Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Конкуренция: сущность,форма и методы. Особенности конкуренции в современных условиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1. Экономическая сущность и функции конкуренции 5
1.2. Основные формы и методы конкуренции 7
1.3. Особенности конкуренции в современных условиях 10
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА 13
2.1. Особенности рынка совершенной конкуренции 13
2.2. Монополистическая конкуренция 17
2.3. Понятие и сущность олигополии 18
2.4. Особенности монополий 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы курсовой работы «Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции в современных условиях» заключается в том, что конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, — это конкуренция между производителями.
Конкуренция между потребителями — взаимоотношение по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.
Объектом исследования данной курсовой работы является рыночная конкуренция.
Предметом исследования являются особенности конкуренции в современных условиях.
Цель написания – изучить сущность, формы, методы, роль конкуренции в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе были выделены следующие задачи:
— раскрыть экономическую сущность и функции конкуренции;
— рассмотреть основные формы и методы конкуренции;
— изучить особенности конкуренции в современных условиях;
— выявить особенности рынка совершенной конкуренции;
— рассмотреть понятие и сущность олигополии;
— исследовать монополистическую конкуренцию;
— выявить особенности монополий.
В работе использованы такие приемы и методы экономической науки, как монографический метод, метод сравнения, группировка и обобщение данных, статистический метод.
Нормативно-правовой базой послужили Федеральный закон 147-ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2016-2018гг.».
Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили труды таких ученых-экономистов, как Асаул А.Н., Атаманчук Г.В., Варламова А.Н. Васильева Е.М., Морозова Т.Г., Даурова Т.Г., Дерябина М., Клавдиенко В., Кононкова Н.П. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические особенности сущности, функций конкуренции, формы и методы конкуренции, особенности конкуренции в современных условиях.
Во второй главе рассмотрены теоретические и практические особенности основных видов конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, конкуренция — экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от весомости экономических аргументов соревнующихся.
Конкуренцию можно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную. Основными методами добросовестной конкуренции являются повышение качества продукции; снижение цен; реклама; создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТП и т.д. Основными методами недобросовестной конкуренции являются экономический шпионаж; подделка продукции конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с отчетностью; валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д.
Главная особенность конкуренции в современных условиях – глобализация экономики. Главными субъектами международной конкуренции на данный момент стали транснациональные корпорации. Усилилась конкурентная борьба монополий с мелким и средним бизнесом посредством установления труднопреодолимых экономических барьеров на перелив капитала из одной отрасли в другую. Тем не менее, средний и мелкий бизнес продолжает успешно функционировать.
Существует огромное количество различных рыночных состояний — рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия — что позволяет говорить о несовершенстве рынков. Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
На рынке совершенной конкуренции действует множество производителей, у которых нет рычагов навязывания своей воли (цен, ассортимента и т.п.) потребителям.
При несовершенной конкуренции производитель имеет определенную степень влияния на рынок:
Деятельность монополий необходимо рассматривать с точки зрения глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно там аккумулируется большая часть доходов.
Монополия возникает тогда, когда одно предприятие обеспечивает весь объём отраслевого предложения и близкие заменители продукции отсутствуют, при этом продавец оказывает влияние на цену рынка.
Существование монополий возможно из-за наличия барьеров проникновения в данную отрасль.
По своим экономическим, социальным, техническим, организационным и технологическим характеристикам российские естественные монополии находятся на уровне самых лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям и превосходят их.
Естественные монополии РФ позволяют занять российской экономике в 21 веке одно из ведущих мест в мире. Поэтому естественные монополии (Газпром, РЖД, Транснефть и др.) следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов во всём мире.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

1.1. Экономическая сущность и функции конкуренции

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок [9, с. 217].
По определению рынок — это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение — это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров и объемы продаж.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition). Конкуренция — экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.
Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от весомости экономических аргументов соревнующихся.
Конкуренция — соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке [14, с. 258].
Главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия.
Очень важна роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.
Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.
Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ [8, с. 194].
Рассмотрим основные функции конкуренции:
1) Функция регулирования:
Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
2) Функция мотивации:
Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
3) Функция распределения:
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.
4) Функция контроля:
Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена [13, с. 372].
Таким образом, конкуренция — экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от весомости экономических аргументов соревнующихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы