Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности развития конкурентной среды российской экономики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Экономическая роль
конкуренции. 5

1.1 Экономическая сущность конкуренции. 5

1.2 Методы ведения конкурентной борьбы.. 15

Глава 2 Состояние конкурентной среды
в российской экономике. 29

2.1 Роль государства в создании конкурентной среды.. 29

2.2 Особенности национальной конкуренции. 34

Заключение. 41

Список использованных источников. 43

 

 

 

  

Введение:

 

Современный этап развития
характеризуется наличием экономического соперничества, соревнования в борьбе за
потребителя, то есть конкуренцией.
Эволюция научных взглядов на
конкуренцию изменила концепцию «конкуренция» на более широкое понятие —
«взаимодействия предприятий на рынке». Наиболее ярко конкуренция прослеживается
в материально-производственной сфере общества.

Конкуренция понимается как
состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия
эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать
на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, неотъемлемой
составляющей рыночной экономики является создание и развитие конкурентной среды
— совокупности внешних по отношению к конкретному предприятию факторов, которые
влияют на конкурентное взаимодействие предприятий соответствующей отрасли.

Следует ожидать, что свободная
конкуренция способна обеспечить наиболее эффективное развитие рыночной
экономики.

Тем не менее, в реальных условиях
свободной конкуренцию сложно встретить. В российских реалиях, несмотря на
стремление к развитию рыночной экономики и повышению конкуренции, наблюдаются проблема
государственной монополизации экономики на национальном уровне. В связи с этим
актуально рассмотрение особенностей конкуренции в РФ.

Цель
курсовой работы – изучение конкуренции как механизма саморегулирования рынка, а
также анализ особенностей развития конкурентной среды российской экономики.

Для
достижения цели курсовой работе поставлены следующие задачи:

         
рассмотреть экономическую роль конкуренции;

изучить экономическую роль конкуренции;

проанализировать методы ведения конкурентной борьбы;

рассмотреть состояние конкурентной среды в российско экономике;

проанализировать роль государства в создании конкурентной среды;

изучить особенности национальной конкуренции.

Объектом исследования являются конкуренция.

Предмет
исследования – анализ особенностей конкурентной среды в Российской Федерации.

Вопросам изучения конкуренции как механизма саморегулирования
рынка посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Среди них отметим работы К.Р.
Макконнелла, С.Л. Брю, Н.Г. Мэнкью, В.М. Гальперина, С.М. Игнатьева, В.И. Моргуновой,
А.Г. Грязновой, Л.В.
Горяиновой,
Л.Н.
Баренбаума,
Р.М.
Нуреева, А.С. Селищева, В.Ф. Максимовой и других.

При
написании работы были использованы методы дедукции и индукции, метод
сравнительного анализа, методы анализа и синтеза, а также
эмпирико-статистические и системные методы исследования,
сравнительно-экономический анализ и эмпирический метод исследования. 

Для написания
работы была использована научно-практическая и специализированная литература,
освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные
издания и монографии.

Структура
и объем работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список
использованных источников.

Во
введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи,
которые поставил перед собой автор.  В первой
главе рассмотрена экономическая роль конкуренции. Во второй главе рассмотрено состояние конкурентной среды в российско экономике. В
заключении подведены итоги изучения вопроса и сформулированы основные выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
работе проанализирована сущность конкуренции как механизма саморегулирования
рынка.

В первой главе изучено понятие «конкуренция». Итак, конкуренция
— ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношений. Эффективность
деятельности субъектов хозяйствования экономики в значительной степени зависит
от понимания природы конкуренции, форм ее проявления, методов конкурентной
борьбы и факторов, определяющих готовность субъектов экономики к такой борьбе. Эволюция
экономических учений конкуренции характеризуется изменением взглядов от теории
меркантилизма до теории интеллектуального лидерства и обосновывает влияние
факторов внешней и внутренней среды на эффективность конкуренции.

В определении понятия «конкуренция» следует выделить
три основных подхода: первый — определяет конкуренцию как элемент рыночного
механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение; второй —
определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого
рынка, он основывается на современной теории морфологии рынка; третий —
определяет конкуренцию как состязательность, соперничество на определенном
сегменте рынка между отдельными субъектами, заинтересованными в достижении
одинаковых целей.

Также
в первой главе проанализированы методы ведения конкурентной борьбы.
Отметим,
что экономисты и политики давно спорят о том, какой должна быть открытая или
ограничительная экономическая и торговая политика. Свободные рынки теоретически
оптимальны, а спрос и предложение направляются невидимой рукой для эффективного
распределения товаров.

В действительности,
однако, свободные рынки подвержены манипуляциям, неправильной информации,
асимметрии власти и знаний и способствуют неравенству в благосостоянии. Поэтому
государственное регулирование направлено на то, чтобы сбалансировать
достоинства свободного рынка и его подводные камни.

Во второй главе рассмотрено состояние конкурентной
среды в РФ.

Так, доля
государственного сектора составляет значительную часть российской экономики, а
именно: более половины национальной экономики Российской Федерации. По данным
Центра стратегических разработок доля государства в экономике росла, начиная с
2000-х, и сейчас достигла «исключительно высоких значений».

Оценки,
приведенные ФАС России в 2015 году, свидетельствовали о значительном вкладе
государства и компаний с государственным участием в ВВП Российской Федерации.

Таким
образом,
существует проблема государственной монополизации экономики на национальном
уровне. Она сопряжена с проблемами государственно-монополистических тенденций
региональных экономик и применения не рыночных, а административно-хозяйственных
методов управления экономикой на региональном и муниципальном уровне.

Для повышения
конкурентоспособности потребуется существенно скорректировать всю проводимую
экономическую политику. Ключевыми направлениями государственной политики,
направленной на реальное реформирование экономики, должны стать
совершенствование нормативно-правовой базы, развитие рынков товаров и услуг,
антимонопольная политика, развитие финансового сектора, борьба с коррупцией.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ

 

 

1.1 Экономическая сущность конкуренции

 

Конкуренция — ключевое понятие, выражающее сущность
рыночных отношений. Эффективность деятельности субъектов хозяйствования
экономики в значительной степени зависит от понимания природы конкуренции, форм
ее проявления, методов конкурентной борьбы и факторов, определяющих готовность
субъектов экономики к такой борьбе.

Рынок — это организационная структура, в которой
существует определенный порядок. Силой, которой упорядочиваются отношения между
производителями и потребителями, является конкуренция. Она является важнейшим
звеном системы рыночного хозяйства.

Эволюция экономических учений конкуренции
характеризуется изменением взглядов от теории меркантилизма до теории
интеллектуального лидерства и обосновывает влияние факторов внешней и
внутренней среды на эффективность конкуренции.

Таким образом, на сегодняшний день в экономической
литературе существует большое количество определений понятия
"конкуренция", которые охватывают дифференциацию ее характеристик,
функций и особенностей. Учитывая такую ​​дифференциацию, целесообразным
является систематизация различных трактовок учеными этого понятия, исходя из
категорий сущности конкуренции [7, с. 49]:

1) конкуренция — это соперничество экономических
субъектов на рынке с целью достижения наиболее высоких результатов
хозяйственной деятельности;

2) конкуренция — это регулирующий элемент рынка,
механизм, который осуществляет регулирование спроса и предложения на рынке;

3) конкуренция понимается, как соперничество
традиционного с инновационным.

В таблице 1 приведены основные определение, исходя из
трех категорий ее сущности [14, с. 39].

Таблица
1

Основные определения конкуренции

Авторы

Определение

1-я категория — соперничество
экономических субъектов

Адамик В.А.

Соперничество в любой сфере деятельности между отдельными юридическими
или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной
цели

Горфинкель В.Я.

Борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за
наиболее выгодные условия производства и сбыта для достижения лучших
результатов своей предпринимательской деятельности

Криппендорф К.

Особая форма взаимодействия и борьбы на мировом рынке между национальными
и транснациональными производителями с целью обеспечения лучших возможностей
сбыта своей продукции и получения наибольшей прибыли

Курно А.

Конкуренция двух и более фирм, когда каждая фирма предполагает, что объем
производства ее конкурентов будет оставаться неизменным

Маркс К.

Присущая товарному производству антагонистическая борьба между частными
производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров

Маршал А.

Соревнования между выступающими на рынке предприятиями, имеющими целью
обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворить различных
потребности покупателей

Мочерный С.В.

Борьба за сектора «с большей добавленной стоимостью». Реальный доход
страны может расти, только если ее труд и капитал перетекают в бизнес,
который дает более высокую стоимость в пересчете на одного занятого и страна
удерживаем позиции в таком бизнесе лучше, чем ее международные конкуренты

Панасенко Д.А.

Политико-экономические отношения между государствами относительно
получения лучших условий на рынках сбыта для себя и своих производителей

Прайснер А.

Состязательность фирм, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают
возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия
обращения продукции на мировом рынке или на отдельных национальных или
региональных рынках

Туган-  Барановский М.

Деятельное соперничество нескольких лиц в достижении одной и той же цели.
Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное
владение то или иное хозяйственное благо, и поэтому конкуренция всегда имеет
характер борьбы

Юданов Ф.Ю.

Борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей,
ведущаяся ими на доступных сегментах рынка

2-я категория — регулирующий элемент
рынка

Адамик В.

Элемент рыночного механизма, который обеспечивает равновесие между
спросом и предложением путем бескомпромиссной борьбы за ограниченный объем
платежеспособного спроса потребителей между различными субъектами
хозяйствования

Ассель Г.

Конкуренция производителей на рынке, которая включает в себя как
внутриотраслевую, так и межотраслевую формы конкуренции

Грецкий Р.

Экономическая категория, выражает производственные отношения между
товаропроизводителями в процессе обмена продуктами труда

 

Продолжение
таблицы 1

Авторы

Определение

Долан Е., Линдсей Д.

Деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей методом
повышения качества товара, регулирования его объема и цены на рынке

Никифоров А.Д.

Механизм регулирования пропорций общественного производства

Перченко Н.

В развитом товарном производстве конкуренция является объективным
экономическим явлением, которое заставляет хозяйствующие субъекты стремиться
к увеличению прибыли за счет расширения масштабов деятельности,
совершенствование форм организации производственного процесса и рост
производительности труда

Рудницкая М.О.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы