конкурсы, олимпиады, вечера, создаются языковые
клубы, организуются учебные экскурсии, занятия с использованием информационных
технологий. Внеаудиторная работа представляет собой специально организуемые
внеучебные занятия, главными функциями которых являются: приобретение и
углубление знаний; расширение кругозора; приобщение к культурным ценностям.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Внеаудиторная
деятельность как фактор повышения учебной мотивации

 

1.1 Мотивация
деятельности учащихся и создание условий для ее реализации

Сегодня мотивация как
психологическое явление определяется показному. Во-первых, «это совокупность
факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение человека,
во-вторых, как совокупность мотивов, в-третьих – как побуждение, вызывающее
активность и направленность к выполнению действия» [15]. Итак, рассмотрим
некоторые определения понятия «мотивация».

Проанализировав все
определения мотивации, можно классифицировать их по двум направлениям. В первом
рассмотрим мотивацию как комплекс мотивов или факторов. 

По схеме Р. Франкен,
«мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний,
мировоззрением, идеалами, убеждениями и направленностью личности. Учитывая эти
факторы, происходит принятие решения, формирование намерения» [
25]. 

Во втором направлении
мотивация рассматривается как динамичное образование, механизм. Так, В.И.
Ковалёв определяет мотивацию «как динамический процесс внутреннего,
психологического и физиологического управления поведением, включающий его
инициацию, направление, организацию и поддержку» [
8].

Управление мотивацией
является важной проблемой методики обучения РКИ. Для оптимальной организации
учебного процесса необходимо глубокое знание мотивов изучения РКИ, умение
правильно выявлять их и разумно управлять ими. В данной статье мы попробуем
исследовать и проанализировать все возможные мотивы иностранных студентов,
связанные с изучением РКИ, рассмотрим эти мотивы в контексте тех обстоятельств,
которые сложились на данный момент в различных вузах нашего государства, и
постараемся раскрыть новые идеи и предложить инновационные варианты для
повышения мотивационной культуры студентов при изучении языка страны, на
территории которой они проводят очень важный период своей жизни – период их становления
как взрослых личностей [
14].

При общей тенденции
положительного отношения к изучаемому языку главной становится задача
поддержания интереса к изучению русского языка. Учебная деятельность, как и
любая другая, протекает наиболее успешно там, где она максимально мотивирована.
Особое внимание следует уделить мотивации на начальном этапе обучения, так как
значительно проще поддерживать и развивать уже имеющееся, чем пытаться
восстановить то, что уже утрачено. Безусловно, планируя находиться на
территории иностранного государства в течение нескольких лет, любой разумный
человек будет ставить перед собой задачу максимально быстро изучить язык
страны, в которой он собирается жить. Одним из главных мотивов, связанных с
этой задачей, является мотив выживания. Обратившись к философии, мы увидим, что
за любым поступком человека стоит определённое, чётко сформированное желание. У
человека, находящегося вдали от родины, есть определённые желания, которые,
очевидно, будут беспокоить его намного больше, чем, если бы он находился дома,
в своей стране. Это относится к бытовым проблемам. Неготовность их решить может
привести к укоренению чувства незащищённости и неуверенности в себе. Конечно,
решение той или иной ситуации также зависит и от личных качеств студента, и от
социально-политического уровня развития государства, и от культурного уровня
наших граждан. Но это те факторы, на изменение которых необходимо будет
потратить значительно больше усилий и времени, чем на изучение языка. Незнание
языка и отсутствие практики общения на нём являются одними из главных причин
чувства незащищённости, ограниченного комфорта и эмоциональной подавленности
студентов, проживающих и обучающихся на территории иностранного государства [1]. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы