Курсовая с практикой Экономические науки Микроэкономика

Курсовая с практикой на тему Конкуренция продавцов (производителей) и конкуренция покупателей (потребителей)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Понятие рынка и конкуренции 5
1.1. Характеристика рынка и виды конкуренции. Конкуренция среди продавцов (производителей) и среди покупателей (потребителей) 5
1.2. Методы конкуренции и их особенности на различных рынках 11
1.3. Совершенная конкуренция 15
1.4. Несовершенная конкуренция 18
Глава 2. Анализ конкуренции среди продавцов (производителей) и среди покупателей (потребителей) 24
2.1. Анализ конкуренции среди продавцов (производителей) 24
2.2. Анализ конкуренции среди покупателей (потребителей) 30
Заключение 41
Список использованной литературы 44

  

Введение:

 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Эффективность хозяйствования субъектов экономики в значительной степени зависит от понимания природы конкуренции, форм ее проявления, методов конкурентной борьбы и факторов, определяющих готовность субъектов экономики к такой борьбе. В условиях существования значительного количества различных научных подходов особое значение приобретает исследование эволюции взглядов на конкуренцию, поскольку именно таким путем можно систематизировать рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности, как отдельного экономического субъекта, так и экономики страны в целом.
Основные подходы к методологии исследования конкуренции и конкурентоспособности заложены в трудах таких экономистов как И. Aнсофф, М. Портер, Д. Рикaрдо, A. Смит, И. Шумпетер. Различные вопросы экономической конкуренции как общественного экономического явления исследованы в трудах Г. Aзоевa, Л. Aнтонюкa, Я. Бaзилюкa, В.Гееца, Р. Фaтхутдиновa, A. Юдaновa и других ученых.
При этом теоретические аспекты влияния конкуренции на рынок еще не нашли надлежащих отражений в исследованиях как отечественных так и зарубежных ученых.
Учитывая вышеизложенное, особенно актуальным в условиях активизации глобализационных и интеграционных процессов стает изучения конкуренции как экономической категории и исследования путей повышения конкурентоспособности предприятий.
Объект работы – конкуренция.
Предмет работы – конкуренция продавцов (производителей) и конку-ренция покупателей (потребителей).
Целью работы является изучение конкуренции продавцов (производи-телей) и конкуренции покупателей (потребителей).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
— дать характеристику рынка и видов конкуренции;
— охарактеризовать методы конкуренции и их особенности на различ-ных рынках;
— описать совершенную конкуренцию;
— описать несовершенную конкуренцию;
— провести анализ конкуренции среди продавцов (производителей) на примере рынка цифровой и бытовой электроники;
— провести анализ конкуренции среди покупателей (потребителей) на примере оптового рынка электрической энергии и мощности в России.
Информационной базой при написании работы являлась специальная литература, посвященная вопросам конкуренции, а также научные публика-ции в периодических изданиях.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общие представления о конкуренции зарубежные исследователи сводят к структурному (конкуренция на рынках совершенной и монополистической конкуренции, олигополии и монополии) и поведенческому (конкуренция как соревнование между товаропроизводителями) аспектам.
На современном этапе развития мировой экономики актуальность при-обретает проблема ведения конкурентной борьбы в рамках правового поля. Этот вопрос обостряется в связи с формированием и развитием антимоно-польного законодательства, в различных государствах на сегодняшний день нельзя считать гармонизированным. Несмотря на правовые ограничения, конкуренция в России, не всегда осуществляется законными методами.
Ограничения незаконных методов конкурентной борьбы зависит не только от совершенства нормативно-правовой базы государства, но и от сте-пени сформированности и развитости рыночных отношений. Именно степень сформированности рынка, развитость его институтов определяет характер конкурентной борьбы, ее цели и методы осуществления. Уровень развития отечественных рыночных отношений нельзя считать достаточным и таким, что может обеспечить ведение конкурентной борьбы исключительно закон-ными методами.
В зависимости от используемых методов выделяют такие виды конку-ренции: ценовую, неценовую и нечестную.
Ценовая конкуренция подразумевает, что главным методом противо-стояния с конкурентами выступает цена. В таком противостоянии обычно выигрывает тот, кому удается достичь такой индивидуальной стоимости, ко-торая ниже рыночной цены. По сути, это борьба за уменьшение расходов на производство путем применения достижений научной организации труда и научно-технического прогресса, увеличения производительности труда и прочее. На конкурентном рынке низкая способность определенных компаний к такой деятельности в результате приводит к их ликвидации другими ком-паниями.
Неценовая конкуренция может выполняться путем увеличения качества применения рекламы, обеспечения гарантийного ремонта, предоставления бесплатных консультаций по эксплуатации приобретенного товара, продажа запасных частей и прочее.
Нечестная конкуренция — это деятельность субъекта хозяйствования, которая направлена на то, чтобы получить коммерческую выгоду и обеспе-чить свое превосходство на рынке с помощью обмана партнеров и потреби-телей, а также государственных органов и других субъектов хозяйствования.
Существует большое разнообразие рыночных форм конкуренции. Но основными являются четыре основные рыночные структуры: абсолютная (чистая, совершенная или свободная) конкуренция, монополистическая кон-куренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия.
Рынок совершенной конкуренции обеспечивает эффективное распреде-ление ресурсов автоматически, без какого-либо вмешательства других меха-низмов, только с помощью конкуренции и колебания рыночных цен.
Несовершенно конкурентными являются рынки, на которых покупате-ли или продавцы в своих решениях учитывают собственную способность влиять на рыночную цену. Эта особенность меняет поведение фирм и рас-пределение ресурсов.
Анализ конкуренции среди продавцов проведен на примере рынка цифровой и бытовой электроники. Конкуренция на рынке цифровой и быто-вой электроники весьма сильная. Крупные столичные торговые сети все ак-тивнее распространяются по регионам. Покупательский спрос, при этом, ха-рактеризуется только самыми недорогими и необходимыми товарами, тща-тельным подбором и откладыванием дорогих покупок до момента различ-ных распродаж или выгодных условий кредитования. В связи с этим про-давцам необходимо постоянно проводить улучшение своего ассортимента, применять различные изощренные способы привлечения покупателей, акции, скидки и рекламу.
Анализ конкуренции среди покупателей (потребителей) проведен на примере оптового рынка электрической энергии и мощности в России. Ана-лиз имеющихся данных об степени конкуренции среди потребителей на оптовом рынке электрической энергии и мощности демонстрирует, что на данный момент время среди потребителей преобладает небольшое число га-рантирующих поставщиков. Олигополия производителей и такое же рыноч-ное состояние среди потребителей ОРЭМ создает рыночную конструкцию олигономии, что в очередной раз указывает на необходимость государствен-ного регулирования в данной области, но уже с учетом текущей ситуации — рынка олигополии.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Характеристика рынка и виды конкуренции. Конкуренция среди продавцов (производителей) и среди покупателей (потребителей)

Деятельность всех экономических агентов на рынке тесно связана с конкуренцией, которая подразумевает свободный выход на рынок различ-ных товаропроизводителей с разными товарами и, тем самым, усложняет им возможности для привлечения потребителя. Именно это и побуждает това-ропроизводителей увеличивать свою конкурентоспособность, применяя все доступные конкурентные преимущества. Обеспечение требуемого уровня конкурентоспособности дает возможность привлекать новых клиентов, уве-личивать рынки сбыта, наращивать объемы продаж и прибыли, что, соответ-ственно, дает возможность заниматься инвестиционной и инновационной дея-тельностью, а, в свою очередь, и ускоряет экономическое развитие всего гос-ударства.
Суть понятия «конкуренция» приходит из латинского слова «concurrentia», которое означает соревнование или столкновение. В словаре иностранных слов понятие «конкуренция» описывается как соперничество в борьбе за конечный результат или как свободные соревнования между пред-приятиями .
Конкуренция, как экономическая категория в научной литературе изу-чают, в основном, как борьбу между предприятиями за самые эффективные условия и результаты инвестирования ресурсов в ходе изготовления и про-дажи товаров . По нашему мнению, данное толкование не отражает в полной мере сущность современной конкурентной борьбы между разными товаро-производителями.
В узком же смысле конкуренцию, обычно, рассматривают в качестве борьбы между разными производителями, продвигающими на рынок стан-дартную продукцию, за клиента, используя ценовые и неценовые направле-ния конкурентной борьбы. Подобное явление имеет название внутриотрасле-вой конкуренции . При этом говорить исключительно о внутриотраслевой конкуренции не совсем корректно, так как производители ведут конкурен-цию между собой за инвестора, за доступ к ресурсам, за сбережение техно-логического уклада и прочее. Все это позволяет говорить о различных под-ходах к изучению конкурентной борьбы, которые образовались в процессе эволюции подходов к определению конкуренции и характеристики ее видов .
Базис теории конкуренции был заложены еще А. Смитом . Исходя из представлений А. Смита, самым первым проявлением конкуренции можно воспринимать внутриотраслевую конкуренцию, направленную на борьбу за деньги клиента. При этом А. Смит изучал конкуренцию как фактор для ре-гулирования общественных и частных интересов, и как эффективное средство для ценового регулирования :
— на базе теории конкурентной цены было сформулировано понятие конкуренции как соперничества, которое повышает цены при уменьшении предложения или снижает цены при избыточном предложении;
— установил базовые условия для эффективной конкуренции, которые исключают наличие значительного количества продавцов, предоставляют исчерпывающую информацию о них и мобильность применяемых ресурсов;
— впервые продемонстрировал, как конкуренция, путем уравнивания нормы прибыли, может привести к оптимальному перераспределению капи-тала и труда между различными отраслями;
— сформулировал элементы для модели совершенной конкуренции и теоретически показал, что при ее реализации есть возможность максимально удовлетворить потребности клиентов;
— создал предпосылки для формирования теории оптимального пере-распределения ресурсов на рынке совершенной конкуренции.
На рынке, который формируется, конкуренция может проходить толь-ко путем понижения цены (т. е. ценовая конкуренция). На сформировавшемся динамично развивающемся рынке, использование исключительно ценовых методов не дает результатов, поэтому их следует сочетать с неценовыми ме-тодами конкуренции.
Межотраслевая конкуренция появляется в процессе развития рынка, когда между производителями начинается конкуренция между собой за до-ступ к различным ресурсам (природным и человеческим), а также начинается конкуренция за привлечение инвестора. По ходу развития конкурентной борьбы также эволюционировали и подходы ученых. Например, Дж. С. Милль сформулировал уравнения международного спроса, определил на рынке не конкурирующие группы, описал существование нескольких разных видов эластичности спроса (по доходам, ценовая, перекрестная), показал сущность альтернативных расходов и присутствие экономии на масштабах . В будущем описанные идеи получили свое развитие в работах таких ученых, как Дж. Робинсон и Э. Чемберлен . Они также сформировали фундамент для современной западной теории основных четырех типов рынков:
— рынка совершенной конкуренции;
— рынка монополистической конкуренции;
— рынка олигополии;
— рынка монополии.
Е. Чемберлен также предложил применять для классификации рынков два отдельных критерия — взаимозаменяемость товаров, которые предлага-ются различными предприятиями, и взаимозависимость самих предприя-тий .
А. Курно в дальнейшем предложил теорию чистой монополии и тео-рию дуополии (олигополии). Позиции всех указанных ученых в западной экономической науке настолько сильны, что термин «конкуренция» чаще применяется больше в структурном понимании. Если же требуется отметить поведенческую часть конкуренции, то зачастую используют иной термин — соперничество . На наш взгляд, выбор структурной либо поведенческой стороны в исследовании конкуренции напрямую зависит от собственно цели выполняемого исследования. Например, изучая только поведение продавца и клиента, достаточно использовать поведенческий подход. В свою очередь, изучая проблемы ценообразования, требуется структурный подход, а для изучения воздействия финансовых факторов на конкурентоспособность про-изводителей требуется как учет поведенческого, так и учет структурного ас-пектов.
Представители неоклассической экономической школы изучают конку-ренцию в аспекте борьбы за различные редкие экономические блага. Так, П. Хейне отмечает, что конкуренция выступает стремлением лучшего удовле-творения критериев доступа к разным редким благам . Данный аспект имеет особенную актуальность в текущих условиях и соответствующим образом поясняет перенос производственных мощностей в те регионы, где есть деше-вые природные ресурсы и дешевая рабочая сила.
При этом, конкуренция не выступает проявлением определенного рын-ка, поэтому на текущий день и внутриотраслевую, и межотраслевую конку-ренцию следует изучать, как на национальном, так и на международном уровне. Базис для исследования международной конкуренции был заложен еще М. Портером, который изучал конкуренцию в качестве динамического процесса, которые непрерывно развивается, и на котором формируются но-вые производственные процессы, новые товары, новые рыночные сегменты и новые пути маркетинга .
Кроме масштабов конкуренции, также большое значение имеет модель исследуемого рынка: рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции или рынок олигополии. Так, А. Маршалл провел глубокие ис-следования механизмов автоматического равновесия на рынке при помощи совершенной конкуренции и воздействия законов максимальной полезности и максимальной производительности . Именно работы А. Маршалла сфор-мировали теоретическую основу для изучения совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и олигополистической конкуренции.
Конкуренция за поиск инвестора начинает появляться после оконча-тельного формирования рыночных взаимоотношений, и особенное обостре-ние получает в период глобализации, так как благодаря исчезновению гра-ниц для перемещения капитала увеличиваются как возможности его получе-ния, так и риска его утраты. При этом конкуренция за получение инвестиций не выступает только борьбой между производителями, в данные процессы активно вклинивается государство, формируя неравные условия для инве-стирования капитала в разные территории и отрасли, путем формирования неравных условий с помощью выделения налоговых и прочих преференций. Вмешательство государства в процессы конкуренции поспособствовало об-разованию регулируемой и нерегулируемой конкуренции.
Специфическим видом конкурентной борьбы можно назвать конкурен-цию за сбережение технологического уклада. Первым, кто изучал конкурен-цию в ракурсе изменения технологических укладов, стал Й. Шумпетер. Он характеризовал конкуренцию как соперничество устаревших технологий и инноваций . Подобная конкуренция появляется в результате того, что рынок отторгает новые технологии, и только если новатор сможет выполнить инно-вационный прорыв, устаревшие технологии вытесняются с рынка, и, соответ-ственно, вытесняются производители, которые работают на устаревших тех-нологиях.
Дальнейшее развитие идеи конкуренции как соперничества старого и нового на рынке получили благодаря работам Ф. Хайека. Он указал, что конкуренция является процессом, с помощью которого люди могут получать и передавать знания. Согласно его мнению, скрытое становится явным на рынке исключительно благодаря конкуренции. Предприниматели могут из-бирать разнообразные линии поведения, но исключительно конкуренция по-казывает, какая из них является эффективной, а какая нет .
Таким образом, все представления о конкуренции зарубежные эконо-мисты сводят к структурному аспекту (конкуренция на рынках совершенной конкуренции и монополистической конкуренции, монополии и олигополии) и поведенческому аспекту (конкуренция как соревнование или борьба между производителями).
В советской литературе 50-60 годов ХХ века было преимущественно отрицательное отношение к процессам конкуренции как таковым. Словари, справочники и различные учебные пособия по политэкономии социализма подавали конкуренцию исключительно с позиций классового подхода, а так-же отмечали факт ликвидации конкуренции в советской экономике и замены ее бесконфликтным соцсоревнованием с победителями, но без побежден-ных . Новые подходы к проблеме конкурентной борьбы начали появляться при распаде Советского Союза и их развитие происходит по настоящее вре-мя.
На текущем этапе развития мировой экономики актуальность получила проблема удержания конкурентной борьбы в пределах правовых норм. Данный вопрос весьма остро стоит в связи с внедрением антимонопольного законодательства, которое в разных государствах нельзя считать гармони-зированным. Несмотря на имеющиеся правовые ограничения, процессы кон-куренции в России, далеко не всегда протекают законными методами.
Ограничение незаконных методов конкуренции находится в зависимо-сти не только от развития нормативно-правовой базы государства, но также и от степени развитости рыночных взаимоотношений. Именно степень разви-тости рынка и его институтов характеризует конкурентную борьбу, и ее ме-тоды проведения. Степень развития отечественных рыночных взаимоотно-шений сложно назвать достаточным или таким, который может гарантиро-вать ведение конкуренции только в раках законных методов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы