Курсовая с практикой на тему Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономическойбезопасности организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность и
основное содержание конкурентоспособности 5
1.2. Факторы,
влияющие на конкурентоспособность
предприятия 10
1.3.
Конкурентоспособность как фактор экономической
безопасности 16
2. НАПРАВЛЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В
СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ 23
2.1.
Экономические характеристики экономической
безопасности предприятия 23
2.2. Основные
характеристики процесса повышения
конкурентоспособности, как факторы повышения экономической безопасности предприятия 32
3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
3.1
Организационно-экономическая характеристика предприятия 40
3.2 Основные
показатели эффективности системы экономической безопасности предприятия 42
3.3 SWOT-анализ.
Мероприятия по обеспечению экономической безопасности предприятия 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Введение:
Экономическая безопасность и конкурентоспособность –
взаимосвязанные и взаимозависимые параметры. Сохранение и укрепление позиций
предприятий реализуется через повышение их конкурентоспособности.
В условиях глобальной неопределенности целевой уровень
экономической безопасности предприятия должен обеспечивать сохранение и
укрепление его позиций как на внутреннем рынке, так и на внешнем (мировом), что
позволяет защищаться от возникающих угроз, отвечать на новые вызовы и на этой
основе устойчиво развиваться.
Чем выше уровень развития факторов, определяющих
конкурентоспособность предприятия, тем более оно устойчиво и жизнеспособно в
условиях постоянно возникающих внешних и внутренних угроз. Соответственно,
большинство показателей, характеризующих конкурентоспособность, одновременно
характеризуют и экономическую безопасность.
При этом не стоит забывать о конкурентах, которые представляют
важнейшую составляющую внешней микросреды любого предприятия. Поэтому в условиях
рынка успешность деятельности любого предприятия значительно зависит от того,
насколько конкурентоспособна его продукция, товар или услуга и какие действия
фирма принимает для её поддержания в изменяющихся условиях рынка. Таким
образом, обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности является главной
стратегической задачей любого предприятия, особенно, на быстроменяющемся рынке.
Для того, чтобы успешно действовать на рынке в условиях высокой
конкуренции и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности,
предприятия и организации осваивают новые виды услуг, вводят новые формы
ведения бизнеса, стимулируют своих сотрудников и борются за привлечение каждого
клиента. При планировании своей деятельности предприятие учитывает не только
потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Исходя из информации,
поступающей в ходе изучения условий конкуренции, во многом формируется
стратегия предприятия по освоению рынка, а также общая стратегия деятельности
предприятия. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности является всегда
актуальной, важной и неотъемлемой целью любой организации.
Целью работы выступает анализ конкурентоспособности организации в
целях обеспечения экономической безопасности и разработка мероприятий по ее
совершенствованию.
Объект исследования – оценка индикаторов экономической
безопасности деятельности ПАО «СахалинЭнерго» за 2017-2019 гг.
Предмет исследования – экономические процессы, явления, факторы,
показатели, характеризующие конкурентоспособность предприятия, а также экономическую безопасность предприятия.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация,
абстрагирование, индукция, наблюдение, сравнение, описание, систематизация
теоретического и практического материала, комплексный подход.
Заключение:
Конкурентоспособность
показывает преимущества компании перед конкурентами, для того, чтобы определить
насколько сильно это преимущество, в каких аспектах компания лидирует, а по
каким отстает, необходимо определять уровень конкурентоспособности, измерять ее.
Конкурентоспособность – это способность привлекать наибольшее число
потребителей к совершению первичных и дальнейших покупок, путем наилучшего
соответствия их требованиям и запросам, за счет создания и накопления
уникальных предложений и преимуществ перед конкурентами в сфере комплекса
маркетинга, обслуживания потребителей, кадровой политике и др., а также
непрерывная адаптивность к динамично меняющейся рыночной ситуации и наилучшее
удовлетворение потребностей клиентов с учетом современный тенденций.
Конкурентоспособность является важнейшим фактором обеспечения
экономической безопасности страны на всех уровнях. Проблема
конкурентоспособности страны в условиях глобального роста экономической сфере и
развития конкуренции приобретает первостепенное теоретическое и практическое
значение. В современных условиях задача повышения конкурентоспособности
национальных экономик основывается, прежде всего, на развитии
научно-технического потенциала страны и эффективности использования имеющихся
ресурсов.
Обеспечение экономической
безопасности в современном мире является одной из основных задач не только
отдельного хозяйствующего субъекта в рамках осуществления своей деятельности,
но и государства в целом. Проанализировав взаимосвязь конкурентоспособности и
экономической безопасности, можно сказать, что конкурентоспособность выступает
как механизм обеспечения экономической безопасности. Обе этих категории
являются характеристиками экономической деятельности. Только
конкурентоспособность выступает в качестве цели этой деятельности, а
обеспечение экономической безопасности является необходимым условием для
функционирования и развития.
Экономическая безопасность предприятия является комплексной
характеристикой, то есть отражает степень защиты от негативного влияния
внутренних и внешних факторов всех потенциалов предприятия, что позволяет
обеспечить устойчивую и эффективную деятельность. Благодаря достаточному уровню
экономической безопасности предприятия можно сформировать благоприятные условия
для эффективного функционирования предприятия, а также достичь основной цели с
помощью своевременного выражения и ослабление влияния любых угроз.
В условиях риска банкротства система управления экономической
безопасностью принимает особо высокую значимость, т.к. именно на ее основе становится
возможным оказать влияние на определенные факторы кризисной ситуации и снизить
вероятность банкротства предприятия.
К особенностям обеспечения экономической безопасности
в современных условиях относится управление структурой капитала и улучшением
показателей финансовой устойчивости, работа с дебиторской и кредиторской
задолженностью, совершенствование кредитной и договорной политики предприятия.
Фрагмент текста работы:
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Сущность и основное содержание
конкурентоспособности Рассмотрение данного вопроса целесообразно начать с трактовки
термина «конкурентоспособность». Следует отметить, что в современной литературе
существует много определений данного термина.
Различные аспекты конкурентоспособности предприятий
рассматриваются в работах многих исследователей. Но, несмотря на то, что
конкурентоспособность является объектом изучения для многих исследователей,
единого понимании данного понятия нет: существует множество вариантов
определения данного понятия, субъективность к формированию теоретической базы
конкурентоспособности, а также несколько подходов к оценке и анализу
конкурентоспособности на разных ее уровнях.
Так, исследователь Воронов А.А. считает, что
конкурентоспособность предприятия – это «комплексная характеристика субъекта
хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка,
отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей –
финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических,
кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному
функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней
среды» [8, с. 46].
А.А. Асеев отмечает, что конкурентоспособность – это борьба
за наиболее выгодные условия в целях получения максимальной прибыли [3].
В свою очередь, Д.В. Цируль выделяет конкурентоспособность,
как способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Им же
отмечается, что конкурентоспособность выполняет стимулирующую функцию. Кроме
того, посредством конкурентоспособности происходит распределение доходов в
соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства
[39].
С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин
конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию,
противостоять конкурентам [22].
Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение
конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в
сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [37]. Автор подчеркивает,
что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными
на конкретном рынке.
Однако, на наш взгляд, наиболее оптимальным является
определение конкурентоспособности О.А. Красиковой, согласно которому под
конкурентоспособностью понимается способность приспосабливаться и
адаптироваться к условиям работы в постоянно меняющихся рыночных отношениях
[19].
Необходимо различать понятия конкурентоспособность
предприятия и конкурентоспособность продукции. Под конкурентоспособностью
предприятия понимается способность прибыльно производить и реализовывать
продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других
контрагентов в своей рыночной нише. Под конкурентоспособностью товара
подразумевается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая
обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для
покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов [3].
Рассмотрим основные отличия данных понятий:
1. Степень охвата. Так,
конкурентоспособность продукции рассматривается по каждому её конкретному виду.
Конкурентоспособность предприятия в качестве объекта рассмотрения имеет всю
номенклатуру и ассортимент предприятия. Помимо самой продукции
конкурентоспособность предприятия включает рассмотрение всех направлений производственно-экономической
деятельности предприятия [36];
2. Субъект оценки. Так,
субъектом оценки конкурентоспособности товара является потребитель, так как
конкурентоспособность товара является степенью удовлетворенности именно
потребителя [26]. Оценку же конкурентоспособности предприятия осуществляет не
только потребитель, но и производитель, так как непосредственно само
предприятие принимает решение о целесообразности выпуска той или иной
продукции. При этом общим аспектом между конкурентоспособностью продукции и
конкурентоспособностью предприятия является то, что признание и той, и другой
происходит на рынке.
3. Периоды жизненного цикла.
Различие заключается в том, что продукция и само предприятие имеют различные
периоды жизненного цикла. При этом фактор времени имеет значительное значение
при долговременном планировании деятельности предприятия, так как жизненный
цикл предприятия значительно более продолжителен, чем жизненный цикл продукции.
Так, за всё время функционирования предприятия оно может поменять несколько
видов изделий [39, с.139].
Некоторые исследователи считают, что понятия
«конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия»
идентичны. Так, Мазилнина Е.И. понимает конкурентоспособность предприятия как
«реальную и потенциальную способность, в реальных условиях, проектировать,
изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам
более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [8, с. 36].
Но отметим, что, хотя конкурентоспособность товара и необходима
для обеспечения конкурентоспособности предприятия, но не является для этого
единственным условием. Так, фирма может не быть конкурентоспособной, но при
этом производить продукцию, которая характеризуется высоким уровнем
конкурентоспособности. Таким образом, нельзя приравнивать понятия
конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия.
Учитывая рассмотренные определения конкурентоспособности
предприятия, выделим основные аспекты, которые должно содержать понятие
конкурентоспособности предприятия:
1) конкурентоспособность предприятия нельзя приравнивать к
конкурентоспособности продукции несмотря на то, что конкурентоспособность
продукции является основой для всех прочих уровней конкурентоспособности, все
же для конкурентоспособности предприятия оно является лишь составной частью [7,
с.67].
2) при рассмотрении конкурентоспособности предприятия как
относительной категории, нужно четко устанавливать базу сравнения. Это даст
более объективные результаты её оценки [27, с. 41]:
3) конкурентоспособность предприятия является непостоянной,
меняющейся с течением времени величиной.
4) конкурентоспособность предприятия – понятие, которое должно
выражать способность предприятия приспосабливаться к изменяющимся условиям
внешней и внутренней среды.
5) конкурентоспособность предприятия как показатель должна отражать
возможность бескризисной деятельности предприятия [14, с. 39].
6) конкурентоспособность предприятия должна быть комплексным, сложным
показателем.
Учитывая перечисленные аспекты, под конкурентоспособностью
предприятия будем понимать комплексное сложное свойство предприятия, которое
выражает его способность в любой период времени обеспечивать свои конкурентные
преимущества, получать прибыль и иметь эффективную деятельность, а также быстро
и эффективно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды
и рынка.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия может быть
охарактеризована как его потенциальное качество, включающее:
1. Способность предприятия
выявлять реальные ожидания целевых групп потребителей и грамотно определять
тренды в потребительском поведении. Иными словами, организация должна
объективно, точно и своевременно анализировать потребности потребителя, как в
текущем времени, так и на прогнозный период в будущем. Данный анализ возможен
благодаря использованию научной модели целевой потребительской группы, которая
учитывает её психологические, экономические и социально–культурные факторы
[35];
2. Способность предприятия организовать
производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям потребителей,
в отношении цена — качество. В данном случае, речь идет не только о
потребительских качествах товара, но и его маркетинговых свойствах (гарантия,
цена и т. д.);
3. Способность реализации
эффективной маркетинговой политики;
4. Способность предприятия в
поиске и создании условий снижения затрат на обеспечение факторами
производства, а именно: рабочей силой, капиталом, энергией, сырьем и
материалами [12];
5. Способность создавать и
удерживать технологическое производство в сравнении с отраслевыми конкурентами.
Следовательно, создается необходимость в постоянном и своевременном
технологическом обновлении;
6. Способность создавать и
проводить эффективную маркетинговую и производственную стратегию, базирующуюся
на инновациях;
7. Способность создавать и
реализовывать, на исполнительском и управленческом уровнях, высокий кадровый
потенциал. Исполнительский персонал является качественным, если он способен
эффективно использовать производственные технологии, существующие на
предприятие, и готов осваивать новые технологии [11]. Управленческий персонал
является качественным, если он способен выявлять и эффективно использовать
рыночные возможности.
Качества 1, 2 и 3 способствуют увеличению доходов организации
за счёт сравнительно более точного осознания потребностей основных потребителей
и умения удовлетворять данные потребности. Качество под номером 4 позволяет
снижать затраты на выпуск продукции. В совокупности, качества с 1 по 4 обеспечивают
экономическую эффективность деятельности организации и характеризуют его
способность адаптироваться под текущие требования внешней среды.
Качества 5 и 6 способствуют планированию и реализации
технологических, товарных и маркетинговых стратегий, которые создают базис
конкурентоспособности предприятия. Данные качества, в сущности, являются
инновационным потенциалом предприятия. Они позволяют прогнозировать состояние
внешней среды в будущем и генерируют условия для более успешной адаптации.
Качество под номером 7 может быть охарактеризовано как
необходимое условие для создания, удержания и реализации потенциальных
преимуществ на продолжительных временных интервалах, тем самым превращая
конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным
товаром в стратегическую устойчивость компании [15].
Реализация данных качеств дает возможность предприятию
создать реальные конкурентные преимущества, выражающиеся в укреплении торговых
марок, росте рыночной стоимости и создании дополнительной устойчивости по
отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды [10, с. 97].
В совокупности, это способствует расширению возможностей предприятия
и снижению его удельных затрат, что в свою очередь отражается на цене
производимых товаров (работ, услуг) и приносимой прибыли.