Курсовая с практикой на тему Конкурентные стратегии крупных предприятий. Роль крупных предприятий в экономике России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки конкурентной стратегии крупных предприятий 5
1.1 Конкурентная стратегия: понятие, сущность и виды 5
1.2 Процесс формирования конкурентных преимуществ крупного предприятия, как основа разработки его конкурентной стратегии 15
2. Особенности развитие крупного бизнеса в России 24
2.1 Роль крупных предприятий в экономике России 24
2.2 Эффективность и перспективы развития крупных предприятий в России 36
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Введение:
Актуальность рассмотрения темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы предприятиям необходимо преумножать свои конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. Это, в свою очередь позволит более полно удовлетворять потребности клиентов, а, следовательно, повысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию предприятия на рынке.
Решающий фактор коммерческого успеха на конкурентном рынке — его конкурентоспособность. Поскольку конкурентоспособность — это ключ к рыночному успеху предприятия, а, решение проблемы конкурентоспособности — самая сложная задача в деятельности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.
Для укрепления позиции организации на рынке применяется разработка и реализация конкурентной стратегии. При разработке конкурентной стратегии организации необходимо учитывать существующие внешние факторы, оценку позиции организации на рынке в данный момент и прогноз на перспективу, а также оценку ее внутренних факторов.
Целью курсовой работы является изучение конкурентной стратегии крупных предприятий и рассмотрение роли крупных предприятий в экономике России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
− ознакомиться с понятием, сущностью, видами и подходами к определению конкурентной стратегии;
− проанализировать процесс формирования конкурентных преимуществ крупного предприятия, как основа разработки его конкурентной стратегии;
− изучить роль крупных предприятий в экономике России;
— рассмотреть эффективность и перспективы развития крупных предприятий в России.
Объект исследования – конкурентная стратегия крупных предприятий.
Предметом исследования будет являться изучение возможностей и определение конкурентных преимуществ крупных предприятий, формирование таких преимуществ в единую конкурентную стратегию.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Основной целью любого предприятия в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли. Главным средством увеличения прибыли является высокие конкурентные преимущества.
Выполнив теоретическую часть работы, было определено, что процесс разработки конкурентной стратегии предприятия довольно сложен и требует проведения дополнительных исследований. Для этого необходимо оценить конкурентоспособность организации в целом, а так же провести анализ его финансовых, сбытовых и коммуникационных возможностей, анализ конкурентов, оценить сложившуюся ситуацию на рынке. Существует большое количество методов оценки конкурентоспособности предприятия. Для проведения исследования конкурентоспособности конкретного предприятия необходимо полно изучить организационно-экономические параметры, организационный и маркетинговый потенциал этого предприятия, а так же оценить его позицию на рынке.
Крупные предприятия, несомненно, имеют массу преимуществ, однако, имеются и существенные недостатки. Это, прежде всего: возникновение сложностей в процессе управления, в связи с возрастанием масштабов предприятия, крупные инвестиции, пагубное влияние на окружающую среду. Также значимым недостатком, выделяющемся на макроуровне, является монополизация производства. Это может провоцировать дефицит производимой продукции, а также снижение экономической эффективности.
Несомненно, крупные предприятия являются основой успешного экономического развития, но не следует забывать о существенной роли малого бизнеса в экономики станы. Малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы реструктуризации экономики, не требует крупных вложений, обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высокую производительность труда; способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.
Подводя итоги, следует отметить, что крупный бизнес является каркасом национальной экономики. Но основную часть занятости, доходов и налогов, а также инноваций приносит средний бизнес. В свою очередь малый бизнес выполняет, в основном, социальные функции, обеспечивая огромному количеству людей приемлемый уровень дохода и статус. Мелкие и средние предприятия являются опорой для крупных компаний. Дело в том, что массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. В этом направлении монополисты вынуждены будут затрачивать много усилий, либо создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что достаточно дорого, и делается это в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
В заключение хотелось бы добавить, что предпринимательство ведет к налаживанию экономики в целом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наилучшим решением для России будет создание такой политики государства, которая была бы направлена на развитие предпринимательства в нашей стране.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты разработки конкурентной стратегии крупных предприятий
1.1 Конкурентная стратегия: понятие, сущность и виды
Понятие «конкурентная стратегия» часто рассматривают, как идентичное понятиям «конкурентная политика», «деловая стратегия». Во многих крупных корпорациях и даже небольших фирмах высшие менеджеры, как правило, постоянно занимаются стратегическим планированием, но реализация стратегии предусматривает участие всех уровней управления. Стратегическое планирование представляет собой определенные действия и решения, предназначенные для разработки стратегии фирмы, способствующей реализации ее целей. Стратегическое планирование предполагает определение миссии фирмы, анализ ее внешней среды и внутренних возможностей, определение текущих и перспективных целей, основных средств их решения. Миссия фирмы представляет собой главную цель, девиз, определяющие ее имидж. Основными целями могут быть: получение долгосрочной прибыли, повышение или удержание доли рынка, проникновение на новый рынок, повышение производительности, расширение ассортимента продукции и др. Для правильного определения стратегии фирма должна провести анализ, который предполагает оценку нескольких групп факторов внешней среды, оказывающих влияние на фирму [2, c. 49].
Стратегия конкуренции – это набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурентам и укрепления позиции на рынке. Цель конкурентной стратегии – достижение превосходства над конкурентами в предложении товаров и услуг. Проще говоря, она заключается в том, чтобы превзойти конкурентов в предоставлении потребителям пользующихся спросом товаров и услуг и получить за счет этого конкурентное преимущество и лидерство на рынке. Ядро конкурентной стратегии компании составляет внутренняя деятельность по предоставлению более высокой, чем у конкурентов, потребительской ценности. Кроме того, в конкурентную стратегию входят наступательные и оборонительные действия, распределение и перераспределение ресурсов для поддержания долгосрочных конкурентных возможностей и выгодной конкурентной позиции, а также тактические действия, предпринимаемые при изменении рыночной конъюнктуры.
Для определения конкурентной стратегии необходимо понимать разнообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, ряд экономистов предлагают подразделить на три агрегатных уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства); мезоуровень (отрасли, группы предприятия); макроуровень (народнохозяйственные комплексы). Причем микро-имезо уровень могут иметь как национальный, так и международный уровень масштаба [4, c. 172].
Таким образом, выделяют также масштаб международной конкуренции отдельных отраслевых объединений (мезоуровень), а также международной конкуренции отдельных стран (макроуровень). В этой связи для целей исследования нами предлагается также ввести понятие «уровни» в отношении конкурентной среды, выделив три уровня (по признаку масштаба конкуренции) микроуровень (конкурентная среда предприятия), мезоуровень (внутриотраслевая конкурентная среда на национальном уровне), макроуровне (международная конкурентная среда отраслей на мировом уровне).
Если фирма работает в очень привлекательной отрасли, ее прибыль может оказаться недостаточно большой из-за неправильно выбранной конкурентной позиции. И напротив, если предприятие, занимающее исключительное положение в отрасли, работает в совершенно неприбыльном бизнесе, все усилия по укреплению данной позиции могут оказаться напрасными. Два момента, которые определяют выбор стратегии конкуренции, динамичны по своей природе: привлекательность отрасли и прибыльность компании могут с течением времени меняться, недоходные отрасли и фирмы становятся прибыльными и наоборот; то же относится и к конкурентной позиции компании — она изменяется, отражая непрекращающуюся борьбу противников. Каким бы продолжительным ни был период стабильности на рынке, неожиданный конкурентный ход кого-нибудь из участников может разом дестабилизировать весь рынок. Деятельность отдельно взятого предприятия воздействует как на прибыльность отрасли в целом, так и на ее конкурентную позицию, и потому выбор конкурентной стратегии является в тоже время непростым и интересным вопросом [20, c. 93].
Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, — это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли – то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Стадия разработки стратегии возникает с выбора общего конкурентного преимущества (преимущества по издержкам или преимущества рыночной силы, основанного на исключительности продукта), с помощью которого предприятие будет достигать намеченных стратегических целей. На основании установленных преимуществ выбирается базовая стратегия.
Базовая стратегия конкуренции представляет фундамент конкурентного поведения фирмы на рынке. Она изображает схему обеспечения преимуществ над конкурентами и создает стратегию управления предприятием. Обобщение теоретических и практических знаний конкуренции позволяет выделить пять базовых стратегий конкуренции, которые обладают некоторыми преимуществами, но не лишенных и недостатков [19, c. 117].
Выделяет пять базовых стратегий.
1. Стратегия снижения себестоимости продукции ориентируется на массовый выпуск стандартных товаров, что как правильно намного результативнее и требует наименьших удельных издержек, чем изготовление малых партий разнородной продукции.
2. Дифференциация опирается на специализации в производстве особой (иногда необычной) продукции, являющейся изменением стандартного товара.
3. Стратегия сегментирования сосредоточена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном и часто единственном сегменте рынка, выделяемом на основе географического, психографического, поведенческого или демографического факторов.
4. Стратегия внедрения новшеств основывается на поиск принципиально новых, эффективных технологий, планирование необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, приемов стимулирования сбыта и т. п. Основная цель ― обогнать конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренции нет или очень мала.
5. Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка направлена на максимально быстрое удовлетворение возникающих потребностей в разных отраслях бизнеса. Главный принцип поведения — выбор и реализация проектов, наиболее прибыльных в проходящих рыночных условиях [14, c. 183].
Выбор стратегии, в максимальной степени соответствующей чертам компании и направлениям развития рыночной ситуации, включает ряд этапов: оценку преимуществ стратегии и ее рисков; рассмотрение соответствия рыночных условий, требуемых для осуществления стратегии, реальной ситуации на рынке; анализ соответствия особенностей организации производства и управления предъявляемым требованиям. Важнейшее условие выбора стратегии ― приспособление своих потенциалов к конкурентным условиям рынка. В данном значении базовые стратегии являются значительной, общеэкономической основой развития конкурентных преимуществ.